Физиологический и психологический аспекты эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Интерес к эмоциональной сфере, к выявлению и объяснению закономер-ностей ее функционирования и ее связей с другими особенностям психики не ослабевает в психологической науке и по сегодняшний день. Значение проблемы эмоций всепроникающее. Вопрос о соотношении физиологического и психического, об отношении психической деятельности к человеческому мозгу относится к числу самых сложных, трудных и дискуссионных проблем не только современной психологии, но и современной нейрофизиологии.

Работа содержит 1 файл

Физиологический и психологический аспекты эмоций.docx

— 72.90 Кб (Скачать)

     Т.о., в последние годы большинство исследователей психофизиологического выражения эмоций человеком учитывают деятельность различных органов или систем, иннервируемых автономной нервной системой. С использованием физиологических методов получена надежная информация о висцеральных функциях при стрессовых условиях различного типа [4; 5].

      
      3.2. Психологические исследования эмоциональной сферы

 
     При изучении эмоций на нейрофизиологическом или на экспрессивном уровне, также исследуется и эмоциональный процесс, т. е. «ощущение эмоции», или эмоциональное переживание.

     Для получения непосредственных отчетов и самоотчетов об эмоциональных переживаниях используются различные списки определений или шкалы. 
     Шкалы представляют собой списки общеупотребительных определений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций. 
     Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения, эмоциональную устойчивость, эмоциональные свойства и пр.).

1) Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением (шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов);

2) Методики, направленные  на выявление склонности к  постоянному пониженному настроению (дистимии), меланхолиям, депрессиям ( по В.В.Бойко, Э.Бэку и др.);

3) Методики для исследования  тревожности, невротизации, фрустрации (по Ч.Д.Спилбергеру, Л.И.Вассерману, В.В.Бойко и др.);

4) Методики для диагностики  уровня эмоционального выгорания  (по В.В.Бойко, К.Маслач и С.Джексон и др.);

5) Методики для определения  эмоциональных состояний (по Г.Айзенку, Л.А.Рабинович и др.).

     Также очень распространены методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии. Первые попытки создания методики для определения умений распознавать эмоции по лицевой экспрессии были предприняты Э.Борингом и Э.Титченером, использовавшими схематические рисунки. В 1970-х годах П.Экман и др. разработал метод, получивший сокращенное название FAST (Facial Affect Scoring Technique)Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести базовых эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Фотоэталон для каждой эмоции представлен фотографиями для трех уровней лица: для бровей – лба, глаз – век, нижней части лица.

     CARAT – методика, разработанная Р.Бак, строится на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемый должен распознать, какую сцену наблюдает человек.

     В.А.Лабунской  был разработан метод «вербальной  фиксации признаков экспрессии  эмоциональных состояний». Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки шести основных эмоциональных состояний 
[1; 5].

 
3.3. Методы и организация исследования 

     Экспериментальное исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета на протяжении 2010 г.

     Экспериментальная выборка составила одного испытуемого в возрасте 23 лет.

     Исходя из темы данной курсовой работы, нами был сформирован следующий банк диагностических  методик:

I. Методика диагностики эмоциональности по В.М.Русалову. Эмоциональность – это общая склонность человека к самым разнообразным переживаниям, как положительным, так и отрицательным. Методика позволяет определить общий уровень эмоциональности и конкретизировать с какими именно жизненными сферами она связана, что служит для человека наиболее значимыми источниками эмоций. Автор выделяет три вида проявления эмоциональности: психомоторную, коммуникативную и интеллектуальную. 
Психомоторная эмоциональность указывает, в какой мере источником переживаний выступает все то, что связанно с движениями тела. Это могут быть и подвижные виды спорта, и возможность смастерить что-либо своими руками, и даже просто энергичная пешая прогулка.

Коммуникативная эмоциональность связана с общением, взаимоотношениями с окружающими людьми.

Интеллектуальная  эмоциональность касается размышлений. Эмоции связаны с познанием, открытием чего-то нового, усвоением и осмыслением информации. 
     Соответственно этим проявлениям, в методике имеются три шкалы:

1) шкала психомоторной  эмоциональности;

2) шкала интеллектуальной  эмоциональности;

3) шкала коммуникативной  эмоциональности.

     Инструкция: Вам предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Каждое утверждение оцените по шкале: «1» - не характерно; «2» - мало характерно; «3» - довольно характерно; «4» - характерно. 
     Текст опросника:

1. Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал.

2. Я всегда выполняю  свои обещания независимо от  того, удобно мне это или 

нет.

3. Я огорчаюсь, когда  обнаруживаю свои ошибки при  выполнении интеллектуальной работы.

4. Я испытываю неудобство  из-за того, что у меня плохой  почерк.

5. Я переживаю, когда  выполняю задание не так, как следовало бы.

6. Я сильно волнуюсь  перед предстоящим экзаменом.

7. Я испытываю тревогу,  переходя улицу перед движущимся  транспортом.

8. Я огорчаюсь, если  мне не удается что-то смастерить  самому.

9. Я сильно волнуюсь  перед ответственным разговором.

10. Я никогда не опаздывал  на свидание или на работу.

11. При общении с людьми  я часто чувствую себя неуверенно.

12. Я часто испытываю  опасение от того, что могу  не справиться с работой, требующей  умственного напряжения.

13. Меня часто огорчают  незначительные ошибки, допущенные  при решении какой-либо задачи.

14. Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда  не успеваю записывать необходимую  информацию.

15. Я – ранимый человек.

16. Когда я выполняю  работу, требующую тонкой координации  движений, я испытываю некоторое  волнение.

17. Я переживаю, когда  меня не понимают при разговоре.

18. Бывает, что я говорю  о вещах, в которых не разбираюсь.

19. Я часто не могу  заснуть из-за того, что мне  не удается найти решение какой-либо проблемы.

20. Я сильно волнуюсь, когда  мне приходится выяснять отношения  с другом.

21. В разговоре я легко  обижаюсь по пустякам.

22. У меня портится настроение, когда я долго не могу решить  проблему. 
23. Меня огорчает то, что я физически менее развит, чем хотелось бы. 
24. Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.

25. У меня бывают мысли,  которые мне не хотелось бы сообщать окружающим. 
26. Я склонен преувеличивать свои неудачи, связанные с умственной деятельностью. 
27. В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.

28. У меня часто портится  настроение из-за того, что сделанная  мною вещь оказывается совсем  неудачной.

29. Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих близких. 
30. Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности. 
31. Я иногда сплетничаю.

32. Я переживаю из-за  того, что у меня нет достаточно  выраженных способностей для овладения интересующим меня ремеслом.

33. Я испытываю досаду, когда у меня не хватает  ловкости в спортивных играх на отдыхе.

34. Я легко обижаюсь, если  мне указывают на мои недостатки.

35. Меня огорчает, что я  недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием). 
36. Я сильно волнуюсь во время экзамена.

37. Я основательно планирую  предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.

38. Когда я что-то мастерю,  я обращаю внимание даже на  незначительные погрешности. 
39. Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.

40. Я не стараюсь избегать  конфликтов.

41. Я нуждаюсь в людях,  которые меня ободряют и утешают.

42. Я испытываю чувство  обиды от того, что окружающие  меня люди, как мне кажется,  обходятся со мной хуже, чем  следовало бы.

     Обработка  результатов. Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используется ключ. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале.

     Ключ. Вопросы 2,10, 18, 25, 31, 39 служат для проверки адекватности оценивания испытуемым своего поведения (т.н. шкала «лжи»). Испытуемые, набравшие на данной шкале 18 и более баллов, должны исключаться из дальнейшей обработки.

     Шкала «психомоторная  эмоциональность»: 4, 7, 8, 14, 16, 23, 27, 28, 32, 33, 35, 38.

     Шкала «интеллектуальная  эмоциональность»: 1, 3, 5, 6, 12, 13, 19, 22, 26, 30, 36, 37.

     Шкала «коммуникативная  эмоциональность»: 9, 11, 15, 17, 20, 21, 24, 29, 34, 40, 41, 42.

     Интерпретация. По каждой из трех шкал можно набрать от 12 до 48 баллов. Низкие значения эмоциональности находятся в пределах до 25 баллов включительно, средние – от 26 до34, а высокие – от 35 и более. 
Эмоциональность психомоторная:

Низкие значения – низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы.

Средние значения - средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.

Высокие значения - высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.

Эмоциональность интеллектуальная:

Низкие значения - низкая чувствительность (безразличие к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интеллектуальной деятельностью, спокойствие, уверенность в себе в процессе умственной деятельности.

Средние значения - средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения.  
Высокие значения - высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы,  
связанной с умственным напряжением.

Эмоциональность коммуникативная:

Низкие значения - низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.  
Средние значения - среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.

Высокие значения - высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения. 
     Суммируя баллы по всем трем шкалам, можно получить величину общей эмоциональности. Норма равна от 78 до 102 баллов [1].

     II. Методика «Тревожность студентов» (модификация опросника Ж.Тейлор).  
     Инструкция. Вам предлагается согласиться с рядом положений опросника или отвергнуть их, поставив рядом с соответствующим номером знак «+» или «-».

     Текст опросника:

1. Мне с трудом удается  сосредоточить внимание на лекции.

2. Отступление преподавателя  от основной темы лекции сильно  отвлекает меня. 
3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.

4. Иногда мне кажется,  что мои знания по тому/иному  предмету ничтожны.

5. Отчаявшись выполнить  какое-либо задание, я обычно  «опускаю руки».

6. Я не успеваю усваивать  материал лекций, и это вызывает  чувство неуверенности в себе.

7. Я не очень болезненно  реагирую на критические замечания  преподавателя.

8. Неожиданный вопрос  преподавателя приводит меня  в замешательство.

9. Положение в нашей  учебной группе сильно беспокоит меня.

Информация о работе Физиологический и психологический аспекты эмоций