Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования - выявление психолого - педагогических условий формирования предпосылок сюжетно - ролевой игры у детей раннего возраста. Решение данной проблемы и составит цель исследования.

Объект исследования - процесс формирования предпосылок сюжетно - ролевой игры у детей раннего возраста.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования предпосылок сюжетно - ролевой игры у детей раннего возраста.

Гипотеза исследования - успешному формированию предпосылок сюжетно - ролевой игры у детей раннего возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:

1.организация развивающей среды, направленной на общее развитие детей раннего возраста;
2.широкое использование игр, сгруппированных по логическим приемам, на развитие которых они направлены;
3.обеспечение максимальной самостоятельности ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педогогические аспекты формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста.
7
1.1. Исследование проблемы формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста в трудах отечественных психологов.
7
1.2. Особенности формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста.
13
1.3. Обоснование условий формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста.
18
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста (на примере детского развивающего центра «Теремок»).

23
2.1. Определение уровня сформированности предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей младшего возраста детского развивающего центра «Теремок».

23
2.2. Рекомендации по формированию предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста для педагогов детского развивающего центра «Теремок».
32
Заключение 35
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

КР.формиров-е предпосылок сюжетно-ролевой игры у детеей раннего возраста 2.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     Педагог активизирует речь воспитанников, обращаясь  с просьбой (спеть вместе с игрушками, помочь кукле прочитать стихотворение, назвать действие). Чтобы обучающие  занятия, разнообразные показы-инсценировки приносили положительные результаты, целесообразно повторять их, вводя новые элементы, вызывая у малышей эмоциональные реакции, повышая их активность.   Повторные показы-инсценировки можно проводить с двумя-тремя детьми: это позволяет упражнять в их выполнении игровых действий (практических, условных, воображаемых), в использовании предметов-заместителей.  В небольшой группе детей легче вовлечь в совместное выполнение игровой задачи («Кукла заболела, плачет. Что делать?») [34; С. 90].

     Для обучающих игр, показов подбираются  игрушки среднего размера (15-20 см), привлекательно оформленные, устойчивые, с подвижными частями (сгибающиеся ручки, ножки), что дает возможность демонстрировать разные движения, изменять положение в пространстве.

     Возрастные  особенности детей второго года жизни таковы, что подбор игрушек и игрового материала, оформление игровой среды имеют особое значение. Внимание ребенка рассеивается, если в поле его зрения попадает одновременно много игрушек, поэтому их необходимо рассредоточить по всей комнате, желательно комплектовать по смысловым связям. Например,  на плиту поставить кухонную посуду, на стол – чайную, обеденную, на лошадку посадить всадника, на тележку погрузить кирпичики, рядом с тазиком положить губку, полотенце, кувшин.  Это подскажет ребенку, как выполнить не одно действие, а цепочку.

     Игрушки, действия с которыми малыши еще не освоили, не рекомендуется давать для  самостоятельного пользования. Сначала  детей надо обучить  игровым действиям  в совместной игре со взрослыми. Так, если дети не умеют строить из кубиков, кирпичиков, воспитатель проводит обучающие игры, индивидуальные занятия. В остальное время строительный материал  убирается. Нецелесообразно, чтобы дети свободно играли с игрушками-забавами: воспитатель использует их в определенные моменты, чтобы порадовать малышей, отвлечь от грустных мыслей о доме, маме. Эти игрушки должны сохранять для ребенка новизну и неожиданность, чтобы оказывать воздействие на его чувства и переживания [24; С.18].

     Итак, на втором году жизни развиваются игры, посредством которых ребенок знакомится с предметами, удовлетворяет потребность ориентироваться в окружающем мире. Меняется характер подражания: ребенок в игре передает те действия взрослых, которые видел сам, а не только те, которым его обучали.  К концу этого периода в играх детей видны ростки  сюжетно-ролевой игры, а именно: подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, познавать окружающий мир. 

     1.3. Обоснование условий  формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста 

     Сюжетно-ролевые  игры в их собственном смысле возникают  к концу третьего года жизни ребенка. Как уже было отмечено выше, их появление связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего мира, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослыми, развитие самостоятельности детей.

     Первые  сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из 2-х 3-х действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого.

     Дальнейшее  формирование игры связано с развитием  сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2-3 звена из двух трех действий, возникает тогда, когда взрослые подбирают для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой  действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним [24; С.19].

     Во  второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным возрастом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, врач, шофер), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. И наконец, уже в самом начале игры ребенок берет роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.

     Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления  впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто  действует, - на человека. Благодаря  умению переносить действие с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

     Содержанием первых сюжетно-ролевых игр по-прежнему остаются разнообразные действия с  предметами: мама готовит обед, укладывает дочку спать, врач ставит градусник и т.д. но наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.

     По  форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга.     

     Обогащение  ролевых действий в играх отдельных  детей постепенно приводит к появлению  совместных игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия, по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир еде в ней и т.д. Эти объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры по-прежнему несложен: дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада [24; С.20].

     Таким образом, сюжетно-ролевые игры как  таковые возникают к концу  третьего года жизни ребенка вследствие  накопления различных впечатлений  от окружающей действительности.

     Появление коллективной игры  создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр  на бытовые темы (примерно 50-70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.

     С возрастом увеличивается и количество участников игры. В играх детей  младших групп участвуют 2-3 ребенка, у старших – 3-7 и больше.

     Для развития игры характерно изменение  требований, которые дети предъявляют  к игрушке. Младшего дошкольника  привлекает в  игрушке возможность  воспроизведения тех  действий, которые  составляют основное содержание игры. Игрушка может быть обобщенной,  и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют  требований к соответствию игрушки игровому замыслу.

     Характер  игровой деятельности детей раннего  возраста представлен в Приложении 1.

     Прогрессивное, развивающие значение игры состоит  не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе [2; С.57].

     Можно выделить следующие педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.

    • знакомство ребенка с реальным миром;
    • овладение игровыми умениями в раннем возрасте;
    • примерное планирование занятий по конструированию.

     Психологические и педагогические исследования, а  также практика наших детских  садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством.

     Воображение дошкольников приобретает все более  активный характер, у них развивается  способность к творческой деятельности. Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т.е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа.

     Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что предпосылки сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста:

  • ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением;
  • усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;
  • действия обобщаются и отделяются от предмета;
  • ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;
  • происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

     Становление сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста и основные направления развития сюжетных игр:

    • формируются игровые умения;
    • складывается способность ставить и решать игровые задачи;
    • развивается взаимодействие со сверстниками  в совместных играх.

     Выделенные  этапы не являются прямым следствием возраста. Развитие игры зависит, прежде всего, от условий жизни и воспитания ребёнка, а значит от нас, близких  взрослых. Для того чтобы ребёнок умел хорошо играть, и чтобы игра давала действительный развивающий эффект, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Экспериментальное  исследование формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста (на примере детского развивающего центра «Теремок») 
 

     2.1. Определение уровня сформированности предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста детского развивающего центра «Теремок» 

     Ранний  возраст чрезвычайно важен для всего психического развития ребенка. В это время дети овладевают речью, умением обобщать, расширяются их социальные контакты, растет инициативность и самостоятельность. Все это ярко проявляется и в развивающейся игре. Однако в практике работы детских учреждений названные изменения не всегда учитываются.

     При организации игры в группах детского сада наблюдается тенденция ограничивать развитие игровой деятельности жесткими рамками нескольких стандартных  сюжетов (больница, парикмахерская, магазин, дочки-матери), с которыми детей знакомят воспитатели. Побуждает к этому и шаблонность игровой атрибутики, представленной в «игровых зонах», и неизменность этих зон во всех группах от 2-го до 7-го года жизни. Вполне понятно, что стандартные предметы диктуют стандартные действия и, следовательно, стандартный характер игры, который оказывается присущ детям всех возрастов [20; С.15]. Все это стесняет, а порой и исключает возможность разностороннего саморазвития игровой деятельности. Поэтому не случайно в последние годы наблюдается заметное снижение уровня игры дошкольников, особенно в ситуациях, требующих отображения социальных отношений между людьми, т. е. в сюжетно-ролевых играх. Дети дошкольного возраста часто задерживаются на играх сюжетно-отобразительного характера, свойственных раннему детству (детям 2-3 лет) и предшествующих сюжетно-ролевым играм.

     Для сюжетно-отобразительной игры характерно отображение в игровой форме  цепочек действий, например кормление  куклы и укладывание ее спать  или приготовление обеда, кормление куклы, прогулка с ней. Эти игровые действия далеко не всегда бывают связаны в единый, последовательно разворачивающийся сюжет. Цепочки действий обычно коротки, часто повторяются. Нередко вспомогательное, по сути, действие (например, мытье тарелок при игре в детский сад) становится основным содержанием игры, фаза «подготовления» вытесняет и заменяет фазу «осуществления» задуманного игрового действия (в данном случае - кормление куклы). Сюжетно-отобразительная игра, присущая детям раннего возраста, имеет предметное содержание, т.е. представляет собой игру в предметы, манипулирование с игрушками и другим оборудованием. Игра может быть формально подчинена какому-либо социальному сюжету, но фактически он лишь определяет выбор игрушек, задает общую направленность игровым действиям и их последовательности. На первый же план для ребенка выступает успешность действий с предметами, точность их выполнения, а не их социально значимый смысл, т. е. не отображение в игре особенностей поведения человека с учетом социальных целей выполняемых действий и одобряемых обществом способов их достижения [20; С.16].

Информация о работе Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста