Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа
Интерес к эмоциональной сфере, к выявлению и объяснению закономер-ностей ее функционирования и ее связей с другими особенностям психики не ослабевает в психологической науке и по сегодняшний день. Значение проблемы эмоций всепроникающее. Вопрос о соотношении физиологического и психического, об отношении психической деятельности к человеческому мозгу относится к числу самых сложных, трудных и дискуссионных проблем не только современной психологии, но и современной нейрофизиологии.
Позднее после многочисленных
исследований этот «круг Пейпеца» и ряд
других мозговых структур были названы
«лимбической системой».
Теперь рассмотрим связь
ключевых элементов лимбической системы
с эмоциями.
Гипоталамус (ГТ) является
центральным нейроэндокринным органом.
Исследование связи эмоциональных проявлений
с активностью ГТ показало, что раздражение
определенных зон ГТ у кошек вызывает
у них агрессивное поведение с внешними
признаками ярости, а раздражение других
зон - оборонительное поведение с проявлением
страха. Было обнаружено также, что при
перерезке связей ГТ с корой кошки становятся
крайне агрессивными: оскаливают зубы,
шипят и выпускают когти на любое, самое
незначительное действие. Но эта агрессивная
реакция носит нескоординированный характер
и не направлена на конкретный объект
(«ложная ярость»). Эти реакции исчезали
после перерезки эфферентных связей ГТ
с нижележащими структурами ствола мозга,
отвечающими за внешние проявления ярости,
которые выражаются через движение мышц
лица и конечностей, гладкой мускулатуры
внутренних органов, а также через изменения
функционирования желез.
Т.о., ГТ участвует в регуляции
внешних проявлений эмоционального поведения
путем управления соматическими и вегетативными
реакциями.
В ГТ также находятся так
называемые «центры удовольствия / неудовольствия»:
пищевые, половые, питьевые и т.д..
ГТ тесно связан с
ядрами ретикулярной формации среднего
мозга. Между ними существует иерархическая
связь: средний мозг и нижележащие отделы
непосредственно запускают двигательную
активность, а ГТ ее инициирует и координирует.
Гиппокамп расположен в
глубине височной доли и имеет развитую
систему афферентно-эфферентных связей
практически со всеми структурами мозга.
По данным современной науки,
гиппокамп преимущественно связан с механизмами
памяти и регуляцией ориентировочно-
Важную роль в обеспечении эмоций играет ретикулярная формация ствола мозга. Как известно, волокна от нейронов ретикулярной формации идут в различные области коры больших полушарий. Большинство этих нейронов считаются "неспецифическими", т.е. в отличие от нейронов первичных сенсорных зон, зрительных или слуховых, реагирующих только на один вид раздражителей, нейроны ретикулярной формации могут отвечать на многие виды стимулов. Эти нейроны передают сигналы от всех органов чувств (глаз, кожи, мышц, внутренних органов и т.д.) к структурам лимбической системы и коре больших полушарий.
Некоторые участки ретикулярной формации обладают более определенными функциями. Так, например, особый отдел ретикулярной формации, называемый голубым пятном (это плотное скопление нейронов, отростки которых образуют широко ветвящиеся сети с одним выходом, использующие в качестве медиатора норадреналин), имеет отношение к пробуждению эмоций. От голубого пятна к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры идут нервные пути, по которым пробудившаяся эмоциональная реакция может широко распространяться по всем структурам мозга. По некоторым данным, недостаток норадреналина в мозгу приводит к депрессии. Положительный эффект электрошоковой терапии, в большинстве случаев устраняющей депрессию у пациента, связан с усилением синтеза и ростом концентрации норадреналина в мозге. Результаты исследования мозга больных, покончивших с собой в состоянии депрессии, показали, что он обеднен норадреналином и серотонином. Возможно, что норадреналин играет роль в возникновении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие. Во всяком случае дефицит норадреналина проявляется в появлении депрессивных состояний, связанных с тоской, а недостаток адреналина связывается с депрессиями тревоги.
Другой отдел ретикулярной формации, называемый черной субстанцией, представляет собой скопление нейронов, также образующих широко ветвящиеся сети с одним выходом, но выделяющих другой медиатор - дофамин, который способствует возникновению приятных ощущений. Не исключено, что он участвует в возникновении особого психического состояния — эйфории [9].
Лобные доли коры больших полушарий из всех отделов коры мозга в наибольшей степени ответственны за возникновение и осознание эмоциональных переживаний. К лобным долям идут прямые нейронные пути от таламуса, лимбической системы, ретикулярной формации.
Ранения людей в области лобных долей мозга показывают, что чаще всего у них наблюдаются изменения настроения от эйфории до депрессии, а также своеобразная утрата ориентировки, выражающаяся в неспособности строить планы. Иногда изменения психики напоминают депрессию: больной проявляет апатию, утрату инициативы, эмоциональную заторможенность, равнодушие к сексу. Иногда же изменения сходны с психопатическим поведением: утрачивается восприимчивость к социальным сигналам, появляется несдержанность в поведении и речи [10].
2.2. Межполушарная асимметрия и эмоции
Есть немало фактов, говорящих о том, что в обеспечении эмоциональной сферы человека левое и правое полушария головного мозга вносят разный вклад. Более эмоциогенным является правое полушарие. Так, у здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица, а также левого уха (тоже правого полушария) — при оценке эмоционального тона голоса и других звуковых проявлений человеческих чувств (смеха, плача), при восприятии музыкальных фрагментов. Помимо этого выявлено также более интенсивное выражений эмоций (мимические проявления) на левой половине лица. Существует также мнение, что левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая — положительные эмоции. По некоторым данным эти различия проявляются уже у младенцев, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.
Из клинических исследований известно, что эмоциональные нарушения при поражении правого полушария выражены сильнее, при этом отмечается избирательное ухудшение способности оценивать и идентифицировать эмоциональную экспрессию в мимике. При левосторонних поражениях у больных часто возникают приступы тревоги, беспокойства и страха, усиливается интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний. Больным с поражениями правого полушария более свойственны состояния благодушия, веселости, а также безразличия к окружающим. Им трудно оценить настроения и выявить эмоциональные компоненты речи других людей. Клинические наблюдения за больными с патологическим навязчивым смехом или плачем показывают, что патологический смех часто связан с правосторонними поражениями, а патологический плач — с левосторонними.
Функция восприятия эмоций по выражению лица у больных с поврежденным правым полушарием страдает больше, чем у людей с поврежденным левым полушарием. При этом знак эмоций не имеет значения, однако когнитивная оценка значимости эмоциональных слов оказывается у таких больных адекватной. Иными словами у них страдает только восприятие эмоций. Право- и левосторонние поражения по-разному влияют и на временные аспекты эмоциональных явлений: с поражением правого полушария чаще связаны внезапные аффективные изменения, а с поражением левого — долговременные эмоциональные переживания.
По некоторым представлениям левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое - отрицательных. Депрессивные переживания, возникающие при поражении левого полушария, рассматриваются как результат растормаживания правого, а эйфория, нередко сопровождающая поражение правого полушария, — как результат растормаживания левого.
Существуют и другие подходы
к описанию специфики межполушарного
взаимодействия в обеспечении эмоций.
Например, высказывается предположение,
что тенденция правого полушария к синтезу
и объединению множества сигналов в глобальный
образ играет решающую роль в выработке
и стимулировании эмоционального переживания.
В то же время преимущество левого полушария
в анализе отдельных упорядоченных во
времени и четко определенных деталей
используется для видоизменения и ослабления
эмоциональных реакций. Таким образом,
когнитивные и эмоциональные функции
обоих полушарий тесно связаны и в когнитивной
сфере, и в регуляции эмоций.
По другим представлениям,
каждое из полушарий обладает собственным
эмоциональным "видением" мира. При
этом правое полушарие, которое рассматривается
как источник бессознательной мотивации,
в отличие от левого воспринимает окружающий
мир в неприятном, угрожающем свете, но
именно левое полушарие доминирует в организации
целостного эмоционального переживания
на сознательном уровне. Таким образом,
корковая регуляция эмоций осуществляется
в норме при взаимодействии полушарий
[9].
К настоящему времени
получено большое количество
данных, свидетельствующих не только о
структурной (анатомической), но и биохимической
специализации систем мозга.
Возникновение любой эмоции имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ в их сложном взаимодействии. Модальность, качество эмоций, их интенсивность определяются взаимоотношением норадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергической систем, а также целым рядом нейропептидов, включая эндогенные опиаты.
Важную роль в развитии настроения и аффектов играют биогенные амины (серотонин, дофамин, норадреналин).
По мнению современных исследователей, с ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека поднимается, а его недостаток вызывает состояние депрессии. Положительный эффект электрошоковой терапии, в 80% случаев устраняющей депрессию у пациентов, связан с усилением синтеза и ростом норадреналина в мозге. Вещества, которые улучшают настроение, увеличивают содержание норадреналина и дофамина в нервных окончаниях. Результаты обследования мозга больных, покончивших с собой в состоянии депрессии, показали, что он обеднен как норадреналином, так и серотонином. Причем дефицит норадреналина проявляется депрессией тоски, а недостаток серотонина — депрессией тревоги.
Нарушения в функционировании холинергической системы ведут к психозу с преимущественным поражением интеллектуальных (информационных) процессов. Холинергическая система обеспечивает информационные компоненты поведения.
Холинолитики — вещества,
снижающие уровень активности
холинергической системы, ухудшают выполнение
пищедобывательного поведения, нарушают
совершенство и точность двигательных
рефлексов избегания, но не устраняют
реакцию на боль и не снимают чувства голода.
Состояние агрессивности
зависит от соотношения активности холинергической
и норадренергической систем. Повышение
агрессивности объясняется ростом концентрации
норадреналина и ослаблением тормозного
влияния серотонина. У агрессивных мышей
замечен пониженный уровень содержания
серотонина в гипоталамусе, миндалине
и в гиппокампе. Введение серотонина угнетает
агрессивность животного.
Хорошей экспериментальной
моделью для изучения
Оказалось, что самый сильный
эффект самораздражения связан с гипоталамусом,
медиальным переднемозговым пучком и
перегородкой. При электрической самостимуляции
мозга через вживленные электроды животные
проявляют удивительную настойчивость
в стремлении продолжить самораздражение.
Значит, данная самостимуляция
сопровождается положительным эмоциями,
которые животное стремится продлить.
Все пункты самостимуляции объединяет
то, что они совпадают с локализацией норадренергических
и дофаминергических структур. Следовательно,
феномен самораздражения связан с участием
двух основных систем: норадренергической
и дофаминергической.
В феномене самостимуляции
выделяют мотивационный и подкрепляющий
(награждающий) компоненты. Предполагают,
что норадреналин связан с побуждающим,
мотивирующим компонентом в реакции самораздражения,
а дофамин — с подкрепляющим, “награждающим”
эффектом, возникающим в результате самостимуляции
и сопровождающимся положительным эмоциональным
переживанием.
На основе данных о механизмах самораздражения большинство исследователей склоняется к мнению, что возникновения положительных эмоций связано с активацией специального механизма вознаграждения. Основой этого механизма является катехоламинергическая система.
Т.о., современные данные
указывают на жесткую
Глава 3. Методы изучения эмоций
Понятия и факты акцентируют
представление об эмоции как о сложном
феномене, имеющем «нервный, выразительный
и переживательный» компоненты. Следовательно,
изучение эмоции может происходить на
любом из трех уровней, соответствующих
одному из основных компонентов эмоционального
процесса. Методы и приемы исследования
диктуются в наибольшей степени тем, какой
из компонентов изучается [4].
3.1. Исследования
эмоций на физиологическом уровне
Исследования роли мозга и центральной
нервной системе эмоции являются основными
в прогрессе науки об эмоциях. Хотя в изучении
соотношения мозга и поведения достигнуты
значительные успехи, относительно мало
работ было проведено в контексте изучения
мозга и эмоций.
Хирургические удаления
и поражения. По этическим причинам систематический
анализ хирургических удалений и поражений
проводился только на животных. Это ограничивает
широту приложения полученных данных,
особенно если в эксперименте использовались
низшие животные (например, мыши, крысы,
насекомые). Однако некоторые факты имеют,
по-видимому, межвидовую ценность и вносят
вклад в понимание функций мозговых механизмов
эмоций и эмоционально обусловленного
поведения.
Исследователь делает предположение
о роли конкретного мозгового механизма
эмоции и проверяет свою гипотезу, удаляя
эту область мозга или выводя ее из строя,
т. е. либо используя нейрохирургию, либо
тщательно дозированный электрический
шок, подаваемый через микроэлектроды,
имплантированные в избранные ткани мозга.
После такой операции или воздействия
исследователь наблюдает влияние удаления
или поражения на различные типы поведения.
Многолетние исследования такого рода
позволили выявить различные ограничения
этого подхода. Одна из наиболее серьезных
проблем - относительная неточность удалений
или поражений, поскольку иногда очень
небольшая зона мозга обладает раз личными
и сложными функциями. Чем больше неточность,
тем труднее сделать вывод о связи отдельных
зон мозга со специфическим эмоциональным
ответом или же об ее отсутствии.
Психофизиологические
исследования. Поскольку возникновение
эмоций связано с изменением физиологических
параметров, абсолютно естественно стремление
исследователей, диагностирующих наличие
того или иного эмоционального состояния,
опираться на эти «объективные» показатели.
Среди вегетативных показателей
наиболее часто используются частота
сердечных сокращений (ЧСС), артериальное
давление (АД), кожно-гальваническая реакция
(КГР), реже – газообмен и энергозатраты.
Из психомоторных показателей
наиболее чуткими индикаторами эмоционального
возбуждения зарекомендовали себя тремор,
кинематометрия (воспроизведение заданных
амплитуд движений), рефлексометрия (измерение
времени простой и сложной сенсомоторной
реакции), реакция на движущийся объект
(РДО) и отмеривание временных отрезков.
Также разработаны электромиографические
методы диагностики по выражению лица
(измерение лицевой экспрессии). П.Экман
и У.Фризен в 1978 году разработали метод
FACS (Facial Action Coding System) – система кодирования
активности лицевых мышц. Применение этой
методики показало, что при отрицательных
эмоциях (гнев, страх, отвращение, печаль),
например, активизируется около 41 % всех
мышц лица. При этом степень электрической
активности мышц находится в определенном
соответствии с глубиной переживания
этих эмоций.
Информация о работе Физиологический и психологический аспекты эмоций