Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:57, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить гендерные особенности коммуникативной сферы личности подростка.
Объект исследования – гендерные особенности подростков.
Предмет исследования – коммуникативная сфера личности подростка.
Гипотеза исследования: особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.
Это
еще резче проявляется в
Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это мое личное дело», – заявляет подросток, когда родители пытаются что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.
Отношения со сверстниками подросток считает своими собственными, личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих подростков дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников.
Таким
образом, переходя из детского мира во
взрослый, у подростков расширяется круг
общения. Наиболее важным становится для
них общение со сверстниками, которое
превращается в самостоятельную и очень
важную для подростка сферу жизни.
1.3
Динамика гендерной
идентичности в подростковом
возрасте
В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности.
Гендерная
идентичность – это аспект самосознания,
описывающий переживание
Однако наиболее общее определение гендерной идентичности связано с тем, что ее понимают как результат отождествления личностью себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик [21, c. 78].
При всем многообразии компонентов, которые могут быть включены в структуру гендерной идентичности, наиболее часто повторяющимися являются два компонента: биологический пол (мужчина / женщина) и маскулинность / феминность, как конструкты культуры и интериоризированные психологические черты.
Сложность изучения особенностей маскулинности / феминности подростков, как, впрочем, и других компонентов гендерной идентичности личности, связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности / феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ-Я, не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность. Отсюда возникает проблема исследования, связанная с тем, что недостаточно изучена взаимосвязь личностных особенностей подростков гендерной идентичности личности.
При рождении ребенка, на основании строения его наружных половых органов, уполномоченные на это взрослые определяют гражданский (паспортный, акушерский, или аскриптивный, т.е. приписанный) пол (гендер) новорожденного, после чего ребенка начинают целенаправленно воспитывать так, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о том, как должны поступать мужчины и женщины. На основе этих внушенных ему правил и того, как был биологически запрограммирован его мозг, ребенок формирует представления о своей гендерной роли / идентичности и соответствующим образом ведет и оценивает себя [19, c. 35].
Все эти процессы усложняются в подростковом возрасте, в связи с половым созреванием. Нерефлексированные детские представления о своей половой принадлежности превращаются в подростковую гендерную идентичность, которая становится одним из центральных элементов самосознания. Резко увеличивающаяся секреция половых гормонов (пубертатные гормоны) оказывает огромное влияние на все стороны жизни. Вторичные половые признаки изменяют телесный облик подростка и делают проблематичным его образ Я.
Все это дает мощный толчок подростковому эротизму и романтическим переживаниям. У подростка формируются или проявляются определенные сексуальные ориентации, эротическое влечение к лицам противоположного или собственного пола, а также собственные индивидуальные «любовные карты», сексуальные сценарии. В конечном итоге, все это, вместе взятое, интегрируется во взрослой гендерной идентичности и статусе.
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.
Современная психология не имеет единой теории гендерной социализации. Теория идентификации, восходящая к взглядам Фрейда, полагает, что ребенок бессознательно идентифицируется с образом взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери, и затем копирует его поведение. Теория половой/ гендерной типизации Уолтера Мишела придает решающее значение процессам обучения, и положительного и отрицательного подкрепления. Поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиорфические образцы поведения, затем – выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе Я.
Когнитивно-генетическая
теория Лоуренса Колберга подчеркивает
познавательную сторону этого процесса
и особенно роль самосознания: ребенок
сначала усваивает
Первичная гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его тому, что значит быть мальчиком или девочкой. Но слишком жесткие полоролевые стереотипы часто оказывают людям плохую услугу. Да, конечно, мужчины – сильный пол. Но большая мускульная сила, энергетический потенциал и способность при желании хорошо выполнять любую работу (этнографические данные показывают, что несмотря на всеобщность какого-то гендерного разделения труда, нет ни одной деятельности, кроме рождения и выкармливания детей, которой бы где-то не занимались мужчины) компенсируются столь же очевидными слабостями, прежде всего – меньшей, чем у женщин, продолжительностью жизни. И дело тут не в одной биологии, а и в однобоком понимании маскулинности, на которое ориентируется наше воспитание и самовоспитание [11, c. 58].
Американский психолог Роберт Брэннон выделил в стереотипном образе «настоящего мужчины» 4 главных элемента:
«Без бабства» (ничего женственного),
«Пионер – всем пример» (быть выше всех),
«Пошли вы на…» (рассчитывать только на себя),
«Крутой мужик» (решительность, сила, а если надо – и насилие).
Завидный образ, но истребление мальчишескими компаниями «нежностей телячьих» делает мужчину бесчувственным, подрывает его способность быть внимательным мужем и отцом. Поскольку быть всюду первым невозможно, гипертрофированная соревновательность часто оборачивается тревожностью, разрывом между уровнем притязаний и достижениями. Установка на абсолютную независимость порождает одиночество, в действительности все люди взаимозависимы. «Крутизна» не только порождает избыточные внешние конфликты и разборки, но и блокирует столь важный каждому человеку самоанализ, мужчина боится осознать собственные слабости [9, c. 69].
Как
пишет автор американского
Так же разнообразны и женские типы. Наша массовая культура знает только три главных женских образа. Во-первых, это святая женщина-мать, целиком отдающая себя семье и детям. Этот образ стопроцентно положителен, но такую женщину невозможно представить в супружеской постели. Во-вторых, это сексуальная женщина-вамп, с которой хорошо проводить время, но которая не способна быть хорошей женой и матерью. В-третьих, это энергичная деловая женщина, у которой любовь и семья существуют лишь постольку поскольку.
Таким образом, существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности / феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Без правильного понимания природы половых / гендерных различий не может быть и правильного понимания природы сексуальности.
2.
Эмпирическое изучение
гендерных особенностей
коммуникативных
навыков подростков
2.1
Организация исследования
В
теоретической части
В практической части работы мы подобрали комплекс диагностических методик, направленных на изучение проявления коммуникативных особенностей личности и типов гендерной идентичности у подростков:
1. Тест Ряховского – для оценки уровня общительности, коммуникативности, содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Тест разработан В.Ф. Ряховским, и состоит из 16-ти вопросов, на которые испытуемым предлагается ответить «да» или «нет».
2. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности-фемининности разработан в 1974 году. Испытуемым предлагается выбрать из 60 качеств те, которые по их мнению есть у них.
Мы
предположили, что особенности
Подростки отвечали на вопросы диагностических методик в период с 21 по 23 сентября 2009 года.
2.2
Анализ результатов
Мы
попытались выявить взаимосвязь
типов гендерной идентичности подростков
с их коммуникативными особенностями.
Для этого с помощью вопросника
Сандры Бэм определили уровень феминности
и маскулинности среди
Рис. 1.
Результаты исследования по методике
Сандры Бэм
По результатам исследования среди девятиклассников выявлено 7 мальчиков (35%) с маскулиными чертами и четверо – с андрогенными (20%). Большинство девочек обладают чертами фемининности – 8 человек (40%), и одна с андрогенными чертами (5%).