Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии - формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы. В логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. На этой основе были определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Н.В.Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В то же время исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера. Так, не предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Лингвистические основы словообразовательной работы с дошкольниками
1.2 Словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста
1.3 Особенности словообразования у дошкольников с ОНР
Выводы по первой главе
Глава 2. Методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.1 Приемы формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.2 Экспериментальное исследование словообразовательной способности дошкольников с ОНР
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Приложение
Введение

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 40.71 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию 

Государственное образовательное  учреждение 

Высшего профессионального  образования 

«Волгоградский государственный  педагогический университет» 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ 

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ  ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 

Выпускная квалификационная работа 

Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим  недоразвитием речи 
 

Исполнитель: 

СЕРКОВА Марина Вадимовна 

Волгоград 2009 

 Содержание 

Введение 

Глава 1. Особенности  словообразования у дошкольников с  общим недоразвитием речи 

1.1 Лингвистические  основы словообразовательной работы  с дошкольниками 

1.2 Словообразовательный  компонент языковой способности  детей дошкольного возраста 

1.3 Особенности словообразования  у дошкольников с ОНР 

Выводы по первой главе 

Глава 2. Методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР 

2.1 Приемы формирования  словообразовательных умений у  дошкольников с ОНР 

2.2 Экспериментальное  исследование словообразовательной  способности дошкольников с ОНР 

Выводы по второй главе 

Заключение 

Литература 

Приложение 

Введение 

Работа посвящена  одной из важнейших и до сих  пор практически не изученных  проблем логопедии - формированию процессов  словообразования у детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи (ОНР), т.е. имеющих нарушение  всех компонентов языковой системы. В логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные  возможности этих детей в образовании  новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. На этой основе были определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Н.В.Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В то же время исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера. Так, не предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов. 

Этим определяется актуальность данного квалификационного  исследования. 

Объектом исследования является процесс развития словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 

Предмет исследования - формирование словообразовательных умений у дошкольников, имеющих общее  недоразвитие речи. 

Цель исследования состоит в разработке дидактического и методического обеспечения  процесса формирования словообразовательных умений у дошкольников с общим  недоразвитием речи на основе многоаспектного  изучения у них состояния словообразовательных процессов различной сложности. 

Цель и предмет  исследования обусловили необходимость  решения следующих задач: 

· дать общую характеристику системы русского словообразования; 

· изучить словообразовательный компонент языковой способности  детей дошкольного возраста; 

· выявить особенности  словообразования у дошкольников с  ОНР; 

· рассмотреть принципы и методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР; 

· экспериментально проверить эффективность выбранных  методик. 

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование словообразовательных умений будет  эффективным, если опираться на:  

- целостную, научно-обоснованную  концепцию формирования словообразовательной  компетенции, базой которой являются  методологические, теоретические и  практические исходные положения,  а также современные научные  представления о выявленном своеобразии  и особенностях становления словообразовательных  процессов разного порядка у  детей с общим недоразвитием  речи дошкольного возраста;  

- внедрение в образовательных  процесс, регламентируемый содержанием  коррекционных программ обучения  и воспитания детей с общим  недоразвитием речи, новых форм  и направлений работы по развитию  у детей словообразовательной  системы языка. 

Методы исследования были выбраны с учетом объекта  исследования и соответствуют задачам  и гипотезе работы. В процессе исследования применялись следующие методы исследования:  

- теоретический анализ  лингвистической, психологической,  психолингвистической, педагогической, методической литературы;  

- эмпирические: наблюдение, метод диагностических заданий  (тестирование, беседы);  

База исследования: детский сад для детей с  нарушениями речи № 350, г. Волгограда, логопедическая группа детей 5-6 лет  с ОНР III уровня. 

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе представлены таблицы, диаграммы.

Глава 1. Особенности  словообразования у дошкольников с  общим недоразвитием речи 

1.1 Лингвистические  основы словообразовательной работы  с дошкольниками 

Словообразование -- один из важнейших источников пополнения словарного состава языка, один из главных  путей образования терминов.  

Словообразование  считали либо частью лексикологии, либо частью грамматики наравне с  морфологией и синтаксисом, либо относили к морфологии. Чаще словообразование рассматривается как самостоятельная  лингвистическая (ономасиологическая) дисциплина. Словообразование устанавливает  и описывает структуру и значение производных, их компоненты, основные приёмы и средства деривации, модели производных и их классификацию; изучает группировки производных  в словообразовательные ряды и гнёзда, словообразовательные значения и категории; выясняет принципы устройства и организации  словообразовательной системы в  целом [Арутюнова 1960: 35]. 

Словообразование - процесс или результат образования  новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке  формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, -- соединение основ с аффиксами (рус. «стол-ик», «за-столь-н-ый»), соединение нескольких основ (рус. «узкоколейный», «громкоговоритель»), перевод основ  из одного класса в другой («руль -- рулить», «золото -- золотой»), чередования в  составе основы («глухой -- глушь») и  др.; вид деривации (порождения) лингвистических  единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного  смысловой и формальной связанностью с исходной единицей [Земская 1973: 103].Основные способы словообразования в русском  языке. 

В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова  можно распределить на две группы: 1) слова, образованные морфологическим  способом (с помощью различных  морфем);  

2) слова, образованные  неморфологическим способом (без  помощи морфем).Морфологический  способ: 

1. аффиксация (суффиксальный,  приставочный, приставочно-суффиксальный,  бессуффиксный). 2. сложение (сложение  слов, сложение основ с помощью  соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых  основ). 

Неморфологический способ:1. морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую); 

2. лексико-синтаксический (образование слов из словосочетаний  объединенных в одно слово  в процессе употребления в  языке);3. лексико-семантический (распад  многозначного слова на омонимы  или приобретение нового значения); 

Слова в языке  образуются серийно, для этого используются определенные схемы, формулы. Слова  приобретают типовые словообразовательные значения. Для синхронного словообразования важно определить, что такое словообразовательное значение, тип, модель и формант [Кубрякова 1965: 87]. Словообразовательное значение - это комплексное явление, которое  определяется:  
 

· значением части  речи мотивирующего слова;  

· значением словообразовательного  элемента;  

· значением части  речи мотивированного слова.  

Объектом изучения в словообразовании являются словообразовательно  мотивированные слова, т.е. слова, значение и звучание которых обусловлены  другими однокоренными словами. 

Словообразовательная  мотивация - это отношение между  двумя однокоренными словами, значение одного из которых либо:  

а) определяется через  значение другого (дом - домик (маленький  дом), победить - победитель (тот, кто  победил)),  

б) тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (бежать - бег, белый - белизна, быстрый - быстро). 

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (например, домик и домище), не находятся  между собой в отношениях мотивации. 

Одно из слов, связанных  отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое - мотивированным. Мотивированным признается слово, обладающее следующими признаками: 

1) при различии  лексических значений сопоставляемых  слов мотивированным является  то, основа которого характеризуется  большей формальной (фонематической) сложностью: горох - горошина, бежать - выбежать; 

2) при различии  лексических значений этих слов  и равной формальной сложности  мотивированным является слово,  характеризующееся большей семантической  сложностью, т. е. то, значение  которого определяется через  другое слово: химия - химик  (тот, кто занимается химией), художник - художница (женщина-художник); 

3) при тождество  всех компонентов значений слов, кроме значения части речи: 

а) в парах "глагол - существительное, обозначающее действие по этому глаголу" (косить - косьба, дуть - дутьё, выходить - выход, атаковать - атака), "прилагательное - существительное, обозначающее тот же признак" (красный - краснота, синий - синь), независимо от количества вычленяемых в основах  звуковых отрезков, мотивированным признается существительное, поскольку значения действия и признака являются общими значениями соответственно глагола  и прилагательного, но не существительного;  

б) в паре "прилагательное - наречие" мотивированным признается слово, характеризующееся большей  формальной сложностью: смелый - смело, но вчера - вчерашний. 

4) Слово, не являющееся  стилистически нейтральным, не  может быть мотивирующим, если  сопоставляемое с ним слово  стилистически нейтрально. Поэтому,  например, образования типа гуманитар,  корабел (разг.) мотивированы прилагательными  гуманитарный, корабельный, а не  наоборот, несмотря на большую  формальную сложность прилагательных. 

Мотивирующее слово  может быть в свою очередь по отношению  к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению  к слову учительница - мотивирующее, а по отношению к слову учить - мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить - учитель - учительница. 

Словообразовательная  цепочка - это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности [Янко-Триницкая 2001: 126]. 

Словообразовательное  гнездо - это совокупность слов с  тождественным корнем, упорядоченная  в соответствии с отношениями  словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово. 

Информация о работе Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи