Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 19:12, курсовая работа
В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих форм поведения и формирование личностных характеристик). Основы гендерных различий закладываются генетически и затем с раннего детства развиваются в семье и в общении с другими людьми, в результате чего дети учатся поступать в соответствии со своим полом, гендерным стереотипом, у них вырабатывается «гендеросоответствующее» поведение.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава I. Теоретико-методологические исследования мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии…………………………………….6
1.1. Учебная мотивация как психологическая категория....................................6
1.2. Гендерная обусловленность жизнедеятельности личности……………..12
1.3. Подросток как субъект учебной деятельности………………………...…18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте……………23
2.1. Организация и методы исследования………………………………….....23
2.2. Анализ и описание результатов экспериментального исследования…...25
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33
Приложение. Методики экспериментального исследования…………….36
Цель: выявление мотивации к избеганию.
Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств личности. Из трех необходимо выбрать то одно качество, которое более присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач:
- низкая мотивация к защите;
- средний уровень мотивации;
- высокий уровень мотивации;
- слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Цель: выявление степени готовности к риску Шуберта.
Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень – оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до – 2.
Выделяется пять уровней готовности к риску:
- излишняя осторожность;
- склонность к осторожности;
- средний уровень готовности к риску;
- склонность к риску;
- излишняя склонность к риску.
Первым
этапом диагностических мероприятий
была диагностика мотивации к
успеху. Результаты диагностики и сравнительный
анализ личности мотивации к успеху Т.
Элерса представлены в таблице 1 и на рисунке
1.
Таблица 1
Группа испытуемых | Уровень мотивации к успеху | |||
низкий | средний | умеренно высокий | слишком высокий | |
Мальчики | 16% | 34% | 38% | 12% |
Девочки | 21% | 30% | 15% | 34% |
Как показали исследования, низкий и средний уровни мотивации достижения успеха у мальчиков и девочек имеют незначительные различия. Основные различия отмечаются на умеренно высоком и слишком высоком уровнях мотивации достижения успеха. Умеренно высокий уровень мотивации успеха преобладает у мальчиков, тогда как у девочек преобладает слишком высокий уровень мотивации к успеху. Это свидетельствует о том, что и у мальчиков, и у девочек основным мотивом в учебной деятельности становиться стремление к получению одобрения со стороны значимых лиц, стремление избегания неуспеха, или быть не хуже других, что характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъективной исключительности, стремлениям чем-то выделиться. Как видно из результатов, мотив достижения успеха более выражен у девочек, поэтому они более уверены в исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях.
Результаты диагностики и анализ результатов личности мотивации к избеганию неудач представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
N=24
Группа испытуемых | Уровень мотивации к избеганию неудач | |||
низкий | средний | умеренно высокий | Слишком высокий | |
Мальчики | 16% | 44% | 19% | 21% |
Девочки | 22% | 22 % | 39 % | 17% |
Рис.2. Сравнительный анализ результатов диагностики мотивации к избеганию неудач у мальчиков и девочек (N=24)
Как видно низкий и слишком высокий уровни мотивации к избеганию неудачи имеют незначительные различия. Показатели среднего уровня мотивации к избеганию неудач у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. А показатели умеренно высокого уровня мотивации к избеганию неудачи гораздо выше, чем у мальчиков. Констатирующие факты говорят о том, что у девочек в большей степени преобладает мотив избегания неудач. Они ищут информацию о возможности неудачи при достижении результата, берутся за решение как очень легких задач (где им гарантирован 100% успех), так и очень трудных (где неудача не воспринимается как личный неуспех), готовы взять на себя ответственность, проявляют большую настойчивость при стремлении к цели.
Результаты
диагностики и сравнительный анализ готовности
к риску Шуберта представлены в таблице
3 и на рисунке 3.
Таблица 3
Результаты диагностики степени готовности к риску Шуберта
N=24
Группа
Испытуе-мых |
Уровень мотивации готовности к риску | ||||
Излишняя осторож-ность | Склонность к осторож-ности | Сред-ний | Склонность к риску | Излишняя склонность к риску | |
Мальчики | 0% | 8% | 46% | 31% | 15% |
Девочки | 4% | 16% | 50% | 16% | 14% |
Результаты исследования показали, что испытуемым как мальчикам, так и девочкам не свойственна излишняя осторожность (стремление найти себя, определить границы своих возможностей). Склонность к осторожности у мальчиков ниже, чем у девочек. Преобладающим является средний уровень готовности к риску, как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков склонность к риску более выражена, чем у девочек, поэтому очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха.
Результаты исследования преобладающей мотивации представлены в Таблице 4.
Как показали результаты исследования, преобладающей является мотивация достижения успеха. Однако ярко представлен и невыраженный мотивационный полюс (около 50% у мальчиков и девочек).
Таблица 4
(N=24)
Группа испыту-емых | Преобладающая мотивация | |||
Мотивация на неудачу | Невыраженный мотивационный полюс | Мотивация на успех | ||
Ближе к неудаче | Ближе к успеху | |||
мальчикиии
клакласскласс |
12% | 19% | 31% | 38% |
девочки | 4% | 13% | 38% | 45% |
Очевидно, что и у мальчиков и у девочек мотивация на успех проявляет себя более заметно. Тенденция на преобладание мотивации достижения успеха более очевидна у девочек (рисунок 4).
Рис.4. Результаты исследования преобладающей мотивации (N=24)
В целом можно сделать выводы по проведенным диагностическим мероприятиям:
- умеренно высокий уровень мотивации успеха преобладает у мальчиков, тогда как у девочек преобладает слишком высокий уровень мотивации к успеху;
- показатели среднего уровня мотивации к избеганию неудач у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. А показатели умеренно высокого уровня мотивации к избеганию неудачи гораздо выше, чем у мальчиков;
- у мальчиков склонность к риску более выражена, чем у девочек;
- очевидно, что и у мальчиков и у девочек мотивация на успех проявляет себя более заметно. Тенденция на преобладание мотивации достижения успеха более очевидна у девочек.
Девочки, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска, соответственно, чем выше мотивация к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же, настроенным на успех и имеющие большие надежды на него, девочкам свойственно избегать высокого риска. И, наоборот, у мальчиков имеется преобладающая тенденция мотивации к избеганию неудач, что препятствует настрою на успех, то есть - достижению цели, предпочитая при этом высокий уровень риска.
Таким образом, гипотеза подтвердилась – существует зависимость между особенностями проявления учебной мотивации и полом учащихся.
Заключение
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Считается,
что мотивационная сторона
Подростковый возраст – это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей гендерной роли.
Новые возможности для исследования учебной мотивации открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на данное явление. Учет гендерного фактора при анализе учебной мотивации представляется важнейшим принципом для совершенствования учебного процесса подростков.
Было проведено психодиагностическое исследование гендерных особенностей учебной мотивации подростков. В исследовании приняли участие ученики 8-го класса МОУ «Пуштулимская средняя общеобразовательная школа» в количестве 24 человек: 12 мальчиков и 12 девочек.
Информация о работе Гендерные особенности учебной мотивации подростков