Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа
Интерес к эмоциональной сфере, к выявлению и объяснению закономер-ностей ее функционирования и ее связей с другими особенностям психики не ослабевает в психологической науке и по сегодняшний день. Значение проблемы эмоций всепроникающее. Вопрос о соотношении физиологического и психического, об отношении психической деятельности к человеческому мозгу относится к числу самых сложных, трудных и дискуссионных проблем не только современной психологии, но и современной нейрофизиологии.
Интерес к эмоциональной
сфере, к выявлению и объяснению закономерностей
ее функционирования и ее связей с другими
особенностям психики не ослабевает в
психологической науке и по сегодняшний
день. Значение проблемы эмоций всепроникающее.
Какие бы условия и детерминанты не определяли
бы жизнь и деятельность человека - внутренними,
психологически действенными они становятся
лишь в том случае, если им удается проникнуть
в сферу его эмоциональных отношений,
преломиться и закрепиться в ней.
Вопрос о соотношении физиологического и психического, об отношении психической деятельности к человеческому мозгу относится к числу самых сложных, трудных и дискуссионных проблем не только современной психологии, но и современной нейрофизиологии.
В настоящее время
понятия физиологического и
Глава 1. Общая характеристика
эмоций
1.1. Эмоции в науках, изучающих
психическую деятельность
«Еще Р.Декарт отметил, что
эмоции – это тот механизм, при помощи
которого «душа» влияет на физиологические
функции мозга, включается в рефлекторную
деятельность нервной системы. Подобную
мысль многократно высказывал и известный
английский физиолог Ч.Шеррингтон» [9,
с. 213]. Я привожу эти мысли с целью подчеркнуть
тот факт, что еще на заре возникновения
современной нейрофизиологии и психологии
появился вопрос об эмоциях как месте
соприкосновения психологии, философии
и ряда других наук.
Понимание эмоций и чувств
как форм действительности невозможно
без познания физиологических механизмов,
при помощи которых осуществляется это
отражение. Будучи отражением объективного
мира и функцией нервной системы, эмоции
и чувства в то же время по-разному зависят
и от личности человека, и от ситуации,
в которой они возникают. При этом сложном
взаимоотношении факторов, определяющих
сущность и проявление эмоций и чувств,
теория отражения указывает на объективный
мир как на источник и содержание эмоций,
на их специфичность в процессе отражения
действительности. Физиология изучает
механизмы, при помощи которых происходит
превращение энергии внешнего воздействия
в акт переживания.
Эмоции имеют прямое отношение
и к современной эстетике. Без правильного
понимания сущности эмоций и чувств как
отражения действительности эстетика
не может удовлетворительно объяснить
такие факты, как восприятие эстетического
объекта, всестороннее воздействие произведений
искусства на личность человека и «очищающее»
влияние искусства на ряд физиологических
и психических функций организма и личности.
Мимо проблемы эмоций и чувств
не может пройти и социальная психология,
т.к. она изучает такое явление, как общественное
настроение и взаимоотношения людей в
группах, где эмоциональные переживания
играют большую роль.
Немалое значение имеет изучение эмоций и для психологии спорта, труда, для медицины и прочих наук, отраслей наук [2; 11].
1.2. Феномен термина «эмоции»
Что такое эмоция? У.
Джемс – автор одной первых теорий эмоций
– дал своей статье, которая была опубликована
в 1884 году, весьма выразительное название:
«Что такое эмоция?». Но, однако, и более
чем через 100 лет после того, как был сформулирован
этот вопрос, исследователи признают,
что дать этому явлению точное научное
определение невозможно [6].
Большинство исследователей
рассматривает эмоцию как
При обсуждении феноменологического
аспекта понятия «эмоции» необходимо
различать эмоциональное состояние человека
и эмоциональную черту личности (эмоциональность).
«Эмоциональное состояние» может варьироваться
в широком диапазоне по длительности (от
нескольких секунд до нескольких часов,
а иногда и дней) и интенсивности. «Эмоциональность»
является чертой характера индивида [2].
Эмоциональные состояния делятся на 2 класса: собственно эмоции и эмоциональные чувства.
Эмоционально окрашенные
чувства (голод, жажда, любопытство, любовь,
ненависть, привязанность и т.д.) характеризуются
сильной связью с биологической, социальной/культурной
потребностью и комплексом эмоций, переживаемых
в процессе ее формирования и удовлетворения.
Например, любопытство может сопровождаться
эмоциями страха, тревоги, удивления или
удовольствия. Длительность и эмоциональный
состав эмоционального чувства определяются
процессами формирования и удовлетворения
потребностей.
Эмоции и чувства как бы
накладываются на все психические свойства
и состояния человека, подтверждая единство
социального и биологического
[12].
«Как целостный психический
процесс эмоции и чувства – неделимое
единство, имеющее внешнее выражение в
виде физиологических реакций и внутренних,
субъективных переживаний. Познание этого
единства очень сложно. Обычно внешние
проявления эмоций, как маску, за которой
скрывается сущность последних, или объясняют
внутреннее состояние как нечто производное
от физиологических проявлений эмоций.
И социальный, и биологический подход
не могут дать правильного ответа на вопрос
о сущности эмоций» [11, с. 3].
1.3. Компоненты эмоций
Обобщенно под термином
«эмоция» понимается
Психологический компонент
представляет собой широкий спектр субъективных
переживаний, разнообразие и интенсивность
которого зависит от типа личности, темперамента
и т.д.. Поведение опосредовано изменением
мышечной активности и направлено на приведение
в соответствие внутреннего переживания
внешней ситуации. Вегетативный ответ
облегчает поведение, обеспечивая увеличение
притока крови к мышцам и усиление метаболизма.
Гормональная реакция стимулирует изменение
обмена веществ в соответствии с нагрузкой
и соответствует поддержанию уровня глюкозы
крови, что ведет к усилению ее потребления
мозгом [8].
Эмоциональная информация, поступающая извне, оказывает особое влияние. «На нее реагирует даже глубоко заторможенная кора больших полушарий головного мозга, на которую не действуют другие раздражители. Например, если больному в состоянии комы предъявить любой слуховой стимул, то на ЭЭГ не произойдет никаких изменений. Однако произнесение его имени будет сопровождаться сдвигами в картине ЭЭГ» [8, с. 250].
1.4. Функции эмоций
В вопросе выделения
основных функций эмоций среди ученых
также нет единого, четко фиксированного
мнения. Но в числе базовых можно выделить
следующие функции: отражательно-оценочная,
побудительная, подкрепляющая, переключательная
и коммуникативная [6].
Отражательно-оценочная
функция эмоций выражается в
обобщенной оценке событий.
Побудительная, или стимулирующая, функция тесно связана с отражательно-оценочной. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Рубинштейн С.Л. указывал, что эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него [12]. Т.о., эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается перед человеком задача.
Следующая, специфически человеческая функция эмоций и чувств заключается в том, что они принимают самое непосредственное участие в обучении, т.е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.
Переключательная функция
эмоций особенно ярко обнаруживается
при конкуренции мотивов, в результате
которой определяется доминирующая потребность.
«Так, в боевой обстановке борьба между
естественным для человека инстинктом
самосохранения и социальной потребностью
следовать определенной этической норме
переживается субъектом в форме борьбы
между страхом и чувством долга, между
страхом и стыдом» [10, с. 30].
Существует и коммуникативная
функция эмоций. Мимические и пантомимические
движения позволяют человеку передавать
свои переживания другим людям, информировать
их о своем отношении к предметам и явлениям
окружающей действительности. Мимика,
жесты, позы, выразительные вздохи, изменение
интонации являются «языком» человеческих
эмоций и чувств [12].
1.5. Основные
теории происхождения и развития эмоций
Первые представления
о мозговых механизмах эмоций
формировались под
Представления Ч.Дарвина
о «животном» происхождении лицевой мимики
человека базировались на сравнительном
изучении выражения эмоций у человека
и домашних животных и хорошо дополняли
его эволюционную теорию происхождения
человека.
Психоорганическая, или соматическая, теория берет начало с появления в 1884 году статьи У.Джемса «Что такое эмоция?». Джемс и независимо от него Г.Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно - сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Именно органические изменения по теории Джемса – Ланге являются первопричинами эмоций.
Однако концепция Джемса – Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказали У.Кэннон и П.Бард. Они обнаружили, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.
П.Бард показал, что
на самом деле и телесные
изменения, и эмоциональные переживания
возникают почти одновременно, а из всех
структур головного мозга собственно
с эмоциями более всего функционально
связан даже не сам таламус, а гипоталамус
и центральные части лимбической системы.
Психоорганическая теория
эмоций (так условно можно назвать концепцию
Джемса – Ланге и Кэннона – Барда) получила
дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических
исследований мозга и в данный момент
является ведущей теорией в современной
науке [6; 9].
К наиболее известным
теориям эмоций в
П.В.Симонов в своих взглядах
на эмоции исходит из положения, что эмоции
высших животных и человека определяются
какой – либо актуальной потребностью
и оценкой возможности ее удовлетворения
на основе фило- и онтогенетического
опыта. Эту оценку субъект производит
непроизвольно и зачастую неосознанно
сопоставляет информацию о средствах
и времени, предположительно необходимых
для удовлетворения потребности, с информацией,
которой он располагает в данный момент.
Низкая вероятность ведет к отрицательным
эмоциям (страх, тревога, гнев, горе и т.д.);
увеличение вероятности того, что потребность
будет удовлетворена, порождает положительные
эмоции удовольствия, радости и торжества,
которые субъект стремится усилить, продлить,
повторить [6].
Что касается теории
Б.И.Додонова, то специфика его
подхода в том, что он
По Додонову, «эмоции есть процесс оценивания поступающей в головной мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятие кодируют в форме субъективных образов» [3, с. 27].
«Как возникли эмоции, почему природа не смогла обойтись без них посредством одного лишь мышления, разума? Да потому, что древние эмоции и были предформой мышления, выполнявшая самые простые и жизненно необходимые его функции. Эмоция пристрастно и заинтересованно оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Поэтому она открывает возможность своеобразных умозаключений о том, как следует себя вести» [3, с. 14].
«Главной особенностью
эмоциональной деятельности
Глава 2. Физиологическая база эмоций.
2.1. Нейроанатомическая и функциональная организация
мозговых механизмов эмоций.
Мозговым представительством
эмоций является сложный
В этом «эмоциональном круге»
гипоталамус обеспечивает выражение эмоций
и параллельно передает информацию в таламус,
а оттуда в поясную извилину. По мнению
Пейпеца, поясная извилина является механизмом
осознания эмоциональных переживаний.
Гиппокамп, получая сигналы от поясной
извилины, осуществляет интеграцию этих
и других входов и переадресует информацию
к маммилярным телам и гипоталамусу. Круг
замыкается интеграцией субъективно переживаемой
эмоции (на уровне коры) с «эмоциональными»
управляющими командами гипоталамуса.
Информация о работе Физиологический и психологический аспекты эмоций