Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:45, реферат
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями в собственном психическом и физическом состояниях и т. д.
1. Вступление
2. Раздел 1
1. Внимание — физиологический многоуровневый фильтр
2. Теории внимания
3. Нервные процессы возбуждения и торможения
4. Нейропсихология внимания
3. Раздел 2
1. Физиологические основы внимания
2. Ретикулярная формация
3. Периферические механизмы внимания
4. Модель Е. Н. Соколова
4. Выводы
5. Использованная литература
Нейропсихология внимания
Благодаря развитию нейронауки мы можем изучать процессы, происходящие в головном мозге во время его работы. На животных, например, на кошках, проводят эксперименты, вживляя им в мозг электроды, в ту часть, которую собираются исследовать, наблюдая затем за их поведением. Человеческий мозг исследуют при помощи снятия электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга в разных состояниях организма (сон, бодрствование).
Но если говорить именно о физиологических механизмах активного внимания, то естественно, отбор информации возможен только при общем бодрствовании организма, связанного с активной мозговой деятельностью.
Уровни бодрствования
определяются и по внешним признакам,
и с помощью
Самое эффективное внимание будет происходить на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь какие либо отдельные функции.
Так, в состоянии
дремоты может произойти
Раздел 2
Физиологические основы внимания
Физиологическими основами внимания занимались В.М Бехтерев, Л.А. Орбели, П.К. Анохин. Ведущая роль корковых механизмов в регуляции внимания установлена благодаря нейрофизиологическим исследованиям.
Установлено, что
избирательное внимание основано на
общем бодрствовании коры головного
мозга, повышении активности ее деятельности.
Оптимальный уровень
Особенно подчеркивается важная роль лобных областей мозга в отборе информации. С помощью нейрофизиологических исследований в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие названия "нейронов внимания". Это клетки-детекторы новизны, которые наблюдаются на всей поверхности коры головного мозга и даже во внутренних структурах.
Установлено, что в глубоких отделах мозга имеется скопление нервных клеток и волокон, идущих в различных направлениях и тесно переплетающихся между собой. Это вроде сети нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга.
Скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга, получило название ретикулярной формации. Нервные импульсы, идущие от этой части мозга, возникают в результате воздействия на органы чувств сильных, новых или неожиданных раздражителей, которые и возбуждают кору больших полушарий.
Мозг активизируется неспецифической системой, которая включает ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д.
Ретикулярная формация
При раздражении восходящей ретикулярной формации появляются быстрые электроколебания в коре головного мозга (происходит десинхронизация), растет подвижность нервных процессов, снижаются пороги чувствительности, что имеет сходство с общим состоянием внимания организма.
Благодаря ретикулярной формации, связанной с явлениями внимания, находящейся на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов, человек способен настораживаться, реагировать на незначительные изменения в окружающей среде, то есть это нервное образование является механизмом, лежащим в основе возникновения ориентировочного рефлекса.
Таким образом,
ретикулярная формация вместе с органами
чувств обуславливает появление
ориентировочного рефлекса, являющегося
первичной физиологической
А одним из механизмов запускающих ретикулярную формацию можно считать ориентировочный рефлекс. Это врожденная реакция организма на любое изменение окружающей среды у людей и животных. Например, кто-то входит в комнату, вы, несмотря на занятость, мгновенно поворачиваетесь к двери. И. П. Павлов назвал этот рефлекс — "что такое?".
Периферические механизмы внимания
Для того чтобы
объяснить избирательный
Периферические
механизмы — это как бы настройка
органов чувств. Человек, прислушиваясь,
поворачивает голову в сторону звука,
и соответствующая мышца
Обострению слуха в моменты наивысшего внимания также способствуют остановка или задержка дыхания. Д. Бродбент предположил, что внимание — это фильтр, производящий отбор информации как раз на входах, т.е. на периферии. По его мнению, если человеку подавать информацию одновременно в оба уха, но, однако по инструкции, он должен воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся в правое ухо другая информация игнорируется.
Позже было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Найсер назвал эти механизмы пред-вниманием, когда происходит сравнительно грубая обработка информации (выделение объекта из общего фона, наблюдение за неожиданными изменениями во внешнем поле).
Состояние сосредоточенности
связано с повышением возбудимости
и соотносится с активностью
отдельных частей ретикулярной формации.
Те ее отделы, которые своей деятельностью
порождают общий эффект возбуждения,
входят в структуры, связанные с
ориентировочным рефлексом, автоматически
возникающим при любых
А те отделы ретикулярной
формации, которые вызывают специфический
эффект возбуждения, функционируют, вероятно,
в рамках анатомо-физиологической
системы доминанты. С ней же, скорее
всего, соотносим в своем действии
и избирательный механизм регуляции
внимания через актуализацию потребностей,
а также механизм волевого управления
вниманием через кортикально-
Модель Е.Н. Соколова
Важной моделью в психологии внимания можно считать модель Е.Н. Соколова. Он использовал ЭЭГ для исследования привыкания — того момента, который наступает при неоднократном повторении стимула, после чего человек перестает на этот стимул реагировать. Паттерны возбуждения исчезали на ЭЭГ при многократном повторении стимула.
По модели Соколова,
мозг — администратор, решающий противоречит
или нет внешняя информация внутренней
и необходимо ли возбуждение. Согласно
этой модели ослабление внимания можно
объяснить привыканием, и когнитивная
энергия сберегается при
В результате мы
можем сказать, что любой психический
процесс, состояние или свойство
человека специфически связаны с
работой мозга и всей центральной
нервной системы. Пусть к настоящему
времени нам не так уж много
известно о характере связей, существующих
между психическими явлениями и
работой отдельных участков и
структур мозга, но все же, кое какая
информация об этом есть.
Заключение
Мы говорили о том, что в коре больших полушарий
мозга протекают два процесса: возбуждение
и торможение. Когда человек внимателен
к чему-либо, это значит, что у него в коре
мозга возник очаг возбуждения. Остальные
участки мозга в это время находятся в
состоянии торможения. Это происходит
по закону индукции нервных процессов.
Поэтому человек, сосредоточенный на чем-то
одном, может ничего другого в этот момент
не замечать.
По словам Павлова, в участке больших полушарий
с оптимальной возбудимостью легко образуются
новые условные связи. Деятельность же
других участков мозга связана в это время
с тем, что обычно называется неосознанной,
автоматической деятельностью человека.
Возбуждение в коре полушарий не закреплено
в одном пункте, а постоянно перемещается.
Этот процесс Павлов образно описал так:
«Если бы можно было видеть сквозь черепную
крышку и если бы место больших полушарий
с оптимальной возбудимостью светилось,
то мы увидали бы на думающем сознательном
человеке, как по его большим полушариям
передвигается постоянно изменяющееся
по форме и величине причудливо неправильных
очертаний светлое пятно, окруженное на
всем остальном пространстве полушарий
более или менее значительной тенью».
Большое значение для появления внимания
имеет так называемый ориентировочный
рефлекс. Он представляет собой врожденную
реакцию организма на всякое изменение
окружающей среды. Этот рефлекс есть у
людей и у животных.
В комнате раздается шорох, и котенок встрепенулся,
насторожился, как говорят, «навострил»
уши и устремил глаза в сторону звука.
На уроке ученики с интересом слушают
рассказ педагога. Но вот дверь в классе
слегка приоткрылась; несмотря на увлечение
рассказом, все школьники и сам учитель
невольно повернули голову в сторону двери.
Этот рефлекс Павлов образно назвал рефлексом
«что такое?».
Способность настораживаться, реагируя
иногда на очень незначительные изменения
в окружающей среде, объясняется наличием
в больших полушариях мозга сети нервных
путей, соединяющих ретикулярную формацию
с разными участками коры больших полушарий.
Нервные импульсы, идущие по этой сети,
возникают вместе с сигналами от органов
чувств и возбуждают кору, приводя ее в
состояние готовности реагировать на
ожидаемые дальнейшие раздражения.
Таким образом, ретикулярная формация
вместе с анализаторами (органами чувств)
обусловливает появление ориентировочного
рефлекса, являющегося первичной физиологической
основой внимания.
Использованная литература