Гендерные особенности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – изучить гендерные особенности коммуникативной сферы личности подростка.
Объект исследования – гендерные особенности подростков.
Предмет исследования – коммуникативная сфера личности подростка.
Гипотеза исследования: особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.

Работа содержит 1 файл

Гендерные особенности подростков.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

     Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений  и даже конфликтов в семье. Родителей  не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А  подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, – как трагедию.

     У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Появляется желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

     Стремление  к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям  придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» – еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое – это появление пристрастия к музыке определенного типа [12, c. 79].

     Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток  получает необходимые знания о жизни.

     Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

     Более всего особенности личностного  развития подростка проявляются  в общении со сверстниками. Любой  подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

     У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная  группа – это значимая для подростка  группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

     Таким образом, в подростковом возрасте происходит формирование личностных смыслов жизни. Этот период характеризуется эмоциональной  неустойчивостью и резкими колебаниями  настроения (от экзальтации до депрессии).

     Психическое развитие подростка определяет характер взаимоотношений с окружающими  его людьми, в которые он вступает на различных этапах своего развития.

     Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития.

подростковый  личность коммуникативный гендерный

     1.2 Динамика коммуникативной  сферы личности  подростков 

     Понятие коммуникации связано с информационными  обменами, которые существуют между  людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникации – это  акт и процесс установления контактов  между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. [2, c. 94].

     Л.П. Буева интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп); характеризующейся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

     В более узком психологическом  смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Таким образом, данное определение выделяет основное содержание общения: передача информации (коммуникативный аспект), взаимодействия (интерактивный аспект), познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

     Вступая в мир взрослых, подростки начинают больше взаимодействовать с социумом. Ориентация подростка одновременно на несколько значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его реакцию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Преувеличение своей уникальности часто рождает застенчивость, страх показаться смешными, «потерять себя» в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения. Сознание собственной исключительности вызывает характерные для подросткового возраста чувства одиночества или страха одиночества.

     Подростковое  «Я» еще неопределенно и pacплывчато, оно нередко переживается как  смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, к попытке осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми [4, c. 164].

     Стремление  жить по своим идеалам, выработка  своих образцов поведения может  приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавая конфликтные ситуации. Еще больше установки подростка, его личные особенности проявляются при конфликтном общении. Успешное общение подразумевает понимание той роли, позиции, которую он сам занимает в конфликтном общении.

     Часто подростки не умеют давать обратную связь – наблюдение за поведением подростков иногда создает впечатление, что их несет неведомая сила, при  этом сами они не осознают мотивов  своего поведения, того, что ими руководит  в данный момент. Подростки не осознают различных частей своего «Я», которые определяют их поведение.

     Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в признании  того огромного значения» которое  имеет для подростков общение  со сверстниками. Отношения с ними находятся в центре внимания подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками [7, c. 95].

     Для подросткового возраста часто характерным  является отчуждение от взрослых –  родителей и учителей, и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять и оценить себя, необходимо сравнить себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным.

     В процессе общения со сверстниками развиваются  навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно  сравнить себя с другими, оценить  свои успехи или неудачи, занять должное  положение, получить признание, уважение среди сверстников своим действиями (не только социально-положительными), утвердиться в их глазах. Для подростка делается важным умение познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы, а также ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказывать свои мысли и выражать чувства [6, c. 73].

     На  основе взаимопривлекательности, психической  совместимости или общих интересов  у подростков возникают другие отношения. В дружбе формируются чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие и проникновение во внутренний мир друг друга. Отрочество также пора первой любви и сексуальных влечений.

     Процесс самопознания и формирования широкого круга умений и навыков межличностного взаимодействия настолько захватывает подростков, что у них может наблюдаться резкое падение интереса к учебе. Для многих из них в течение нескольких лет ведущей деятельностью становится общение.

     В подростковом общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников – учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

     Что касается второй тенденции – индивидуализации отношений, – то о ней свидетельствует  строгое разграничение природы  взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских  привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Можно думать, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания. [8, с. 37]

     Согласно  литературным данным [14, c. 123], практически все юноши и девушки являются членами юношеских групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

     Отношение ребенка со сверстниками (и особенно с друзьями) строятся уже в соответствии с некоторыми важными нормами  взрослой «морали равенства», а основой  его отношений с взрослыми  продолжает оставаться «детская мораль»  послушания. Возможные последствия таковы:

     · общение-сотрудничество полнее проявляется именно в отношениях с товарищами (и, значит, отношения с взрослыми оказываются менее значимыми для становления личности подростка, старшего школьника, для развития его взрослости);

     · именно общение с товарищами, а не с взрослыми, может приносить подростку, юноше большее удовлетворение, стать субъективно более необходимым и значимым.

     Часто взрослый оказывается в роли носителя и выразителя требований «морали  послушания». А ведь единственное чего он может на этом пути реально добиться, так это того, что подросток, его перестает «принимать». Именно поэтому, подростки бывают грубы совершенно с незнакомыми людьми, которые обходятся с ними «как с маленькими».

     Подросток весьма чуток к своему положению в отношениях с людьми, у него появляется недовольство тем, что он в своем общении с взрослыми часто оказывается существом подчиненным и неравноправным, он хочет равенство прав. Вот поэтому-то так возрастает для него значимость общения с товарищами, общения в котором нет, и не может быть заведомого неравенства. Объективное положение подростка в кругу сверстников гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным [17, c. 145].

     Общение со сверстниками не только расширяется, но становится более глубоким. У ребят складываются ценности, которые более близки и понятны сверстнику, чем взрослому. Основа для взаимного понимания у ребят обширная и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является и не может быть важным. Общение с взрослыми, каким бы интересным оно не было, уже не может заменить полностью общения с товарищами.

Информация о работе Гендерные особенности подростков