Физиологический и психологический аспекты эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Интерес к эмоциональной сфере, к выявлению и объяснению закономер-ностей ее функционирования и ее связей с другими особенностям психики не ослабевает в психологической науке и по сегодняшний день. Значение проблемы эмоций всепроникающее. Вопрос о соотношении физиологического и психического, об отношении психической деятельности к человеческому мозгу относится к числу самых сложных, трудных и дискуссионных проблем не только современной психологии, но и современной нейрофизиологии.

Работа содержит 1 файл

Физиологический и психологический аспекты эмоций.docx

— 72.90 Кб (Скачать)

                                           ВВЕДЕНИЕ 
 
     Интерес к эмоциональной сфере, к выявлению и объяснению закономерностей ее функционирования и ее связей с другими особенностям психики не ослабевает в психологической науке и по сегодняшний день. Значение проблемы эмоций всепроникающее. Какие бы условия и детерминанты не определяли бы жизнь и деятельность человека - внутренними, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней.

     Вопрос о соотношении физиологического и психического, об отношении психической деятельности к человеческому мозгу относится к числу самых сложных, трудных и дискуссионных проблем не только современной психологии, но и современной нейрофизиологии.

     В настоящее время  понятия физиологического и психического  неполно отражают те явления, которые практически изучаются психологией и нейрофизиологией как двумя самостоятельно существующими науками. Именно в рамках проблемы соотношения физического и психического мне хотелось бы рассмотреть феномен эмоций. Показать, что, несмотря на вековое изучение эмоциональных явлений и современную научную базу, единого мнения об их происхождении и механизмах не достигнуто.

 
 
 
 
 
 
 
  
Глава 1. Общая характеристика эмоций

1.1. Эмоции в науках, изучающих психическую деятельность                
                                                  человека 
 
     «Еще Р.Декарт отметил, что эмоции – это тот механизм, при помощи которого «душа» влияет на физиологические функции мозга, включается в рефлекторную деятельность нервной системы. Подобную мысль многократно высказывал и известный английский физиолог Ч.Шеррингтон» [9, с. 213]. Я привожу эти мысли с целью подчеркнуть тот факт, что еще на заре возникновения современной нейрофизиологии и психологии появился вопрос об эмоциях как месте соприкосновения психологии, философии и ряда других наук. 
     Понимание эмоций и чувств как форм действительности невозможно без познания физиологических механизмов, при помощи которых осуществляется это отражение. Будучи отражением объективного мира и функцией нервной системы, эмоции и чувства в то же время по-разному зависят и от личности человека, и от ситуации, в которой они возникают. При этом сложном взаимоотношении факторов, определяющих сущность и проявление эмоций и чувств, теория отражения указывает на объективный мир как на источник и содержание эмоций, на их специфичность в процессе отражения действительности. Физиология изучает механизмы, при помощи которых происходит превращение энергии внешнего воздействия в акт переживания.  
     Эмоции имеют прямое отношение и к современной эстетике. Без правильного понимания сущности эмоций и чувств как отражения действительности эстетика не может удовлетворительно объяснить такие факты, как восприятие эстетического объекта, всестороннее воздействие произведений искусства на личность человека и «очищающее» влияние искусства на ряд физиологических и психических функций организма и личности. 
     Мимо проблемы эмоций и чувств не может пройти и социальная психология, т.к. она изучает такое явление, как общественное настроение и взаимоотношения людей в группах, где эмоциональные переживания играют большую роль.

     Немалое значение  имеет изучение эмоций и для  психологии спорта, труда, для  медицины и прочих наук, отраслей  наук [2; 11].

 
     1.2. Феномен термина «эмоции»

 
     Что такое эмоция? У. Джемс – автор одной первых теорий эмоций – дал своей статье, которая была опубликована  в 1884 году, весьма выразительное название: «Что такое эмоция?». Но, однако, и более чем через 100 лет после того, как был сформулирован этот вопрос, исследователи признают, что дать этому явлению точное научное определение невозможно [6].

     Большинство исследователей  рассматривает эмоцию как сложный  психофизиологический феномен, который можно связать с: 1) переживаемым и/или осознаваемым чувством (состоянием) – феноменология эмоций; 2) висцеральными процессами, сопровождающими эмоции; 3) выразительными характеристиками эмоций (экспрессия лица, интонация, жесты и позы). 
     При обсуждении феноменологического аспекта понятия «эмоции» необходимо различать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности (эмоциональность). «Эмоциональное состояние» может варьироваться в широком диапазоне по длительности (от нескольких секунд до нескольких часов, а иногда и дней) и интенсивности. «Эмоциональность» является чертой характера индивида [2].

     Эмоциональные состояния делятся на 2 класса: собственно эмоции и эмоциональные чувства.

     Эмоционально окрашенные чувства (голод, жажда, любопытство, любовь, ненависть, привязанность и т.д.) характеризуются сильной связью с биологической, социальной/культурной потребностью и комплексом эмоций, переживаемых в процессе ее формирования и удовлетворения. Например, любопытство может сопровождаться эмоциями страха, тревоги, удивления или удовольствия. Длительность и эмоциональный состав эмоционального чувства определяются процессами формирования и удовлетворения потребностей.  
     Эмоции и чувства как бы накладываются на все психические свойства и состояния человека, подтверждая единство социального и биологического  
[12].  
     «Как целостный психический процесс эмоции и чувства – неделимое единство, имеющее внешнее выражение в виде физиологических реакций и внутренних, субъективных переживаний. Познание этого единства очень сложно. Обычно внешние проявления эмоций, как маску, за которой скрывается сущность последних, или объясняют внутреннее состояние как нечто производное от физиологических проявлений эмоций. И социальный, и биологический подход не могут дать правильного ответа на вопрос о сущности эмоций» [11, с. 3].

 
1.3. Компоненты эмоций

     Обобщенно под термином  «эмоция» понимается субъективное  переживание человеком отношения к окружающей действительности и к самому себе. И, как известно, это отношение проявляется в четырех компонентах: психологическом, поведенческом, вегетативном и гормональном.  
     Психологический компонент представляет собой широкий спектр субъективных переживаний, разнообразие и интенсивность которого зависит от типа личности, темперамента и т.д.. Поведение опосредовано изменением мышечной активности и направлено на приведение в соответствие внутреннего переживания внешней ситуации. Вегетативный ответ облегчает поведение, обеспечивая увеличение притока крови к мышцам и усиление метаболизма. Гормональная реакция стимулирует изменение обмена веществ в соответствии с нагрузкой и соответствует поддержанию уровня глюкозы крови, что ведет к усилению ее потребления мозгом [8].

     Эмоциональная информация, поступающая извне, оказывает особое влияние. «На нее реагирует даже глубоко заторможенная кора больших полушарий головного мозга, на которую не действуют другие раздражители. Например, если больному в состоянии комы предъявить любой слуховой стимул, то на ЭЭГ не произойдет никаких изменений. Однако произнесение его имени будет сопровождаться сдвигами в картине ЭЭГ» [8, с. 250].

1.4. Функции эмоций

 
      В вопросе выделения основных функций эмоций среди ученых также нет единого, четко фиксированного мнения. Но в числе базовых можно выделить следующие функции: отражательно-оценочная, побудительная, подкрепляющая, переключательная и коммуникативная [6].

     Отражательно-оценочная  функция эмоций выражается в  обобщенной оценке событий. Как  отмечал Симонов П.В., «эмоция  есть отражение мозгом человека  и животных какой-либо актуальной  потребности (ее качества и  величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта» [10, с.20]. Благодаря тому, что эмоции и чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации [6].

     Побудительная, или  стимулирующая, функция тесно связана с отражательно-оценочной. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Рубинштейн С.Л. указывал, что эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него [12]. Т.о., эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается перед человеком задача.

     Следующая, специфически  человеческая функция эмоций  и чувств заключается в том, что они принимают самое непосредственное участие в обучении, т.е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

     Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. «Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом и стыдом» [10, с. 30]. 
     Существует и коммуникативная функция эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих эмоций и чувств [12].

 
       1.5. Основные теории происхождения и развития эмоций

 
     Первые представления  о мозговых механизмах эмоций  формировались под господствующим  влиянием дарвиновской эволюционной  теории. Суть его позиции, изложенной в книге «Выражение эмоций у человека и животных», состоит в признании того, что способность к выражению чувств приобреталась постепенно, а проявления эмоций, например, когда от ужаса «волосы встают дыбом» или, когда в ярости оскаливаются зубы, по словам Дарвина, можно понять, лишь предположив, что когда-то человек находился на гораздо более низкой ступени развития и был недалек от животных. 
     Представления Ч.Дарвина о «животном» происхождении лицевой мимики человека базировались на сравнительном изучении выражения эмоций у человека и домашних животных и хорошо дополняли его эволюционную теорию происхождения человека.

     Психоорганическая,  или соматическая, теория берет  начало с появления в 1884 году  статьи У.Джемса «Что такое  эмоция?». Джемс и независимо  от него Г.Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно - сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Именно органические изменения по теории Джемса – Ланге являются первопричинами эмоций.

     Однако концепция  Джемса – Ланге вызвала ряд  возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказали У.Кэннон и П.Бард. Они обнаружили, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.

     П.Бард показал, что  на самом деле и телесные  изменения, и эмоциональные переживания возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы.  
     Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепцию Джемса – Ланге и Кэннона – Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга и в данный момент является ведущей теорией в современной науке [6; 9].

     К наиболее известным  теориям эмоций в отечественной  психологии относятся потребностно - мотивационная теория П.В.Симонова и теория Б.И.Додонова.  
     П.В.Симонов в своих взглядах на эмоции исходит из положения, что эмоции высших животных и человека определяются какой – либо актуальной потребностью и оценкой возможности ее удовлетворения на основе фило-  и онтогенетического опыта. Эту оценку субъект производит непроизвольно и зачастую неосознанно сопоставляет информацию о средствах и времени, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, которой он располагает в данный момент. Низкая вероятность ведет к отрицательным эмоциям (страх, тревога, гнев, горе и т.д.); увеличение вероятности того, что потребность будет удовлетворена, порождает положительные эмоции удовольствия, радости и торжества, которые субъект стремится усилить, продлить, повторить [6].

     Что касается теории  Б.И.Додонова, то специфика его  подхода в том, что он рассматривает  проблему эмоций через призму  теории ценностей. Он выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях.

   По Додонову, «эмоции есть процесс оценивания поступающей в головной мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятие кодируют в форме субъективных образов» [3, с. 27].

     «Как возникли эмоции, почему природа не смогла обойтись без них посредством одного лишь мышления, разума? Да потому, что древние эмоции и были предформой мышления, выполнявшая самые простые и жизненно необходимые его функции. Эмоция пристрастно и заинтересованно оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Поэтому она открывает возможность своеобразных умозаключений о том, как следует себя вести» [3, с. 14].

     «Главной особенностью  эмоциональной деятельности человека  является то, что она не только  производит «аффективные волнения»  как форму оценки факта, но  и включает эти свои продукты  в цикл сопоставлений и оцениваний. Это создает своеобразную многоэтажность  эмоциональных процессов у человека, причем, если первый этаж, в основном, скрыт от самонаблюдения и объективируются разве что в своих готовых продуктах – оценках, то все другие этажи более менее открыты для нашей интроспекции… Эмоционально – оценочная деятельность человека не просто оценивает насколько действительность соответствует потребности субъекта, но и отражает в себе также изменения к лучшему или худшему. Потребность накладывает на эмоцию свой отпечаток, придает эмоциональному состоянию качественно своеобразные черты. Например, наслаждение от созерцания картины великого живописца несопоставимо с удовольствием, получаемым от поглощения шашлыка…»  [3, с. 86].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                       Глава 2. Физиологическая база эмоций.

       2.1. Нейроанатомическая и функциональная организация

                               мозговых механизмов эмоций.

 
     Мозговым представительством  эмоций является сложный комплекс  многочисленных глубинных структур и отделов коры головного мозга. Идею о существовании особой системы, ответственной за эмоции, высказал в 1937 году чикагский невропатолог Дж. Пейпец. Его теория базировалась на изучении эмоциональных расстройств у больных с поражениями гиппокампа и поясной извилины. По итогам своих многолетних клинических наблюдений, Пейпец предположил, что следующие структуры головного мозга в следующей последовательности взаимодействия образуют единую систему для управления эмоциями: гипоталамус – передневентрикулярное ядро таламуса –  поясная извилина – гиппокамп – маммилярные тела  – гипоталамус. 
     В этом «эмоциональном круге» гипоталамус обеспечивает выражение эмоций и параллельно передает информацию в таламус, а оттуда в поясную извилину. По мнению Пейпеца, поясная извилина является механизмом осознания эмоциональных переживаний. Гиппокамп, получая сигналы от поясной извилины, осуществляет интеграцию этих и других входов и переадресует информацию к маммилярным телам и гипоталамусу. Круг замыкается интеграцией субъективно переживаемой эмоции (на уровне  коры) с «эмоциональными» управляющими командами гипоталамуса.

Информация о работе Физиологический и психологический аспекты эмоций