Устойчивая ориентация
к объекту сохраняется, поскольку
ожидания оправдываются.
а) человек,
очевидно, перестал бы остерегаться
волка, если бы при каждой
встрече с ним, волк, ласково
вилял хвостом у его ног.
б) если у
человека плохая репутация, то
даже самые невинные его поступки
вызывают подозрение.
Иногда установка
принимает негибкий, чрезвычайно
устойчивый, болезненно навязчивый
характер, именуемый фиксацией (человек
может испытывать непреодолимый
страх перед мышью, осознавая
всю нелепость этого чувства)
(22, 25, 27).
6. Воображение: психическая
деятельность, состоящая в создании
представлений и мысленных ситуаций,
никогда в целом не воспринимавшихся
человеком в действительности. Воображение
основано на оперировании конкретными
чувственными образами или наглядными
моделями действительности, но при
этом имеет черты опосредованного,
обобщенного познания, объединяющего
его с мышлением. Характерный
для воображения отход от реальности
позволяет определить его как
процесс преобразующего отражения
действительности.
Главная Функция
воображения состоит в идеальном
представлении результата деятельности
до того, как он будет достигнут
реально, предвосхищении того, чего
еще не существует. С этим связана
способность делать открытия, находить
новые пути, способы решения возникающих
перед человеком задач. Догадка,
интуиция, ведущая к открытию, невозможна
без воображения.
Различают воссоздающее
и творческое воображение. Воссоздающее
воображение заключается в создании
образов объектов, ранее не воспринимавшихся
в соответствии с их описанием
или изображением.
Творческое воображение
состоит в самостоятельном создании
новых образов, воплощаемых в
оригинальные продукта научной,
технической и художественной
деятельности. Оно является одним
из психологических факторов, объединяющих
науку и искусство, теоретическое
и эстетическое познание.
Особый вид
творческого воображения - мечта
- создание образов желаемого
будущего, не воплощаемых непосредственно
в те или иные продукты деятельности.
Деятельность
воображения может иметь различную
степень произвольности, от спонтанных
детских фантазий до длительных
целеустремленных поисков изобретателя
(12, 13, 19, 29).
К непроизвольной
деятельности воображения относятся
сновидения. Однако, они могут детерминироваться
заданной в состоянии бодрствования
целью; таковы известные примеры
решения научннх задач во сне.
Богатейшей сферой
бессознательной душевной жизни
является иллюзорный мир сновидений.
В нем картины реальности, как
правило, разорваны, не сцеплены
звеньями логики, с философско-психологической
точки зрения сон выступает
как временная потеря человеком
чувства своего собственного
бытия и мире. Психологической
целью сна является отдых. Некоторое
люди обладают способностью обучаться
во сне. Причем такую способность
можно развивать путем самовнушения
и внушения в состоянии бодрствования,
а также с помощью гипнотического
внушения. Это явление именуется
гипнопедией. С ее помощью неоднократно
пытались обучать людей, например,
иностранным языкам (7, 10, 11).
7. Интуиция: способность
постижения истины путем прямого
ее усмотрения без основания
с помощью доказательства. Процесс
научного познания, а также различные
формы художественного освоения
мира не всегда осуществляется
в развернутом, логически и
фактически доказательном виде.
Нередко человек схватывает мыслью
сложную ситуацию (например, во время
восприятия сражения, при определении
диагноза, при установлении виновности
или невиновности обвиняемого
и т.п.).
Роль интуиции
особенно велика там, где необходим
выход за пределы приемов познания
для проникновения в неведомое.
Но интуиция
не есть нечто неразумное или
сверхразумное, в процессе интуитивного
познания не осознаются все
те признаки, по которым осуществляется
вывод и те приемы, с помощью
которых он делается.
Интуиция не
составляет особого пути познания,
ведущего в обход ощущений, представлений
и мышления. Она представляет
собой своеобразный тип мышления
когда отдельные звенья процесса
мышления проносятся в сознании
более или менее бессознательно,
а предельно ясно осознается
именно итог мысли - истина.
Интуиции бывает
достаточно для усмотрения истины,
но ее недостаточно, чтобы убедить
в этой истине других и самого
себя. Для этого необходимо доказательство.
Это как бы свернутая логика
мысли. Интуиция также относится
к логике, как внешняя речь
к внутренней, где очень много
опущено и фрагментарно.
Одним из важных
условии творчества является
целенаправленная умственная деятельность.
Максимальное и продолжительное
"погружение" в проблему" страстное
увлечение ею. Когда Ч.Дарвина
спросили, как он пришел к своему
открытию закона естественного
отбора, он ответил: "Я все время
думал об этом" (22). Если пассивно
ждать, пока решение само придет
в голову, то оно может не
прийти никогда. Уловить важность
случайного наблюдения может
лишь тот исследователь, который
много и сознательно думает
о проблеме (1, 8, 10, 13, 16, 21, 23).
Таким образом,
бессознательное - не просто нечто
"закрытое" для самосознания
субъекта. Оно свободно от устоявшихся
шаблонов, более гибко в направлениях
своего движения, в способах образования
ассоциативных связей. В этом
и заключается его эвристическая
сила.
Структурные элементы
бессознательного связаны как
между собой, так и с сознанием
и действием. Они оказывают
влияние на них и в свою
очередь испытывают их влияние
на себе.
Характернейшей
особенностью неосознаваемой психической
деятельности является то, что
на ее основе может быть
достигнуто то, что не может
быть достигнуто при опоре
на рациональный, логический, вербализуемый
и поэтому осознаваемый опыт.
Это "опережение"
бессознательным хаотичности сознания
возникает с особой отчетливостью,
когда мы сталкиваемся с необходимостью
осмысливания наиболее сложных
сторон действительности, явлений,
событий, которые настолько многогранны,
настолько многокомпонентны и
полидетерминированы, воплощаются
в запутанном переплетении, в
сетях настолько разнородных
взаимосвязей и отношений, что
попытки выявления их природы
на основе аналитического и
рационального подхода, на основе
расчленения "глобального", целостных
"континиумов" на их дискретные
составляющие отступают в бессилии.
И тогда может при наличии
определенных психологических условий
проявиться никогда не перестающая
нас поражать мощь "нерасчленяющего"
познания.
"Нерасчленяющее,
интуитивное, опирающееся на неосознаваемую
психическую деятельность, представлено
в нашей душевной жизни исключительно
широко. Оно дает о себе знать
даже при наиболее рационализированных
аналитических и логических дифференцированных
формах мыслительной деятельности
(достаточно напомнить классические
споры о роли интуиции в
математике). Но особое "привилегированное"
место ему отведено, конечно, в
творчестве художественном (3, 4, 8, 10,
13, 14).
Процесс формирования
того, что не осознается, зависит
от активности не в меньшей
степени, чем возможности и
функции последнего от скрытых
особенностей бессознательного.
Подводя итоги
и делая выводы можно определить
основные общие положения для
дальнейшего развития теории
бессознательного: бессознательное
есть реальный психологический
феномен; психологическую структуру
поведения человека нельзя понять
, отвлекаясь от фактов бессознательного;
при построении научной теории
бессознательного необходимо использовать
данные концепции психологический
установки (3).
Литература:
Адамар Ж. Исследование
психологии процесса изобретения
в области математики, М., 1974.
Бассин Ф.В. 0 статье
В.В.Налимова и Я.А.Дрогалиной "Вероятностная
модель бессознательного". Психологический
журнал, 1985,т.6, №1. с137-139.
Бессознательное:
Природа, функции, методы исследования.
Под. ред. А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия,
Ф.В.Бассин. Тбилиси, т 1, 1978, 786с.; т
2, 1978, 686с.; т 3, 1978, 796с.
Бжалава И.Т.
Психология установки и кибернетика.
М., 1966, 230с.
Бочаришвили А.Т.
Проблема бессознательного в
психологии. Тбилиси, 1961.
Виттельс Ю.
Фрейд, его школа и учение. Л.,
1934.
Вольнерт И.Е.
Сновидения в обычном сне и
гипнозе. Л., 1966, 274с.
Выготский Л.С.
Психология искусства. М., 1965, 569с.
Григолава В.В.
Бессознательное и установка.
Вопросы психологии, 1984, №3, с.145-150.
Какабадзе В.Л.
Теоретические проблемы глубинной
психологии. Тбилиси, 1982.
Касаткин В.Н.
Теория сновидений: Некоторые закономерности
возникновения и структуры. Л.,
1967, 351с.
Коршунова Л.С.
Воображение и его роль в
познании. М., 1979
Леонтьев А.Н.
Деятельность, сознание, личность. М., 1975,
304с.
Ломов Б.Ф. Ответ
профессору Ф.В. Бассину. Психологический
журнал, 1982, №6 с.152-153.
Налимов В.В., Дрогалина
Ж.А. Вероятностная модель бессознательного.
Бессознательное как проявление
семантической вселенной. Психологический
журнал, 1984, т.5, №6, с.111-122.
Наэм Психология
и психиатрия в США. М., 1983.
Павлов И.П.
Полн. собр. соч., т.3. кн.1, с.105.
Прангишвили А.С.,
Бассин Ф.В., Шошин П.Б. Существует
ли дилемма "бессознательное
или установка"? Вопросы психологии,
1984, №6, с.95-101.
Розет И.М. Психология
Фантазии. Минск, 1977.
Ротонберг В.С.
Разные формы отношений между
сознанием и бессознательным.
Вопросы философии, 1978, №2.
Рубинштейн С.Л.
Бытие и сознание. М., 1957, 328с.
Спиркин А.Г.
Сознание и самосознание. М.,: Политиздат,
1972, 303с.
Тихомиров О.К.
Структура мыслительной деятельности
человека, М., 1969, 304с.
Тихомиров О.К.
Теоретические проблемы исследования
бессознательного. Вопросы психологии,
1981, №2, с.31-39.
Узнадзе Д.Н.
Место бессознательного и психология
установки. Труды, т.6, Тбилиси, 1977.
Узнадзе Д.Н.
Психологические исследования. М., 1966.
Узнадзе Д.Н.
Экспериментальные основы психологии
установки. Тбилиси, 1961.
Уэллс Г. Павлов
и Фрейд. М., 1959.
Философский энциклопедический
словарь. М., 1983.
Фрейд З. Лекции
по введению в психоанализ,
т.1. М,, 1923, с.28.
Чеснокова И.
И. Проблема самосознания в
психологии. М., 1977, 145с.
Чхортишвили Ш.Н.
Проблема бессознательного в
советской психологии. Тбилиси, 1966.
Шерозия А.
К проблеме сознания и бессознательного
психического. Тбилиси, 1969.