Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:45, курсовая работа
Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии - формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы. В логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. На этой основе были определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Н.В.Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В то же время исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера. Так, не предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов.
Введение
Глава 1. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Лингвистические основы словообразовательной работы с дошкольниками
1.2 Словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста
1.3 Особенности словообразования у дошкольников с ОНР
Выводы по первой главе
Глава 2. Методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.1 Приемы формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.2 Экспериментальное исследование словообразовательной способности дошкольников с ОНР
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Приложение
Введение
· лексические замены.
Дети затруднялись в выделении правильного
мотивирующего слова. Например, на вопрос:
«Если днем на улице солнце, то как
назвать такой день? Какой он?»,
ребенок отвечал: «Теплый»;
· замена словообразования
словоизменением. Например, «солнечный
день» - «солнечная день» и т.д.
Характерны следующие
ошибки:
1) Образование неологизмов:
а) замена суффиксов.
Дети получали неологизмы при помощи
различных нормативных
б) наложение суффиксов.
Например, «черничный джем» - «чернивный»,
«грибной суп» - «грибиновый». Возникновение
этой ошибки объясняется тем, что
ребенок здесь как бы усиливает
качественную оценку предмета, объекта
или явления, либо, напротив, подчеркивает
лишь частичную ее выраженность;
в) отсутствие суффикса.
Например, «сосновая шишка» - «сосная»,
«вишневое варенье» - «вишное», «ножницы
из металла» - «металые».
2) Нарушение акцентуации.
Дети сохраняли ударение, характерное
для мотивирующего слова,
3) Отказы от выполнения
задания.
4) Ошибки детей
с ОНР:
а) образование неологизмов
при помощи ненормативных суффиксов.
Например, крыша «из соломы» - «соломта»,
занавеска «из ситца» - «сическая»,
«сичная», ножницы «из металла» -
«металовичи»;
б) лексические замены.
Наблюдались замены слов как близкие
по семантике («пуховая подушка» - «пушистая»),
так и далекие («металлические ножницы»
- «меховые»);
в) использование
приставки. Например, «грушевое варенье»
-«игрушеновое варенье»;
г) словоизменение. Эта
особенность совершенно не свойственна
ребятам с нормально
5) Неправильный выбор
основы мотивирующего слова.
6) Единичные случаи
неправильного выбора
Анализ исследования
образования притяжательных прилагательных
(в основном с помощью суффиксов
«ин», «ов») показал, что дети с ОНР
хуже образовывали притяжательные прилагательные,
чем качественные и относительные,
хотя принадлежность осознается дошкольниками
раньше других значений. Причину трудностей
в данном случае можно объяснить
прежде всего тонкой семантической
противопоставленностью словообразовательных
аффиксов этих прилагательных, выражающих
принадлежность либо к индивиду (суффикс
«ин»), либо к классу (суффикс «й»),
а также большим количеством
чередований при
1. Образование неологизмов:
а) с использованием
синонимичных суффиксов. Испытуемые часто
применяли высокопродуктивные для
этого типа суффиксы «ин», «ов» («медведино
ухо», «волчин хвост», «волковый
хвост», «лисовая лапа»);
б) c заменой суффиксами
другого деривационного значения. В
ряде случаев дети сохраняли правильную
основу производного слова, но образование
притяжательных прилагательных с суффиксом
«й» осложнялось добавлением
«лишнего» суффикса («медвежее», «лисичья»).
Приведенные неологизмы
свидетельствуют о том, что дети
заимствуют из речи окружающих производные
слова в целом и не создают
их по правилам словообразования, а
воспроизводят на основе общего звукового
образа, часто в искаженном виде,
что обусловлено
2. Повторение заданного
слова. Например, «ухо медведя,
чье ухо?» - «медведя».
Для детей с ОНР
характерна такая ошибка, как неправильный
выбор флексии. Чаще всего она
проявлялась в замене кратких
окончаний полными. Например, «бабушкиная
фартук», «дедушкиная кресло». Эта
ошибка объясняется тем, что в
притяжательных прилагательных, образованных
от одушевленных существительных, отмечается
дифференциация принадлежности к индивиду
(«мамина, папин») и к классу («собачий,
черепаший»). В прилагательных с
принадлежностью к классу используется
суффикс «й» и флексия, напоминающая
полную форму относительных или
качественных прилагательных («горячий,
холодный»). А в случае принадлежности
к индивиду они имеют суффикс
«ин» и краткую форму окончаний
(«мамин, папин»). Непонимание противопоставлений
этих принадлежностей по значению и
формальному выражению приводит
к тому, что дети с ОНР смешивают
не только суффиксы, но и звуковую оболочку
флексии.
Наибольшие трудности
у детей с ОНР возникли при
образовании притяжательных прилагательных,
лучшие показатели были при образовании
качественных и относительных
Поскольку детям
предлагался материал для суффиксального
словообразования, то другие модели они
использовали крайне редко и необоснованно
(«варенье из груш» - «игрушеновое»). Но
и суффиксальное
Итак, в ходе исследования
словообразования прилагательных были
выявлены ошибки.
1. Образование неологизмов:
а) с использованием
синонимичных аффиксов;
б) с заменой суффиксом
другого деривационного значения;
в) наложение суффикса;
г) отсутствие суффикса.
2. Нарушение акцентуации.
3. Отказ от выполнения
задания.
Специфические ошибки:
1) образование неологизмов
с использованием
2) замена словообразования
словоизменением;
3) лексические замены;
4) использование
префиксально-суффиксального
5) неправильный выбор
основы мотивирующего слова;
6) неправильный выбор
флексии.
Результаты анализа
свидетельствует о значительном
нарушении у детей с ОНР
как семантического, так и формально-языкового
уровня словообразовательных процессов.
И главная проблема заключается
в том, что не развиты даже продуктивные
модели-типы, отсутствует
Выводы по первой
главе
Важнейшая характеристика
созревания человека - формирование речи,
как одного целого из главных свойств.
Развитие речи очень важно начать
с самых первых дней жизни ребенка
и постепенно усложнять задачи, в
соответствии с особенностями его
развития. Но для того, чтобы грамотно
воспитывать ребенка, формировать
его речь, как важнейший фактор
социализации, необходимо понимать процессы,
которые происходят с ребенком в
процессе его развития.
Своевременное формирование
грамматического строя языка
ребенка - важнейшее условие его
полноценного речевого и общего психического
развития, поскольку язык и речь
выполняют ведущую функцию в
развитии его мышления, речевого общения,
планирование и организация его
поведения, формирование социальных связей.
Все это - важнейшее средство опосредствованных
психических процессов: памяти, восприятия,
эмоций.Словообразование, выполняя множество
функций, оказывает существенное влияние
на развитие языковой компетенции и
речевой коммуникации ребенка в
целом.
Глава 2. Методики формирования
словообразовательных умений у дошкольников
с ОНР
2.1 Приемы формирования
словообразовательных умений у
дошкольников с ОНР
Экспериментальными
исследованиями было доказано, что
овладение
Т.В.Туманова предлагает
следующую методику: Формирование готовности
к словообразованию у дошкольников
с общим недоразвитием речи (приложение
1). Экспериментальное исследование
показало, что низкая готовность к проведению
словообразовательных операций у детей
с общим недоразвитием речи объясняется
несформированностью когнитивных и речевых
предпосылок. Исходя из этого, предлагается
использовать специальные упражнения,
наглядно моделирующие словообразовательные
отношения на основе материализованных
опор.
Многие ученые, изучавшие
вербальное и невербальное развитие
детей с ОНР, неоднократно указывали
на их трудности в овладении
В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции (т.е. включения) словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).