Физиологический и психологический аспекты эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Интерес к эмоциональной сфере, к выявлению и объяснению закономер-ностей ее функционирования и ее связей с другими особенностям психики не ослабевает в психологической науке и по сегодняшний день. Значение проблемы эмоций всепроникающее. Вопрос о соотношении физиологического и психического, об отношении психической деятельности к человеческому мозгу относится к числу самых сложных, трудных и дискуссионных проблем не только современной психологии, но и современной нейрофизиологии.

Работа содержит 1 файл

Физиологический и психологический аспекты эмоций.docx

— 72.90 Кб (Скачать)

10. Я безвольный человек,  и это отражается на моей  успеваемости.

11. Я с трудом сосредоточиваюсь  на выполнении какого-либо задания,  и это раздражает меня.

12. Несмотря на уверенность  в своих знаниях, я испытываю  страх перед зачетом/экзаменом. 
13. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала, и меня пугает возможность «отсева».

14. Во время ответа на  семинарах/зачетах меня смущает  необходимость выступать перед аудиторией.

15. Возможность неудачи  на сессии очень тревожит меня.

16. Во время выступления  на семинарах или ответах на  экзаменах я от волнения начинаю заикаться.

17. Мое настроение во  многом зависит от успешного выполнения учебных заданий. 
18. Я часто ссорюсь с товарищами по группе из-за пустяков и потом об этом жалею. 
19. «Микроклимат» в группе очень влияет на мое настроение.

20. После горячего спора  или ссоры я долго не могу  успокоиться.

21. У меня редко бывает  головные боли после длительной  и напряженной умственной деятельности.

22. Меня ничто не может  вывести из хорошего расположения  духа.

23. Неудачи в учебе не  очень волнуют меня.

24. Я не волнуюсь и  не испытываю сильного сердцебиения  перед экзаменом, если уверен  в своих знаниях.

25. Я захожу на экзамен  в числе первых и не задумываюсь  над выбором билета. 
26. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса.

27. Насмешки однокурсников  не портят мне настроения.

28. Я спокойно сплю в  период сессии, и мне не снятся  экзамены.

29. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.

30. Мне легко организовать  свой рабочий день, я всегда  успеваю сделать то, что запланировал.

     Обработка  результатов. Утверждения 1-20 – учитываются ответы «да» (+); 21, 30 – учитываются ответы «нет» (-). Ответы «не знаю» не учитываются. За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл. 
    Интерпретация. Чем больше набранная сумма баллов, тем больше эмоциональная неустойчивость у обследованного студента. Наиболее информативны положения 3, 12, 13, 15, 24 (тревога, боязнь), 6, 10, 14 (неуверенность в себе), 7, 20, 27(болезненная раздражительность) [5].

    III. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова. 
Инструкция. Для  выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: «не знаю» - 0 баллов; «нет, никогда» - 1; «иногда» - 2; «часто» - 3; «почти всегда» - 4; «да, всегда» - 5.

     Текст методики:

1. Мне больше нравятся  книги о путешествиях, чем книги  из серии «Жизнь замечательных  людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять  о причинах успехов и неудачах  других людей. 
4. Среди всех музыкальных тенденций я предпочитаю наиболее «романтичные». 
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно  помочь даже словом.

7. Посторонним людям не  следует вмешиваться в конфликт  между двумя лицами. 
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда я в детстве  слушал грустную историю, на  моих глазах наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние  моих родителей влияет на мое  настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится  рассматривать портреты, чем картины  с пейзажами.

13. Я всегда прощал все  родителям, даже если они были  не правы.

14. Если лошадь плохо  тянет, ее надо хлестать.

15. Когда я читаю о  драматических событиях в жизни  людей, то чувствую, будто это  происходит со мной.

16. Родители относятся  к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков  или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания  на плохое настроение своих  родителей.

19. Я подолгу наблюдаю  за поведением животных, откладывая  другие дела. 
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. 
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно  озлоблены.

24. Глядя на постороннего  человека, мне хочется угадать,  как сложится его жизнь. 
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного  животного я стараюсь ему чем-нибудь  помочь.

27. Человеку станет легче,  если внимательно выслушать его  жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в  число свидетелей. 
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение. 
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной  конфликтной ситуации человек  должен выходить самостоятельно. 
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь всегда должна  удовлетворять любые просьбы  и чудачества стариков. 
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.

35. Беспризорных домашних  животных следует отлавливать  и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают  обсуждать со мной свои личные  проблемы, я стараюсь перевести  разговор на другую тему.

     Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенности испытуемого. Шкала «лжи»: ответ «не знаю» на 3, 9, 11, 13, 28, 36 утверждения и «да» на 11, 13, 15, 27. Эти утверждения свидетельствуют о желании испытуемого выглядеть лучше и о недостаточной искренности. Результатам методики можно доверять, если было дано не более трех неискренних ответов.

     Выводы. При сумме 82 – 90 баллов у человека очень высокий уровень эмпатии, 63 -81 балл – высокий уровень, 37 – 62 балла – средний уровень, 12 -36 баллов – низкий уровень, 11баллов и менее – очень низкий уровень эмпатии [5].

 
 
 
           3.4. Результаты экспериментального исследования

                                 эмоциональной сферы

 
     По данным, полученным в методике диагностики эмоциональности по В.М.Русалову, уровень общей эмоциональности испытуемого высокий (101 балл), но находится в пределах нормы (N = 78 – 102 балла). Психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная эмоциональность также имеют высокий уровень (30, 35 и 36 баллов, соответственно).

     По результатам  методики  «Тревожность у студентов»  можно говорить о среднем уровне  тревожности у испытуемого (17 баллов из 30). Но следует отметить  повышенную тревогу, боязнь и  некоторую неуверенность в себе  в процессе учебной деятельности  испытуемого.

    Результаты «Диагностики  уровня эмпатии» показали наличие  высокого уровня эмпатийности («сопереживания»)  – 79 баллов.

 
 
 
 
  
 
      
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
     Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. Они проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. 
Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение [6].

     Эмоции человека и механизмы их обеспечения всегда были предметом научных изысканий. Целый ряд наук изучают этот феномен: психология, физиология, социология, философия, этика, медицина, биохимия, лингвистика, литературоведение. Очевидно, многообразием позиций и подходов объясняется обилие и неупорядоченность терминологии в работах по проблеме эмоций.  
     Исследователи акцентируют представление об эмоции как о сложном феномене, имеющем нервный, выразительный и переживательные компоненты. Следовательно, изучение эмоции может происходить на любом из трех уровней, соответствующих одному из основных компонентов эмоционального процесса. Методы и приемы исследования диктуются в наибольшей степени тем, какой из компонентов изучается.

     Существуют методы для изучения каждого компонента эмоции, хотя некоторые методики дают надежные данные обо всех компонентах сразу или об эмоции как о целом. Метод хирургических удалений и разрушений теряет свою популярность в изучении физиологического компонента, т.к. прогресс технологии делает возможным более тонкий прием — вживление микроэлектродов. В области психофизиологии многообещающей и обладающей большими возможностями выглядит электромиография различных аффективных состояний. 
     Экспрессивный компонент эмоции изучается в понятиях произвольных и непроизвольных выражений. Разработан детальный метод для изучения мимических выражений. Естественное наблюдение как метод изучения эмоциональных выражений в реальной жизненной ситуации содержит большие возможности для понимания континуума выражений в различных социальных ситуациях. 
     Немало методик разработано для изучения эмоционального переживания, или феноменологии эмоций. Они по необходимости основываются на самоотчете, и поэтому при их применении необходимы «взаимный интерн» и сотрудничество испытуемого и экспериментатора [4].

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Ануфриев, А.Ф. Психологические  методики изучения личности / А.Ф.Ану 
    фриев, Т.А.Барабанщикова, А.Н.Рыжкова. – М.: Академия, 1999. – 381 с. 
2. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. -  
    544 с.

3. Додонов, Б.М. Эмоция как ценность / Б.М. Додонов. – СПб.: Смысл,1998. - 
    144 с.

4. Изард, К. Методы изучения эмоций / К.Изард. – [ Электронный ресурс] -  
    [ Режим доступа: http://www.psychology_online.net ].

5. Ильин, Е.П. Эмоции  и чувства / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с. 
6. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. -  
    583 с.

7. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков,  
    В.П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2002. – 632 с.

8. Николаева, Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с осно 
    вами физиологической психологии / Е.И. Николаева. – Новосибирск: 
    Лада,2001. – 442 с.

9. Психофизиология / под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2006. - 
    464 с.

10. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. – М.: Наука, 1981. - 
    221 с.

11. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительнос 
    ти / Г.Х. Шингаров. – М.: Наука, 1971. – 224 с.

12. Хризман, Т.П. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы /  
    Т.П. Хризман, В.П. Еремеева. – [ Электронный ресурс ] - [ Режим доступа:      
    http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/4.html ].

 

 


Информация о работе Физиологический и психологический аспекты эмоций