Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:45, курсовая работа
Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии - формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы. В логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. На этой основе были определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Н.В.Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В то же время исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера. Так, не предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов.
Введение
Глава 1. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Лингвистические основы словообразовательной работы с дошкольниками
1.2 Словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста
1.3 Особенности словообразования у дошкольников с ОНР
Выводы по первой главе
Глава 2. Методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.1 Приемы формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
2.2 Экспериментальное исследование словообразовательной способности дошкольников с ОНР
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Федеральное агентство
по образованию
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
«Волгоградский
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ
И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Выпускная квалификационная
работа
Формирование
Исполнитель:
СЕРКОВА Марина Вадимовна
Волгоград 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности
словообразования у дошкольников с
общим недоразвитием речи
1.1 Лингвистические
основы словообразовательной
1.2 Словообразовательный
компонент языковой
1.3 Особенности словообразования
у дошкольников с ОНР
Выводы по первой
главе
Глава 2. Методики формирования
словообразовательных умений у дошкольников
с ОНР
2.1 Приемы формирования
словообразовательных умений у
дошкольников с ОНР
2.2 Экспериментальное
исследование
Выводы по второй
главе
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Работа посвящена
одной из важнейших и до сих
пор практически не изученных
проблем логопедии - формированию процессов
словообразования у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием
речи (ОНР), т.е. имеющих нарушение
всех компонентов языковой системы.
В логопедии проблеме словообразования
у детей с речевой патологией
не уделялось достаточного внимания.
Практически все исследователи,
изучавшие проблему общего недоразвития
речи, так или иначе, отмечали недостаточные
возможности этих детей в образовании
новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева,
Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В.
Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.).
Эти сведения носили, как правило, характер
констатации тех отдельных трудностей,
которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном
продуцировании производных наименований.
На этой основе были определены некоторые
направления и отдельные приемы по развитию
словообразовательных навыков у детей
с общим недоразвитием речи дошкольного
возраста (Н.С. Жукова, Н.В.Серебрякова,
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В то же
время исследования по данной проблеме
не носили системного, глубокого характера.
Так, не предпринималось специальных исследований,
направленных на всестороннее изучение
становления процессов словообразования
у детей с недоразвитием речи, на выявление
у них специфических трудностей в протекании
этих процессов.
Этим определяется
актуальность данного квалификационного
исследования.
Объектом исследования
является процесс развития словообразования
у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования
- формирование словообразовательных
умений у дошкольников, имеющих общее
недоразвитие речи.
Цель исследования
состоит в разработке дидактического
и методического обеспечения
процесса формирования словообразовательных
умений у дошкольников с общим
недоразвитием речи на основе многоаспектного
изучения у них состояния
Цель и предмет
исследования обусловили необходимость
решения следующих задач:
· дать общую характеристику
системы русского словообразования;
· изучить словообразовательный
компонент языковой способности
детей дошкольного возраста;
· выявить особенности
словообразования у дошкольников с
ОНР;
· рассмотреть принципы
и методики формирования словообразовательных
умений у дошкольников с ОНР;
· экспериментально
проверить эффективность
Гипотеза исследования
заключается в том, что формирование
словообразовательных умений будет
эффективным, если опираться на:
- целостную, научно-
- внедрение в образовательных
процесс, регламентируемый
Методы исследования
были выбраны с учетом объекта
исследования и соответствуют задачам
и гипотезе работы. В процессе исследования
применялись следующие методы исследования:
- теоретический анализ
лингвистической,
- эмпирические: наблюдение,
метод диагностических заданий
(тестирование, беседы);
База исследования:
детский сад для детей с
нарушениями речи № 350, г. Волгограда,
логопедическая группа детей 5-6 лет
с ОНР III уровня.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе представлены таблицы, диаграммы.
Глава 1. Особенности
словообразования у дошкольников с
общим недоразвитием речи
1.1 Лингвистические
основы словообразовательной
Словообразование --
один из важнейших источников пополнения
словарного состава языка, один из главных
путей образования терминов.
Словообразование
считали либо частью лексикологии,
либо частью грамматики наравне с
морфологией и синтаксисом, либо
относили к морфологии. Чаще словообразование
рассматривается как
Словообразование -
процесс или результат
В зависимости от
того, какие средства используются
для образования новых слов, слова
можно распределить на две группы:
1) слова, образованные морфологическим
способом (с помощью различных
морфем);
2) слова, образованные
неморфологическим способом (без
помощи морфем).
1. аффиксация (суффиксальный,
приставочный, приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный). 2. сложение (сложение
слов, сложение основ с помощью
соединительной гласной,
Неморфологический
способ:1. морфолого-синтаксический (способ
перехода одной части речи в другую);
2. лексико-синтаксический
(образование слов из
Слова в языке
образуются серийно, для этого используются
определенные схемы, формулы. Слова
приобретают типовые
· значением части
речи мотивирующего слова;
· значением
· значением части
речи мотивированного слова.
Объектом изучения
в словообразовании являются словообразовательно
мотивированные слова, т.е. слова, значение
и звучание которых обусловлены
другими однокоренными словами.
Словообразовательная
мотивация - это отношение между
двумя однокоренными словами, значение
одного из которых либо:
а) определяется через
значение другого (дом - домик (маленький
дом), победить - победитель (тот, кто
победил)),
б) тождественно значению
другого во всех своих компонентах,
кроме грамматического значения
части речи (бежать - бег, белый - белизна,
быстрый - быстро).
Однокоренные слова,
лишенные названных свойств (например,
домик и домище), не находятся
между собой в отношениях мотивации.
Одно из слов, связанных
отношениями мотивации, является мотивирующим,
а другое - мотивированным. Мотивированным
признается слово, обладающее следующими
признаками:
1) при различии
лексических значений
2) при различии
лексических значений этих
3) при тождество
всех компонентов значений
а) в парах "глагол
- существительное, обозначающее действие
по этому глаголу" (косить - косьба,
дуть - дутьё, выходить - выход, атаковать
- атака), "прилагательное - существительное,
обозначающее тот же признак" (красный
- краснота, синий - синь), независимо от
количества вычленяемых в основах
звуковых отрезков, мотивированным признается
существительное, поскольку значения
действия и признака являются общими
значениями соответственно глагола
и прилагательного, но не существительного;
б) в паре "прилагательное
- наречие" мотивированным признается
слово, характеризующееся большей
формальной сложностью: смелый - смело,
но вчера - вчерашний.
4) Слово, не являющееся
стилистически нейтральным, не
может быть мотивирующим, если
сопоставляемое с ним слово
стилистически нейтрально. Поэтому,
например, образования типа гуманитар,
корабел (разг.) мотивированы прилагательными
гуманитарный, корабельный, а не
наоборот, несмотря на большую
формальную сложность
Мотивирующее слово
может быть в свою очередь по отношению
к другому слову
Словообразовательная
цепочка - это ряд однокоренных слов,
находящихся в отношениях последовательной
мотивированности. Начальным, исходным
звеном цепочки является немотивированное
слово. Чем дальше от исходного слова цепочки
какое-нибудь входящее в нее мотивированное
слово, тем выше ступень его мотивированности
[Янко-Триницкая 2001: 126].
Словообразовательное
гнездо - это совокупность слов с
тождественным корнем, упорядоченная
в соответствии с отношениями
словообразовательной мотивации. Вершиной
(исходным словом) гнезда является немотивированное
слово. Гнездо может быть определено
и как совокупность словообразовательных
цепочек, имеющих одно и то же исходное
слово.