Формирование коллектива и психологические приемы управления персоналом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Трудовые коллективы отличаются уровнем развития, в том числе отношение к собственности, к личным, коллективным и общественным целям. Уровень развития накладывает существенный отпечаток на трудовую активность его членов, их ценности ориентации. На усвоение человеком нравственных норм и традиций влияет состояние в коллективе трудовой дисциплины, инициативы и сплоченности.

Содержание

Введение
1. Коллектив
1.1. Признаки коллектива
1.2. Роль коллектива
1.3. Виды коллективов
1.4.Пути формирования коллектива
2. Основные приемы управлению персоналом
2.1. Психологические приемы управления
2.2. Управление персоналом в современных условиях
Заключение
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая психология.docx

— 49.95 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему: формирование коллектива и психологические приемы управления персоналом на предприятии

По предмету: управленческая психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Содержание

Введение 

1. Коллектив

1.1. Признаки коллектива 

1.2. Роль коллектива

1.3. Виды коллективов

1.4.Пути  формирования коллектива

  2. Основные приемы управлению  персоналом

2.1. Психологические приемы управления

2.2. Управление персоналом в современных  условиях

Заключение 

Приложение 

 

 

 

 

 

             Введение

      Коллектив - это группа единомышленников, которые посредством совместного труда решают общественно значимые задачи.

     Трудовые коллективы отличаются уровнем развития, в том числе отношение к собственности, к личным, коллективным и общественным целям. Уровень развития накладывает существенный отпечаток на трудовую активность его членов, их ценности ориентации. На усвоение человеком нравственных норм и традиций влияет состояние в коллективе трудовой дисциплины, инициативы и сплоченности.

     Анализ психологического климата важен сам по себе. Целью воспитания является гармоничное развитие личности, которое определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психическим климатом. 
    Взаимодействие очень важно для успеха любой организации. Быть частью коллектива – естественное явление в жизни большинства людей. Большинство служащих получают материальное и духовное удовлетворение от процесса работы коллектива. Люди представляют собой социальные меньшинства, которые предпочитают работать вместе, в коллективе, а не индивидуально.  
   Почему формирование коллектива так важно? Деятельность, направленная на создание коллектива, является одним из самых важных ключевых моментов в достижении успеха вашей компанией. Чем больше драгоценного времени сотрудники проводят друг с другом, тем больше становится их производительность. И если вы не имеете рабочих, способных к работе в коллективе, команде, то это является огромным минусом. 
   Работая как единое целое, коллективу легче подходить к работе творчески. В то же время, члены коллектива начинают предлагать идеи по любому вопросу, касающемуся работы, они приходят к таким методам ее выполнения, к каким бы никогда не пришел человек, работающий в одиночку. В то время как работники решают задачи командно, большинство из них получают большой опыт и навыки в выполнении данной работы, что является очень перспективным делом.

    Любая организация создается для выполнения каких-либо целей и нуждается в управлении, а от того насколько эффективно ей управляют и зависит достижение поставленных задач. Найти правильные методы налаживания связей между задачами, целями организации и людьми, которые их выполняют, должен руководитель.

    Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личность работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Управление персоналом позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации, что определяет несомненную актуальность данной работы.

Цель данной курсовой работы:

1)  Выявить теоретические аспекты процесса управления персоналом

2) исследовать основы управления  персоналом на современном предприятии  на примере ОАО «ЛУКОЙЛ».

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются основные теоретические аспекты управления персоналом современной организации. Вторая глава посвящена анализу  Открытого Акционерного Общества «ЛУКОЙЛ», как объекта исследования. В третьей  главе представлены предложения  по разработке и формированию системы  управления персоналом, рассматриваемой  организации, включая ряд рекомендаций по наиболее эффективному подбору персонала и развитию материального и нематериального стимулирования сотрудников. Работа включает 2 приложения: организационную структуру ОАО «ЛУКОЙЛ» и таблицу методов управления персоналом.

 

 

 

 

 

 

 

 
         1. Коллектив 
  Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, объединенной по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались. Это не означает, что они постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу, главное здесь - включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции - подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.

 
      1.1.Признаки коллектива 
  С помощью механизмов группового функционирования (групповых эффектов) малая группа развивается и достигает определенных уровней, наивысшим из которых является коллектив.  
   Признаком коллектива:

- Психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.  
   Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается больше, чем сумма потенциалов каждого из его членов.  

   Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности. Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность деятельности. В-третьих, создаются условия для успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.

 
- Наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей историю в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.  

      1.2. Роль  коллектива 
     Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека, которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.  
   Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.  
     В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным. Сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив, может разлагающе влиять на нее, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более "удобным" для себя.  
    Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот, сама ему подчиняется и растворяется в нем, а коллектив взамен берет на себя заботу о ее благополучии. 
    Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располагается где-то посредине и характеризуется доверительными партнерскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

 
    1.3. Виды коллективов 
    Рассмотрим отдельные виды коллективов с точки зрения практики управления.  
     По составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования… 
  1. Гетерогенные коллективы

   Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговая атака).

2. Гомогенные коллективы

  В то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны, особенно чисто женские (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). Но в целом эффективный коллектив должен состоять из непохожих личностей.

 
По статусу коллективы можно разделить:

- официальные;

- неофициальные.

 

По характеру внутренних связей:

- формальные (связи предписываются заранее)

- неформальные (отношения складываются спонтанно, сами собой.)

 

Исходя из сроков существования  коллективы подразделяются

-  временные;

-   постоянные.

 
По размерам коллективы подразделяются:

- малые;

- большие.

   В большом коллективе каждый выполняет широкий круг обязанностей, понятнее связь индивидуальных и общих задач, легче удовлетворить свою потребность в аудитории, получить необходимый совет, но больше отдаленность исполнителя от руководства и коллег и ниже заинтересованность. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся операций, легче могут найти выход из тупика, и в них легче решаются вопросы о преемственности.

 
   Малые коллективы, члены которых поддерживают между собой не просто непосредственные, но еще и эмоционально окрашенные дружеские контакты, получили название первичных. Обычно они включают в себя от двух до пяти человек, объединенных общностью целей и норм поведения, личными интересами, неформальным контролем. В первичной группе людей нельзя заменять без ее разрушения.  
   Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправление. Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке, и каждый действует независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется также и то, кто чем будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива лишь в необходимых случаях оказывают друг другу требуемую помощь.  

     1.4.Пути формирования коллектива

   Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу, этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется сознательно и целенаправленно. Важным условием успешного формирования коллектива является наличие определенных, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной.

  Еще одним условием успеха деятельности официального коллектива является сильный руководитель, а неофициального - лидер, которым люди готовы подчиняться и идти за ними к поставленной цели.

  После возникновения коллектива проходит длительный процесс его организации или самоорганизации (если речь идет о неформальном коллективе), состоящий из нескольких этапов. На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся друг с другом, наблюдают окружающих и демонстрируют им собственные возможности.

   В дальнейшем с ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся все более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления. При выполнении задачи или при уходе нескольких ключевых фигур коллектив реорганизуется или распадается.

   В то же время любой коллектив подстерегают две серьезные опасности, одна из которых - возникновение "раскольнических" группировок, основывающихся на общности целей, потребностей, интересов, преследующих узкокорыстные цели и стремящихся захватить власть. Это проявляется в так называемой групповщине, характеризующейся тем, что группы обособляются, не обращают внимания на нужды и потребности других, некритически относятся к себе и своей роли в организации, считают себя непогрешимыми, неуязвимыми, непобедимыми. Для такого коллектива характерны единомыслие и конформизм его членов. Другой опасностью является бюрократизация коллектива, в основе которой лежит его стремление к спокойной жизни.

   Ряд последовательных этапов, через которые по мере развития проходит  коллектив по А. П. Егоршину:

1. Притирка. На первый взгляд новый  коллектив выглядит деловым и  организованным, но на самом деле  люди смотрят друг на друга  и пытаются определить, насколько  глубоко им хочется во все  влезть. Подлинные чувства часто  скрываются, кто-то один повышает  авторитет, а взаимодействие происходит  в привычных формах. Подлинного  обсуждения целей и методов  работы почти нет. Люди часто  не интересуются своими коллегами,  почти не слушают друг друга,  а творческая коллективная работа  фактически отсутствует.

Информация о работе Формирование коллектива и психологические приемы управления персоналом на предприятии