Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:57, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить гендерные особенности коммуникативной сферы личности подростка.
Объект исследования – гендерные особенности подростков.
Предмет исследования – коммуникативная сфера личности подростка.
Гипотеза исследования: особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.
Таким образом, большинство мальчиков в классе обладает маскулинными чертами характера, а большинство девочек – фиминиными.
Далее мы провели исследование уровня общительности и коммуникативности девятиклассников по тесту Ряховского. В диаграмме на рис. 2 мы видим, что девочки более общительны и коммуникабельны, чем мальчики. 9 человек (7 девочек и 2 мальчика) обладают нормальной коммуникабельностью. Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.
11
человек (9 мальчиков и 2 девочки)
весьма общительны (порой, быть
может, даже сверх меры). Любопытны,
разговорчивы, любят высказываться
по разным вопросам, что, бывает,
вызывает раздражение
Рис. 2.
Результаты исследования по тесту Ряховского
Далее мы выявили взаимосвязь типов гендерной идентичности подростков с их коммуникативными особенностями. Для этого построили графики, отражающие результаты по двум методикам (см. рис. 3).
На
рис 3 мы видим, что графики гендерной
идентичности и коммуникативной
активности девятиклассников почти
совпадают. Это говорит о тесной
взаимосвязи исследуемых нами явлений.
Рис. 3.
Взаимосвязь результатов диагностики
по тесту Ряховского и Сандры Бэм
Итак,
мы видим, что особенности
Таким образом, в результате нашего исследования были получены следующие выводы:
· большинство мальчиков в классе обладает маскулинными чертами характера, а большинство девочек – фиминиными;
· девочки более общительны и коммуникабельны, чем мальчики;
· гендерная идентичность
и коммуникативная активность девятиклассников
взаимосвязаны.
Заключение
В
подростковом возрасте происходит формирование
личностных смыслов жизни. Этот период
характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития.
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В данном возрасте подростки проходят особую школу социальных отношений. В своей среде взаимодействуя друг с другом подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Переходя из детского мира во взрослый, у подростков расширяется круг общения. Наиболее важным становится для них общение со сверстниками, которое превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни.
Существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности / феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Без правильного понимания природы половых / гендерных различий не может быть и правильного понимания природы сексуальности.
Мы предположили, что особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.
В результате эмпирического исследования среди учащихся девятых классов школы-гимназии №4 Йошкар-Олы, нами были получены следующие данные.
Большинство мальчиков в классе обладает маскулинными чертами характера, а большинство девочек – фиминиными.
Девочки более общительны и коммуникабельны, чем мальчики.
Мы построили графики, отражающие результаты диагностики типов гендерной идентичности подростков с их коммуникативными особенностями, и выяснили, что гендерная идентичность и коммуникативная активность девятиклассников взаимосвязаны.
Таким
образом, наша гипотеза о том, что
особенности коммуникативной
Цель
работы достигнута, задачи, стоящие
в начале исследования, выполнены. Однако,
данная работа не претендует на окончательный
результат. Мы считаем, что для продолжения
исследования целесообразно увеличить
выборку школьников и сравнить результаты
гендерной идентичности девятиклассников
с результатами 10-ти и 11-ти классников.
Список
литературы
1. Аристов С.А.,
Сусов И.П. Коммуникативно-
2. Батаршев А.В.
3. Березин Р.И. Дифференциация актуального лексикона подростка по сфере общения // Литературные образы и языковые категории. Пермь, 2001. С. 136–144.
4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 2004, №1.-С. 122–127,
5. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – фемининности / Практикум по гендерной психологии Под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003. С. 277–280.
6. Доценко Т.И. Активные процессы в лексиконе подростка. Тезисы докладов межд. конф. IV Шмелевские чтения. М., 2002. С. 52–53.
7. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М, 2003.-367 с.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -480 с.
9. Зубова В.М. Психолого-
10. Каган М.С. Мир общения: проблемы поло ролевых отношений. М.: Политиздат, 2008. -319 с.
11. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 2004.-319 с.
12. Какорина Е.В.
13. Кан-Калик В. А Учителю о педагогическом общении, М.: Просвещение, 2002. С. 137–139.
14. Карасик В.И. Структура институционного дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2005. С. 25–33.
15. Кичатинов Л.П. Динамика коммуникативных потребностей развивающейся личности // Текст. Высказывание. Слово. М., 2003. С. 97–104.
16. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия. Екатеринбург, 2006.-154 с.
17. Левашова С.А. «Психология и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг». // Ярославль, Академия развития. Академия холдинг., 2002.-378 с.
18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2001. – 582 с.
19. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 2006. С. 209.
20. Сериков В.В. К Методологии построения теории и практики личностноориентированного образования // Этнопедагогика – педагогика жизни. Элиста, 2001. С. 24–28.
21. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии. 2004, №2.
22. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус; Изд-во Михайлова В.А., 2008.-639 с.
Размещено на Allbest.ru