На
определенном этапе развития игры с
условным материалом дети ищут еще
большую степень обобщенности, чем
мы им предлагаем, сами отказываются от
сдерживающего фантазию навязанного выражения
лица. Сюжет усложняется, растет продолжительность
игры до 45 мин и более, возрастает самостоятельность
игры, заинтересованность и поглощенность
ею. Игра приобретает ярко выраженный
социальный характер, обобщенные игрушки
используются фактически как знак, обозначающий
действующее лицо без фиксации на предметных
свойствах и качествах игрового материала.
Полученные
результаты позволяют сделать следующие
выводы:
- Игровая деятельность
детей раннего возраста тесно связана
с их предметно-практической деятельностью,
на определенном этапе предметно-практическая
составляющая может тормозить актуализацию
социального опыта в игре.
- Существует
возможность изменить соотношение предметно-практической
и социальной составляющих в игре детей
на рубеже раннего и дошкольного возраста;
это достигается введением специального
обобщенного игрового материала - предметов-заместителей
социального объекта, что стимулирует
игру с социальным содержанием.
- Сюжетно-ролевые
игры детей раннего возраста характеризуются
низким уровнем развития: бедны по содержанию
и тематике. В самостоятельных играх наблюдается
многократная повторяемость сюжетов,
без внесения детьми новых сюжетных линий.
- Игровая
тематика однообразна. Ролевое поведение
характеризуется отсутствием новизны,
вариативности. Игровые задачи дети решают
привычными способами.
- Вопросу обогащения
и организации сюжетно-ролевых игр детей
младшего дошкольного возраста в центре
не уделяется значительного времени. Консультации
по данной проблеме не проводились и не
запланированы в дальнейшей работе;
- Типичным
для воспитателей и родителей является
представление о спонтанном развитии
сюжетно-ролевой игры как естественной,
стихийной и самостоятельной деятельности
дошкольников.
2.2.
Рекомендации по формированию
предпосылок сюжетно-ролевой
игры у детей
раннего возраста для
педагогов детского
развивающего центра
«Теремок»
Таким
образом, проанализировав особенности
формирования предпосылок сюжетно-ролевой
игры младших дошкольников можно прийти
к следующим выводам.
Во-первых,
игровая деятельность является основой
развивающей деятельностью дошкольников.
В процессе игры дети познают себя,
окружающий мир, у них формируются
основные понятия человеческих взаимоотношений.
Во-вторых,
именно сюжетно-ролевые игры, вкупе
с играми с правилами, являются вершиной
игровой детской деятельности. Все
предыдущие формы игры являются подготовительным
этапом к освоению сюжетно-ролевых
игр, к осмысленному принятию на себя
той или иной роли.
В-третьих,
именно проблема грамотного введения
ребенка в ту или иную роль на
сегодняшнем этапе представляется
наиболее сложной из педагогических
проблем, решаемых в технологиях, связанных
с дошкольной игровой деятельностью.
И,
наконец, в-четвертых, грамотное использование
сюжетно-ролевых игр, именно в младшем
школьном возрасте во многом облегчит
ребенку не только подготовку к школе
в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию
в условиях начальной школы.
Учитывая все выше сказанное,
можно дать следующие рекомендации
для педагогов рассматриваемого нами
центра:
- Педагогам
необходимо стараться не занимать время
отведенное для игры другими видами деятельности.
- Создать игровую
среду в соответствии с возрастными особенностями,
учитывать уровень развития детей, игровая
среда должна быть динамичной. Атрибуты
сюжетно-ролевой игры должны быть расположены
в легко доступном для детей месте. Иногда
атрибуты формируются в специально установленном
порядке, а иногда детям предоставляется
возможность создать игровую среду самостоятельно.
- Эффективным
приемом руководства играми детей младшего
дошкольного возраста является прямое
участие педагога в игре детей на главных
ролях, причем первоначально рекомендуется
использовать индивидуальную игру с данным
ребенком, а в конце третьего года жизни
рекомендуется применять игру педагога
с подгруппой детей.
- В руководстве
детей большое место занимает косвенные
приемы руководства, чтобы не мешать ребенку
самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная
сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени
способствует развитию ребенка.
- Руководство
игрой должно строиться на основе результатов
наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой
игрой детей.
- Педагог должен
как можно чаще ставить ребенка в позицию
«взрослого». Это способствует развитию
самостоятельности у детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
соответствии с теоретической частью
курсовой работы, сделаем следующие
выводы.
Основой
сюжетно-ролевой игры является мнимая,
или воображаемая, ситуация, которая заключается
в том, что ребенок берет на себя роль взрослого
и выполняет ее в созданной им самим игровой
обстановке. Игра реально вводит ребенка
в такой притягательный для него мир взрослых
людей, систему отношений, существующую
в этом мире.
В
сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен
от обязательных требований взрослого
и жестких правил деятельности, но в тоже
время не свободен от того социального
мира, в котором он существует и который
определяет содержание его игры, от сложившихся
в обществе вообще и в группе детей в частности
игровых традиций (в которых отбирается
и определенным образом организуется
его содержание). Кроме того, его свобода
определяется широтой и глубиной знаний
и представлений об окружающем, владением
способами деятельности, которые позволяют
воплотить эти знания в игру.
Сформированность
игровой деятельности создаёт необходимые
психологические условия и благоприятную
почву для всестороннего развития ребенка.
Всестороннее воспитания людей с учетом
их возрастных особенностей требует систематизации
используемых в практике игр, установление
связей между разными формами самостоятельной
игровой и не игровой деятельности, протекающий
в игровой форме. Как известно, любая деятельность
определяется её мотивом, то есть, тем,
на что эта деятельность направлена. Игра
является деятельностью, мотив которой
лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок
играет по тому, что ему хочется играть,
а не и ради получения какого то конкретного
результата, что типично для бытовой, трудовой
и любой другой продуктивной деятельности.
Предпосылки
сюжетно-ролевой игры у детей раннего
возраста:
- ребенок вовлекает
в игру предметы, замещающие реальные,
и называет эти предметы-заместители в
соответствии с их игровым значением;
- усложняется
организация действий, приобретая характер
цепочки, отражающей логику жизненных
связей;
- действия
обобщаются и отделяются от предмета;
- ребенок начинает
сравнивать свои действия с действиями
взрослых и в соответствии с этим называть
себя именем взрослого;
- происходит
эмансипация от взрослого, при которой
взрослый выступает как образец действий,
когда ребенок стремится действовать
самостоятельно, но как взрослый.
Становление
сюжетно-ролевой игры у детей раннего
возраста и основные направления развития
сюжетных игр:
- формируются
игровые умения;
- складывается
способность ставить и решать игровые
задачи;
- развивается
взаимодействие со сверстниками в
совместных играх.
Появление
социального содержания игровой
деятельности можно считать одной
из основных предпосылок становления
сюжетно-ролевой игры, которую можно
обнаружить уже в конце третьего
года жизни.
Для
перехода к игре с социальным содержанием
в числе прочих необходимы следующие
условия: наличие обобщенного социального
опыта у ребенка, т. е. представлений
об отображаемой ситуации и способах
поведения в ней; умение актуализировать
этот опыт в игре (а для этого достижение
достаточно высокого уровня обобщения
и способности к переносу) и, наконец, способность
в некоторой степени оторваться от привлекательной
предметной стороны деятельности и вещественных
качеств игрушки.
Проведенное
во второй главе курсовой работы экспериментальное
исследование на базе детского развивающего
цента «Теремок» позволяет сделать следующие
выводы:
- Игровая деятельность
детей раннего возраста тесно связана
с их предметно-практической деятельностью,
на определенном этапе предметно-практическая
составляющая может тормозить актуализацию
социального опыта в игре.
- Сюжетно-ролевые
игры детей раннего возраста характеризуются
низким уровнем развития: бедны по содержанию
и тематике. В самостоятельных играх наблюдается
многократная повторяемость сюжетов,
без внесения детьми новых сюжетных линий.
- Игровая тематика
однообразна. Ролевое поведение характеризуется
отсутствием новизны, вариативности. Игровые
задачи дети решают привычными способами.
- Вопросу обогащения
и организации сюжетно-ролевых игр детей
младшего дошкольного возраста в центре
не уделяется значительного времени. Консультации
по данной проблеме не проводились и не
запланированы в дальнейшей работе.
Учитывая
все выше сказанное, можно дать следующие
рекомендации для педагогов рассматриваемого
нами центра:
- Педагогам
необходимо стараться не занимать время
отведенное для игры другими видами деятельности.
- Создать игровую
среду в соответствии с возрастными особенностями,
учитывать уровень развития детей, игровая
среда должна быть динамичной. Атрибуты
сюжетно-ролевой игры должны быть расположены
в легко доступном для детей месте. Иногда
атрибуты формируются в специально установленном
порядке, а иногда детям предоставляется
возможность создать игровую среду самостоятельно.
- Эффективным
приемом руководства играми детей младшего
дошкольного возраста является прямое
участие педагога в игре детей на главных
ролях, причем первоначально рекомендуется
использовать индивидуальную игру с данным
ребенком, а в конце третьего года жизни
рекомендуется применять игру педагога
с подгруппой детей.
- В руководстве
детей большое место занимает косвенные
приемы руководства, чтобы не мешать ребенку
самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная
сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени
способствует развитию ребенка.
- Руководство
игрой должно строиться на основе результатов
наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой
игрой детей.
- Педагог должен
как можно чаще ставить ребенка в позицию
«взрослого». Это способствует развитию
самостоятельности у детей.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Болотина
Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная
педагогика: Учебное пособие для
студентов средних педагогических
учебных заведений. 2-е изд. –
М: Издательский центр «Академия», 2006.
– 261c.
- Бондаренко
А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре
(пособие для воспитателя детского сада).
- М.: Просвещение, 2005. - 218 с.
- Волков Б.С.,
Волкова Н.В. Детская психология. Логические
схемы. – М.: Владос, 2007. – 252 с.
- Выготский
Л.С. Психология развития человека. - М.:
Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
- Гринявичене
Н.Т. Игра и новый подход к организации
предметно-игровой среды / Творчество
и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической
конференции). - М., 2006. - 311 с.
- Дошкольная
педагогика: методика и организация воспитания
в детском саду / Под ред. В.И. Логиновой,
П.Г. Саморуковой. – М.: Логос, 2006. – 288с.
- Дыбина О.
Игра – путь к познанию предметного мира
// Дошкольное воспитание. – 2008. – №4. –
С.14-23.
- Жуковская
Р.И. Игра и ее педагогическое значение.
- М.: Норма-М, 2004. - 260 с.
- Заморев С.И.,
Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности
// Дошкольное воспитание. – 2005. – №3.
– С. 78-81.
- Ивакина
И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми
играми дошкольников. Учебно-методическое
пособие. - Пенза, 2005. - 344 с.
- Калинченко
А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко
В.Н. Развитие
игровой деятельности дошкольников: Методическое
пособие. – М: Логос, 2007. – 219 с.
- Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.
– М.: ВЛАДОС, 2003. – 276 с.
- Комарова
Н.Ф. Как руководить играми детей: Методические
рекомендации. - Н.Новгород, 2005. – 332с.
- Леонтьев
А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Логос,
2004. - 323 с.
- Леонтьев
А.Н. Учение о среде в педагогических работах
Л.С. Выготского (критическое исследование)
// Вопросы психологии. - 2006. - №1. – С. 14-25.
- Лидак Л.
Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков
общения ребенка со сверстниками // Дошкольное
воспитание. - 2007. - №7. – С. 14-19.
- Логинова
В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика.
– М.: Юнити, 2004. – 183с.
- Менджерицкая
Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение,
2005. - 422 с.
- Михайленко
Н.Я. Педагогические проблемы руководства
и управления игрой // Дошкольное воспитание.
- 2003. - № 12. – С. 13-18.
- Михайленко
Н.Я., Короткова Н. Педагогические принципы
организации сюжетной игры // Дошкольное
воспитание. - 2007. - № 4. – С. 15-18.
- Михайленко
Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной
игры. Психолого-педагогический аспект.
- М.: Педагогика, 2007. - 154 с.
- Мухина В.С.
Психология дошкольника. – М.: Логос,
2004. – 239 с.
- Новоселова
С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего
воспитания детей // Дошкольное воспитание.
- 2003. - № 10. – С. 12-18.
- Новоселова
С.Л., Зворыгина Е.В. Руководство формированием
игры // Дошкольное воспитание. - 2006. - №
4. – С. 18-21.
- Общая
и профессиональная педагогика: Учебное
пособие для студентов, обучающихся по
специальности «Профессиональное обучение»:
В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В.
Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного
университета, 2003. – 174 с.
- Петрова
И.А. Обучение, воспитание и развитие детей
дошкольного возраста. – М.: Юнити,
2003. – 195 с.
- Рубинштейн
С.Л. Избранные психологические труды.
– М.: Гардарика, 2005. - 342 с.
- Сластенин
В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 2002. – 576 с.
- Смирнова
Е.О. Ролевые игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам
// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.73-76.
- Солнцева
О. Играем в ролевые игры // Дошкольное
воспитание. – 2005. – № 4. – С.33-37.
- Тарловская
Н.Ф. Педагогические условия и средства
развития предпосылок самостоятельной
сюжетно-ролевой игры у детей третьего
года жизни //Автореферат на соискание
ученой степени кандидата педагогических
наук, 1995. – 67 с.
- Урунтаева
Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской
психологии. – М.: Владос, 1995. – 296 с.
- Усова А.П.
Обучение в детском саду. – М.: Алма-Ата
Мектеп, Пер. с 3-го рус. изд. / А.П. Усова
; Под ред. А. В. Запорожца, 1998. - 175 с.
- Эльконин
Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. –
360 с.