Философско-психологическая проблема бессознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:14, реферат

Описание работы

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за порогом сознания, не достигают надлежащей степени интенсивности или напряженности, чтобы обратить на себя внимание. Термины "бессознательное", "подсознательное", "неосознанное" часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни.

Содержание

1. Введение. Понятие бессознательного.
2. История и современная постановка вопроса. З. Фрейд и бессознательное.
3. Структура бессознательного. Заключение.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 40.66 Кб (Скачать)

 Хорошо известна  история отношений советской  психологии к идеям психоанализа (32).

 После довольно  оживленной первоначальной, как  критической, так и одобряющей, - реакции на эти идеи, оставившей  в советской литературе 20-х годов  заметный след, диалог между советскими  исследователями и сторонниками  психоанализа стал постепенно  угасать.

 Даже стойкое  сохранение интереса к проблематике  бессознательного, которое с самого  ее начала характеризовало грузинскую  психологическую школу Д.К.Узнадзе,  не смогло остановить процесс.

 Причиной здесь  явилось, наверное, постепенное преобразование  теории психоанализа из относительно  узкой клинико-психологической концепции  в форме которой она выступила  на заре своего существования,  в доктрину широкого философского  и социального плана, окрашенную, с одной стороны; в биологизирующие,  а с другой - в идеалистические  тона. Дух психоанализа как системы  социальных, мировоззренческих обобщений,  характерная для него очень  своеобразная методология познания  оказалась настолько чуждой идеологическим  установкам советской психологии, стилю и традициям осмысления  природы человека, которых придерживаются  советские исследователи, что  находить обязательный исходный "минимум общности" толкования, без которого никакой диалог  немыслим, стало невозможным.

 Именно в этом  корни молчания, которое защищало  с начала 30-х до середины 50-х  г.г. обмен мнений, звучавший в  более ранний период. В 1955 г.  на страницах журнала "Вопросы  психологии" была начата дискуссия  по поводу теории установки,  в которой затрагивалась, в  частности, и проблемы бессознательного. При подытоживании этой дискуссии  было подчеркнуто, что крайне  мало разработан вопрос о бессознательном  и для того, чтобы занять правильную  позицию и в этом вопросе,  следовало не уклоняться от  изучения его, а вплотную заняться  им (3).

 С конца же 50-х годов - в значительной степени  по инициативе АН СССР, организовавшей  в 1958г. специальную конференцию,  посвященную проблеме отношения  к психоанализу, - диалог был вновь  возобновлен, а в 1962 г. на  Всесоюзном совещании по философии  вопросам физиологии высшей нервной  деятельности и психологии еще  более углублен (32).

 На протяжении  З0-50 г.г. развитие идей психоаналитической  школы совершилось в полном  отрыве от сложной эволюции  представлений о бессознательном,  происходившей в этот период  в Советском Союзе и связанной  исходно с именем И.П.Павлова,  а несколько позже с именем  Д.К.Узнадзе и его школы.

 Возобновлению  диалога советских исследователей  с учеными, придерживающимися  в той или иной степени психоаналитической  ориентации, способствовали три  причины:

1) возникновение  в рамках советской психологии  оригинального концептуального  подхода к проблеме бессознательного, и уже тем самым признание  советской психологией реальности  этой проблемы;

2) сложное позднее  развитие психоаналитических представлений  во многом их преобразовавшее,  позволившее им проникать в  области, к которым ортодоксальный  фрейдизм отношения не имел, ставить  и решать проблемы, которыми фрейдизм  исходно не занимался;

3) выявление весьма  широкого круга областей знания, тормозимых в своем развитии  отсутствием разработанных представлений  о природе и закономерностях  неосознаваемой психической деятельности.

 Когда Узнадзе  развивает широкую идею психологической  установки, он отвергает и опровергает  Фрейда, но само это опровержение  означает определенный отклик  на идеи Фрейда и их переработку.  В этом проявляется неустранимая  диалектика естественного развития  больших идей, которую можно проследить  в самых разных областях знания, ибо ни одна из подобных  идей не создается без опоры на наследие прошлого, на труды и мечты предшествующих поколений, которые должны быть восприняты и изменены, чтобы дать возможность выступить на передний план обоснованиям более высокого порядка.

 Бессознательное  в понимании Узнадзе выступает  как система категорий более  общего порядка, чем бессознательное  в понимании Фрейда. Это различие  в степени обобщенности понятий,  которыми оперирует каждая из  этих концепции - различие, имеющее  фундаментальный принципиальный  характер, - в значительной степени  определяет как их взаимоотношение,  так и создаваемые ими возможности  анализа и общий стиль.

 Не случайно  именно в Тбилиси в 1979 г.  был организован II Международный  симпозиум по проблеме бессознательного, на котором обозначились новые  перспективы развития теории  установки с использованием всего  того рационального, что содержится  в недрах глубинной психологии (18).

 На этом симпозиуме  были представлены почти все  существующие в советской и  зарубежной психологии точки  зрения на бессознательное психологическое:  как те, которые пытаются обосновать  законность бессознательного психического  в психологии, так и радикально  противоположные им.

 В настоящее  время мало кто отрицает существование  психики вне сознания, реальность  неосознаваемой психики. Исследуя  психические явления, не возможно  ограничиться анализом только  их осознаваемых компонентов.  Проблема соотношения осознаваемого  и неосознаваемого является в  психологии одной из важнейших.  Совершенно очевидно, что такая  оценка значения проблемы неосознаваемого  предполагает, что психическая деятельность, протекающая в условиях ее  неосознания субъектом , обладает  рядом специфических качеств,  которые оправдывают ее рассмотрение  как деятельности осо6ого вида, как деятельности качественно  своеобразной.

 Проблема неосознаваемости - это при широком ее рассмотрении  прежде всего проблема форм  и механизмов неосознаваемости. Под неосознаваемым подразумевается  обширный и довольно аморфный  класс состояний и процессов,  весьма различных по своему  характеру и происхождению.

 Это разного  рода рефлекторные автоматизмы  и действия, выполняемые как постепенно  образовавшаяся "привычка" и действия, выполняемые в условиях ситуационного  отвлечения внимания "на другое". Поэтому "неосознаваемое" - это  сборное понятие, конгломерат  состояний.

 Когда говорится  о бессознательном, имеется в  виду определенную разновидность  неосознаваемых процессов, имеющих  и свою специфическую феноменологию,  и свои специфические отношения  к вполне осознаваемым процессам,  играющим свою специфическую  роль в динамик психических  процессов. Если отождествляется  представление о бессознательном  с представлением о неосознаваемом  вообще, то возможно допускается  ошибка смешения процессов, неосознаваемость  которых имеет случайный, внешне  обусловленный, преходящий характер (5).

 Разновидность  неосознаваемого - психологическая  установка, выступает в двояком  качестве: как эмпирическая реальность, подлежащая научному анализу,  и как объяснительное понятие.

 Установка, безусловно, является важнейшей категорией  психологии, но категорией отнюдь  не вытесняющей или замещающей  другие проявления неосознаваемости, а выполняющей свою специфическую  роль в качестве фактора, скрытого  или явно детерминирующего каждое  проявление поведения человека.

 В расширенном  понимании установка становится  фундаментальным самообразующим  началом человеческой психики,  обеспечивающим саму возможность  ее функционирования во всем  многообразии и индивидуальной  универсальности. Включив в понятийный  аппарат теории установки такие  категории, как вытеснение, символику,  психологическую защиту, можно строить  универсальную теорию установки  с поистине необозримыми горизонтами  применения (4, 5, 9, 10, 18, 25, 26, 27, 32, 33).

 Психофизиологические  аспекты бессознательного широко  исследуются в современной науке  в связи с анализом сна и  гипнотических состояний, корковых  и подкорковых образований, явлений  автоматизма в трудовой и спортивной  деятельности и т.п. В последнее  время образуются возможности  применения кибернетических представлений  и методов моделирования бессознательного (1, 4). При всем этом целостной  теории объясняющей механизм  и структуру бессознательного  до настоящего времени построить  не удалось. 

 Структура бессознательного 

 Бессознательное  не аморфно, оно имеет структуру,  обладает свойством целостности. 

1. Ощущения. Мы ощущаем  все, что воздействует на нас.  Но далеко не все становится  при этом фактом сознания. Возможно  образование условных рефлексов  на различные раздражения внутренних  органов, которые доходят до  коры головного мозга, но не  превращаются в ощущение как  таковое, оказывая, однако, влияние  на поведение организма. Существуют  подсознательные ощущения. Получая  одновременно множество впечатлений,  люди легко упускают из виду  некоторые из них Передвигаясь  по улице, мы видим огромное  число событий, слышим множество  звуков, которые ориентируют нас  в потоке уличного движения. Но  мы фиксируем на них внимание  лишь в случае какого-то затруднения  или необычности. Бесчисленное  множество явлений, свойств и  отношений, существуя объективно  и постоянно "мозоля" нам  глаза, не осознаются нами. Если  бы на каждое воздействие человек  должен был реагировать осознанно,  он не справился бы с подобной  задачей, т.к. был бы не в  состоянии мгновенно переключаться  с одного воздействия на другое  или держать в фокусе своего  внимания практически бесчисленные  раздражители. К счастью мы обладаем  способностью отключаться от  одних воздействий и сосредоточиваться  на других, вовсе не замечая  третьих (22, 29, 31).

2. Автоматизм. Деятельность  человека в обычных условиях  является сознательной. Вместе с  тем отдельные ее элементы  осуществляются бессознательно  или подсознательно, автоматизированно.  Просыпаясь утром, мы машинально  производим длинный ряд действий - одеваемся, умываемся, едим, пьем  чай и др. В жизни у человека  формируются сложные привычки  навыки и умения, в которых  сознание одновременно и присутствует  и отсутствует, оставаясь как  бы нейтральным. Любое автоматизированное  действие носит неосознанный  характер, хотя не всякое неосознанное  действие является автоматизированным.

 Сознательная  деятельность индивида возможна  лишь при условии, когда максимальное  число ее элементов осуществляется  автоматически. Полностью сосредоточить  внимание на содержании, например, в устной речи может лишь  тот, у которого выработался  автоматизм самого процесса произнесения  речи. Для того, чтобы творчески  исполнять музыку, надо иметь  хорошие навыки игры на музыкальных  .инструментах. Изучение различных  видов автоматизма показало, что  он далек от простой машинообразности, поскольку ему присуща способность  перестраиваться "на ходу". Вместе с тем в психической  деятельности имеются уровни  непереводимые в область автоматизма.  Например, нельзя свести к автоматизму  весь процесс игры на каком-либо  музыкальном инструменте.

 Автоматизация  различных функций составляет  существенную и необходимую особенность  многих психических процессов  (процесс мышления, восприятия, речи; запоминания, практических операций  и пр.).

 Механизмы психической  автоматизации избавляют сознание  от постоянного наблюдения и  ненужного контроля над каждым  фрагментом действия.

 В бессознательных  действиях наше сознание присутствует, но оно не проявляет пристальности  своего внимания за всеми деталями  действия, а следит лишь за  общей картиной.

 Вместе с тем  сознание осуществляя как бы  суммарное наблюдение, в любое  мгновение может взять под  контроль автоматизированное действие (остановить его, ускорить или  замедлить) (8, 21, 22, 13).

3. Импульс. Бессознательное  проявляется в так называемых  импульсивных действиях когда  человек не дает себе отчета  в последствиях своих поступков  (22).

4. Информация. Бессознательное  находит свое проявление и  в информации. Она накапливается  в течение всей жизни в качестве  опыта и оседает в памяти.

 Из всей суммы  имеющихся знаний, в данный момент  в фокусе сознания светится  лишь небольшая их доля. О некоторых  хранящихся в мозгу сведениях  люди даже и не подозревают  (23, 24).

5. Установка. Кардинальной  формой проявления бессознательного  является установка - психический  феномен, направляющий течение  мыслей и чувств личности. Установка  представляет собой целостное  состояние человека, выражающее  определенность психической жизни,  направленность в каком-либо виде  деятельности, общее предрасположение  к действию, устойчивую ориентацию  по отношению к определенным  объектам.

Информация о работе Философско-психологическая проблема бессознательного