Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:53, курсовая работа
Трудовые коллективы отличаются уровнем развития, в том числе отношение к собственности, к личным, коллективным и общественным целям. Уровень развития накладывает существенный отпечаток на трудовую активность его членов, их ценности ориентации. На усвоение человеком нравственных норм и традиций влияет состояние в коллективе трудовой дисциплины, инициативы и сплоченности.
Введение
1. Коллектив
1.1. Признаки коллектива
1.2. Роль коллектива
1.3. Виды коллективов
1.4.Пути формирования коллектива
2. Основные приемы управлению персоналом
2.1. Психологические приемы управления
2.2. Управление персоналом в современных условиях
Заключение
Приложение
Курсовая работа
На тему: формирование коллектива и психологические приемы управления персоналом на предприятии
По предмету: управленческая психология
Содержание
Введение
1. Коллектив
1.1. Признаки коллектива
1.2. Роль коллектива
1.3. Виды коллективов
1.4.Пути формирования коллектива
2. Основные приемы управлению персоналом
2.1.
Психологические приемы
2.2.
Управление персоналом в
Заключение
Приложение
Введение
Коллектив - это группа единомышленников, которые посредством совместного труда решают общественно значимые задачи.
Трудовые коллективы отличаются уровнем развития, в том числе отношение к собственности, к личным, коллективным и общественным целям. Уровень развития накладывает существенный отпечаток на трудовую активность его членов, их ценности ориентации. На усвоение человеком нравственных норм и традиций влияет состояние в коллективе трудовой дисциплины, инициативы и сплоченности.
Анализ психологического
климата важен сам по себе. Целью воспитания
является гармоничное развитие личности,
которое определяется тем, в какие коллективы
и как включается личность в процессе
своего развития. Коллектив становится
могучим средством формирования личности
только тогда, когда он характеризуется
положительным психическим климатом.
Взаимодействие очень важно
для успеха любой организации. Быть
частью коллектива – естественное явление
в жизни большинства людей. Большинство
служащих получают материальное и духовное
удовлетворение от процесса работы коллектива.
Люди представляют собой социальные меньшинства,
которые предпочитают работать вместе,
в коллективе, а не индивидуально.
Почему формирование коллектива
так важно? Деятельность, направленная
на создание коллектива, является одним
из самых важных ключевых моментов в достижении
успеха вашей компанией. Чем больше драгоценного
времени сотрудники проводят друг с другом,
тем больше становится их производительность.
И если вы не имеете рабочих, способных
к работе в коллективе, команде, то это
является огромным минусом.
Работая как единое целое, коллективу
легче подходить к работе творчески. В
то же время, члены коллектива начинают
предлагать идеи по любому вопросу, касающемуся
работы, они приходят к таким методам ее
выполнения, к каким бы никогда не пришел
человек, работающий в одиночку. В то время
как работники решают задачи командно,
большинство из них получают большой опыт
и навыки в выполнении данной работы, что
является очень перспективным делом.
Любая организация создается для выполнения каких-либо целей и нуждается в управлении, а от того насколько эффективно ей управляют и зависит достижение поставленных задач. Найти правильные методы налаживания связей между задачами, целями организации и людьми, которые их выполняют, должен руководитель.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личность работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Управление персоналом позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации, что определяет несомненную актуальность данной работы.
Цель данной курсовой работы:
1) Выявить теоретические аспекты процесса управления персоналом
2) исследовать основы управления
персоналом на современном
Структура работы состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений. В первой
главе рассматриваются основные
теоретические аспекты
1. Коллектив
Сегодня люди, как правило, работают
не в одиночку, а в составе группы, объединенной
по какому-то принципу, например общности
территории, профессии, социальных условий,
случайных обстоятельств, в которых они
оказались. Это не означает, что они постоянно
должны находиться рядом и совместно выполнять
работу, главное здесь - включенность в
определенную систему межличностных отношений.
В рамках групп могут образовываться коалиции
- подгруппы, стремящиеся оказать влияние
на групповое поведение.
1.1.Признаки коллектива
С помощью механизмов группового функционирования
(групповых эффектов) малая группа развивается
и достигает определенных уровней, наивысшим
из которых является коллектив.
Признаком коллектива:
- Психологическое признание членами
группы друг друга и отождествление себя
с нею, в основе чего лежат совместные
интересы, идеалы, принципы, сходство или
взаимная дополняемость характеров, темпераментов
и т.п., хотя переоценивать эти моменты
не следует.
Такое психологическое признание
делает возможным постоянное практическое
взаимодействие людей, в результате чего
потенциал коллектива оказывается больше,
чем сумма потенциалов каждого из его
членов.
Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности. Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность деятельности. В-третьих, создаются условия для успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.
- Наличие определенной культуры, выраженное
в общих ценностях, символике, нормах и
правилах поведения в коллективе, вступления
или выхода из него, требованиях к физическому
и моральному облику его членов. У каждого
коллектива существует склонность к идеализации
прошлого, представлению своей историю
в наиболее выгодном свете, поддержанию
традиций. Это формирует комплекс представлений
о собственном превосходстве даже в какой-то
узкой области, придает ему дополнительную
силу, устойчивость, сплоченность, препятствует
дезорганизации.
1.2. Роль
коллектива
Коллектив играет огромную
роль в жизни каждого человека, которую
трудно переоценить. Прежде всего, в его
рамках удовлетворяется естественная
потребность людей в общении и деловом
взаимодействии, в принадлежности к группе
себе подобных; у коллектива человек в
необходимых случаях обретает поддержку
и защиту; в своем коллективе он в первую
очередь находит признание успехов и достижений.
В то же время, наряду с желанием быть в
коллективе, люди хотят отличаться от
других, оставаться какими они есть индивидуальностями,
достойными уважения.
Воздействуя на поведение людей,
коллектив во многом способствует его
изменению. Здесь человек имеет возможность
по-новому взглянуть на себя со стороны,
оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив
изменяет человека, так как ему приходится
учиться жить и работать в окружении других
людей, приспосабливать к ним свои желания,
стремления, интересы. Коллектив в значительной
мере стимулирует творческую активность
большинства людей, пробуждает в них стремление
к совершенствованию, к первенству в соревновании.
В зависимости от характера
самого коллектива его влияние на личность
может быть как позитивным, так и негативным.
Сплоченный, но не настроенный на конструктивное
поведение коллектив, может разлагающе
влиять на нее, вынуждать к антисоциальному
поведению. В свою очередь, человек также
пытается воздействовать на коллектив,
делать его более "удобным" для себя.
Результативность такого воздействия
зависит от силы обеих сторон. Сильная
личность может подчинить себе коллектив,
в том числе и в результате конфликта с
ним; слабая, наоборот, сама ему подчиняется
и растворяется в нем, а коллектив взамен
берет на себя заботу о ее благополучии.
Идеальная с управленческой
точки зрения ситуация располагается
где-то посредине и характеризуется доверительными
партнерскими отношениями между трудовым
коллективом и его участниками, не отказывающимися
от собственных позиций, но уважительно
относящимися к общим целям и нуждам.
1.3. Виды коллективов
Рассмотрим отдельные виды
коллективов с точки зрения практики управления.
По составу коллективы бывают
гомогенные (однородные) и гетерогенные
(разнородные). Эти различия могут касаться
пола, возраста, профессии, статуса, уровня
образования…
1. Гетерогенные коллективы
Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговая атака).
2. Гомогенные коллективы
В то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны, особенно чисто женские (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). Но в целом эффективный коллектив должен состоять из непохожих личностей.
По статусу коллективы
можно разделить:
- официальные;
- неофициальные.
По характеру внутренних связей:
- формальные (связи предписываются заранее)
- неформальные (отношения складываются спонтанно, сами собой.)
Исходя из сроков существования коллективы подразделяются
- временные;
- постоянные.
По размерам коллективы подразделяются:
- малые;
- большие.
В большом коллективе каждый выполняет широкий круг обязанностей, понятнее связь индивидуальных и общих задач, легче удовлетворить свою потребность в аудитории, получить необходимый совет, но больше отдаленность исполнителя от руководства и коллег и ниже заинтересованность. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся операций, легче могут найти выход из тупика, и в них легче решаются вопросы о преемственности.
Малые коллективы, члены которых
поддерживают между собой не просто непосредственные,
но еще и эмоционально окрашенные дружеские
контакты, получили название первичных.
Обычно они включают в себя от двух до
пяти человек, объединенных общностью
целей и норм поведения, личными интересами,
неформальным контролем. В первичной группе
людей нельзя заменять без ее разрушения.
Малый коллектив проще превратить
в хорошо взаимодействующее целое, внедрить
самоуправление. Самоуправляемые коллективы
могут различаться по такому специфическому
признаку, как степень коллективности
принимаемых решений. Если она минимальна,
то совместно определяются только основные
направления деятельности, которые в дальнейшем
конкретизируются в индивидуальном порядке,
и каждый действует независимо друг от
друга. В других случаях самостоятельно
определяется также и то, кто чем будет
заниматься, но текущая деятельность не
координируется, и члены коллектива лишь
в необходимых случаях оказывают друг
другу требуемую помощь.
1.4.Пути формирования коллектива
Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу, этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется сознательно и целенаправленно. Важным условием успешного формирования коллектива является наличие определенных, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной.
Еще одним условием успеха деятельности официального коллектива является сильный руководитель, а неофициального - лидер, которым люди готовы подчиняться и идти за ними к поставленной цели.
После возникновения коллектива проходит длительный процесс его организации или самоорганизации (если речь идет о неформальном коллективе), состоящий из нескольких этапов. На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся друг с другом, наблюдают окружающих и демонстрируют им собственные возможности.
В дальнейшем с ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся все более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления. При выполнении задачи или при уходе нескольких ключевых фигур коллектив реорганизуется или распадается.
В то же время любой коллектив подстерегают две серьезные опасности, одна из которых - возникновение "раскольнических" группировок, основывающихся на общности целей, потребностей, интересов, преследующих узкокорыстные цели и стремящихся захватить власть. Это проявляется в так называемой групповщине, характеризующейся тем, что группы обособляются, не обращают внимания на нужды и потребности других, некритически относятся к себе и своей роли в организации, считают себя непогрешимыми, неуязвимыми, непобедимыми. Для такого коллектива характерны единомыслие и конформизм его членов. Другой опасностью является бюрократизация коллектива, в основе которой лежит его стремление к спокойной жизни.
Ряд последовательных этапов, через которые по мере развития проходит коллектив по А. П. Егоршину:
1.
Притирка. На первый взгляд новый
коллектив выглядит деловым и
организованным, но на самом деле
люди смотрят друг на друга
и пытаются определить, насколько
глубоко им хочется во все
влезть. Подлинные чувства часто
скрываются, кто-то один повышает
авторитет, а взаимодействие