Гендерные особенности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – изучить гендерные особенности коммуникативной сферы личности подростка.
Объект исследования – гендерные особенности подростков.
Предмет исследования – коммуникативная сфера личности подростка.
Гипотеза исследования: особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.

Работа содержит 1 файл

Гендерные особенности подростков.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, большинство мальчиков  в классе обладает маскулинными чертами  характера, а большинство девочек  – фиминиными.

     Далее мы провели исследование уровня общительности и коммуникативности девятиклассников по тесту Ряховского. В диаграмме на рис. 2 мы видим, что девочки более общительны и коммуникабельны, чем мальчики. 9 человек (7 девочек и 2 мальчика) обладают нормальной коммуникабельностью. Они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.

     11 человек (9 мальчиков и 2 девочки)  весьма общительны (порой, быть  может, даже сверх меры). Любопытны,  разговорчивы, любят высказываться  по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, они могут себя заставить не отступать. 

     Рис. 2. Результаты исследования по тесту Ряховского 
 

     Далее мы выявили взаимосвязь типов  гендерной идентичности подростков с их коммуникативными особенностями. Для этого построили графики, отражающие результаты по двум методикам (см. рис. 3).

     На  рис 3 мы видим, что графики гендерной  идентичности и коммуникативной  активности девятиклассников почти  совпадают. Это говорит о тесной взаимосвязи исследуемых нами явлений. 

     Рис. 3. Взаимосвязь результатов диагностики по тесту Ряховского и Сандры Бэм 
 

     Итак, мы видим, что особенности коммуникативной  сферы подростков связаны с типом  гендерной идентичности личности подростка.

     Таким образом, в результате нашего исследования были получены следующие выводы:

     · большинство мальчиков в классе обладает маскулинными чертами характера, а большинство девочек – фиминиными;

     · девочки более общительны и коммуникабельны, чем мальчики;

     · гендерная идентичность и коммуникативная активность девятиклассников взаимосвязаны. 
 

     Заключение 

     В подростковом возрасте происходит формирование личностных смыслов жизни. Этот период характеризуется эмоциональной  неустойчивостью и резкими колебаниями  настроения (от экзальтации до депрессии). Психическое развитие подростка  определяет характер взаимоотношений с окружающими его людьми, в которые он вступает на различных этапах своего развития.

     Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится  овладеть как можно большим количеством знаний. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития.

     В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В данном возрасте подростки  проходят особую школу социальных отношений. В своей среде взаимодействуя друг с другом подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Переходя из детского мира во взрослый, у подростков расширяется круг общения. Наиболее важным становится для них общение со сверстниками, которое превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни.

     Существовавшие  ранее традиционные образцы маскулинности / феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Без правильного понимания природы половых / гендерных различий не может быть и правильного понимания природы сексуальности.

     Мы  предположили, что особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.

     В результате эмпирического исследования среди учащихся девятых классов  школы-гимназии №4 Йошкар-Олы, нами были получены следующие данные.

     Большинство мальчиков в классе обладает маскулинными чертами характера, а большинство девочек – фиминиными.

     Девочки более общительны и коммуникабельны, чем мальчики.

     Мы  построили графики, отражающие результаты диагностики типов гендерной  идентичности подростков с их коммуникативными особенностями, и выяснили, что гендерная идентичность и коммуникативная активность девятиклассников взаимосвязаны.

     Таким образом, наша гипотеза о том, что  особенности коммуникативной сферы  подростков связаны с типом гендерной  идентичности личности подростка, нашла свое подтверждение.

     Цель  работы достигнута, задачи, стоящие  в начале исследования, выполнены. Однако, данная работа не претендует на окончательный  результат. Мы считаем, что для продолжения  исследования целесообразно увеличить  выборку школьников и сравнить результаты гендерной идентичности девятиклассников с результатами 10-ти и 11-ти классников. 

     Список  литературы 

1. Аристов С.А., Сусов И.П. Коммуникативно-когнитивная лингвистика и разговорный дискурс // Лингвистический вестник. Вып.1. Ижевск, 2004. С. 3–15.

2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.:ВЛАДОС, 2006. -176 с. 

3. Березин Р.И. Дифференциация актуального лексикона подростка по сфере общения // Литературные образы и языковые категории. Пермь, 2001. С. 136–144.

4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 2004, №1.-С. 122–127, 

5. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – фемининности / Практикум по гендерной психологии Под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003. С. 277–280.

6. Доценко Т.И. Активные процессы в лексиконе подростка. Тезисы докладов межд. конф. IV Шмелевские чтения. М., 2002. С. 52–53.

7. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М, 2003.-367 с. 

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -480 с.

9. Зубова В.М. Психолого-педагогический подход к реализации личностно-ориентированной модели коммуникации в непрерывном образовании // Развитие личности и проблемы непрерывного образования. Новосибирск, 2007.-С. 177–178. 

10. Каган М.С. Мир общения: проблемы поло ролевых отношений. М.: Политиздат, 2008. -319 с. 

11. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 2004.-319 с. 

12. Какорина Е.В. Трансформация лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). М., 2003. С. 67–89.

13. Кан-Калик В. А Учителю о педагогическом общении, М.: Просвещение, 2002. С. 137–139. 

14. Карасик В.И. Структура институционного дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2005. С. 25–33.

15. Кичатинов Л.П. Динамика коммуникативных потребностей развивающейся личности // Текст. Высказывание. Слово. М., 2003. С. 97–104.

16. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия. Екатеринбург, 2006.-154 с.

17. Левашова С.А. «Психология и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг». // Ярославль, Академия развития. Академия холдинг., 2002.-378 с.

18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2001. – 582 с. 

19. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 2006. С. 209. 

20. Сериков В.В. К Методологии построения теории и практики личностноориентированного образования // Этнопедагогика – педагогика жизни. Элиста, 2001. С. 24–28. 

21. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии. 2004, №2. 

22. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус; Изд-во Михайлова В.А., 2008.-639 с.

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Гендерные особенности подростков