Философско-психологическая проблема бессознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:14, реферат

Описание работы

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за порогом сознания, не достигают надлежащей степени интенсивности или напряженности, чтобы обратить на себя внимание. Термины "бессознательное", "подсознательное", "неосознанное" часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни.

Содержание

1. Введение. Понятие бессознательного.
2. История и современная постановка вопроса. З. Фрейд и бессознательное.
3. Структура бессознательного. Заключение.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 40.66 Кб (Скачать)

 Бессознательными  бывают врожденные идеи, приобретенные  и вытесненные из сознания  идеи, так называемые малые переживания,  которые не осознаются из-за  своей незначительности. Он пытался  "восполнить пробел, когда сознание  не подтверждает факта существования  психики в субъекте" (26).

"Достойно внимания  то обстоятельство, что психика,  перешедшая в бессознательное,  для Лейбница не является чем-то "глубинным", как позже у  Фрейда, а просто продолжает свое  существование в виде ослабленного  сознательного или малого восприятия" (26). И еще более решительно: "Лейбниц, несомненно, правильно указал, что сознание и психика не идентичны и для восполнения пробела между ними он ввел понятие "малое восприятие" (26).

 Если мы вспомним  теперь тезис о существовании  "разных степеней ясности сознания", которую допускает и Г.Рорахер,  то станет ясно, что перед нами  стойкая, уже многовековая традиция  в отношении к проблеме бессознательного, отвергающая его существование  как определенной психической  реалии и соглашающаяся на  его "допуск" в психологию  разве только в качестве некоего  ущербного, редуцированного "малого" сознания.

 Кант связывал  понятия бессознательного с чувственным  познанием, с интуицией. Он  указывал на наличие сферы  восприятий и чувств, которые  не осознаются, хотя и можно  прийти к выводу об их существовании.  Бессознательное - это темные  представления в человеке, число  которых безгранично (22).

 Решительный шаг  был сделан К.Юнгом, развившим  представление о коллективном  бессознательном, хотя концепция  К.Юнга оказалась вне столбовой  дороги современной науки (15).

 В противоположность  принципам рационализма представители  теории романтизма, такие как  Шопенгауер, Ницше, Э.Гартман выдвинули  свою концепцию бессознательного, рассматривая его как волю  в природе, источник жизни,  стихийное жизненное начало, которому  противостоит беспомощное сознание. Так, например, Гартман утверждал,  что "жизнь мира - не разумный, но целенаправленный процесс,  в котором сознание - лишь орудие  слепой мировой воли как движущей  силы развития (22).

 Такие психологи,  как Гербарт, Фехнер, Вундт, У.Джемс  и другие, положили начало психологическому  исследованию проблемы бессознательного. Так, например, В.Вундт пытался  установить связь законов логического  развития мысли в бессознательными  явлениями. Он утверждал существование  не только осознаваемого, но  и неосознаваемого мышления. Проводил  различие между фокусом сознания, где объект ясно осознается  и остальным полем сознания, где  он или осознается неясно, или  совсем не осознается. Границы  между этими пунктами относительны  и подвижны (29)

 И.М.Сеченов прямо  выступил против концепций, отожествлявших  психическое и сознательное (32).

 И.П.Павлов отмечал,  что "мы отлично знаем, до  какой степени душевная, психическая  жизнь пестро складывается из  сознательного и бессознательного (1). Явления бессознательного Павлов  связывал с работой тех участков  мозга, которые обладают минимальной  возбудимостью. Бессознательному  пристальное внимание уделял  К.С.Станиславский, считая, что оно  играет существенную роль в  процессе творчества (8).

 В советской  психологии проблема бессознательного  разрабатывалась главным образом  школой Д.К.Узнадзе в Грузии (25, 26, 27, 32, 33). 

 Бессознательное  и фрейдизм. 

 На необходимости  исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении  человека, пожалуй, больше всех  настаивал австрийский психиатр  З.Фрейд. Интерес к работам  Фрейда, дискуссии вокруг его  идей то утихают, то разгораются  с новой силой,

1) Одни отвергают  систему его взглядов, считают,  что она не отличается логической  стройностью и научной доказательностью.

2) Другие, напротив, пытаются представить его одним  из властителей дум современной  эпохи. Таковы крайности.

 В отличие от  указанных крайностей, например  И.П.Павлов по иному подошел  к учению Фрейда, он писал: "Когда  я думаю сейчас о Фрейде  и о себе, мне представляется  две партии горнорабочих, начали  копать железнодорожный туннель  в подошве большой горы - человеческой  психики. Разница состоит, однако, в том, что Фрейд взял немного  вниз и зарылся в дебрях  бессознательного, а мы добрались  уже до света (28).

 Теоретическими  источниками Фрейдовской концепции  бессознательного являются существовавшие  в XIX в. учения о психике,  о гипнотическом внушении, о символике  сновидений, о мифологии, о врожденном  психическом наследии, о сексологии, о философии и психологии бессознательного  и др.

 Фрейд разработал  эмпирический метод психоанализа. Он основан на наблюдении и  самонаблюдении, на изучении подсознательных  состояний психики путем расшифровки  того, как они проявляются: в  символах, сновидениях, свободных  ассоциациях, фантазиях, обмолвках  и описках, зарисовках, симптоматических  действиях, невротических симптомах  и т.п.

 Фрейд создал  свою схему структуры психики.  Он разделил ее на 3 основных  пласта:

1) Самый нижний  пласт и самый мощный так  называемое "Оно" находится  за пределами сознания: там хранятся  прошлый опыт, разного рода биологические  импульсивные влечения и страсти,  неосознанные эмоции.

2) На этом массивном  фундаменте бессознательного воздвигается  сравнительно небольшой этаж  сознательного - того, с чем человек  актуально имеет дело и чем  постоянно оперирует. Это его  "Я".

3) И наконец, третий  и последний этаж человеческого  духа - "сверх-Я", нечто находящееся  над "Я".

 То, что выработано  историей человечества и существующее  в системе науки, морали, искусства,  культуры. Это идеалы общества, социальные  нормы, система всевозможных запретов  и правил. Иными словами, все  то, что человек усваивает и  с чем он вынужден считаться.  Главным стражем "Я" является  нравственная сфера личности - "сверх-Я". В ответ на греховные неосознанные  побуждения оно терзает "Я"  упреками, чувством вины.

 Именно от "Оно", считает Фрейд, берет свое начало  все, что именуется психическим.  Именно эта сфера, подчиненная  принципу наслаждения, оказывает,  с точки зрения Фрейда, решающее  влияние на поведение человека. Определяет его мысли и чувства,  а через них и действия (22).

 Фрейдизм провозглашает  мощь инстинктов, влечений. Фрейд;  различал сексуальные влечения  и влечения смерти: если одна  сторона бессознательного направлена  на утверждение жизни, то вторая  ориентирована на разрушение  и смерть.

 Человек по  природе своей антисоциален: он  находится в постоянном стремлении  к удовлетворению своих желаний,  влечений. А общество составляет  враждебное окружение. Оно призвано  направлять, контролировать и подавлять  человеческие стимулы и инстинкты,  ограничить или полностью лишить  человека удовлетворения его  страстей. Будучи подавленными и  загнанными в подсознание, влечения  превращаются в стремления, которые  имеют уже культурную ценность. Фрейд назвал это сублимацией  (6). Например, господствующими мотивами  поведения, по Фрейду, являются  сексуальные мотивы, в этом случае  лишь через неудачи в любви  возможна творческая трансформация.

 Научного внимания  в теории Фрейда заслуживает  главным образом концепция вытеснения - особого защитного механизма  пс6ихики. И.П.Павлов наиболее  одобрительно относился именно  к этой гипотезе. Что же такое  вытеснение? С физиологической точки  зрения - это процесс торможения  возбудимых очагов, а с психологической  - механизм сдерживания и подавления  определенных влечений, побуждений, мыслей и чувств. Бессознательное  и есть та особая психическая  область, все элементы которой  пребывают в вытесненном состоянии,  не находят выхода в открытом  поведении.

 Но идеи, изгнанные  из сферы сознания, не теряют  своих динамических сил; они  продолжают активно воздействовать  на сферу сознания, имеют свой  специфический энергетический заряд.

 Если вытесненное  влечение не может преодолеть  сопротивления разума, то стремится  пробраться к свету обходными  и путями, в замаскированной форме.  Это своего рода жидкость под  большим давлением: непременно  где-то прорвется и изольется  наружу.

 Вытеснение, по  Фрейду, не ведет "беспричинной" борьбы с идеями и аффектами  вообще, а выполняет важные жизненные  функции:

- биологическую  - охраняет "Я" от неприятных  воспоминаний;

- социальную - подавляет  неприемлемые влечения.

 Процесс вытеснения  наблюдается уже в раннем детстве,  когда формируются первые представления  о недозволенном. Как общественно  развитое существо человек знает  и чувствует, что определенные  побуждения должны сдерживаться, подавляться, находиться под контролем  разума (9).

 Особо болезненные,  несовместимые с нормами данного  общества и личного, побуждения  вытесняются таким путем из  сознания в сферу бессознательного, забываются. Сознание не исключает  и не отвергает эти психические  явления, оно их сдерживает, подавляет,  переносит их на иные, разумные  формы поведения.

 Фрейд считал, что не только характер личности  и ее поведение, но и искусство,  наука и культура в целом  определяются влечениями. Искусство,  по Фрейду, одна из форм сублимации  неудовлетворенного чувства наслаждения,  переключения его из сексуальней  сферы в сферу эстетическую.

 Фрейд подчеркивал  безраздельное господство бессознательного  над сознательным и констатировал  лишь6 антагонистические взаимоотношения  между ними (9, 16).

 Фрейд и его  последователи не просто придавали  и придают (особенно неофрейдизм  в США) большое значение бессознательным  процессам в душевной жизни  человека, какие эти процессы  действительно имеют, а гипертрофировали роль бессознательного вообще, сексуальных влечений в особенности (16).

 Фрейд настолько  увлекся проблемой бессознательного, что склонен был свести к  нему всю психику: "Все душевные  процессы по существу бессознательны... сознательные процессы являются  только определенными проявлениями  всей нашей душевной деятельности (30).

 З.Фрейд выступил  в качестве создателя хорошей  ли, плохой ли, но неоспоримо оригинальной  позиции, заместившей простое  коллекционирование парадоксальных  фактов и их изумленное созерцание. Это явилось, конечно, одной  из главных причин, обеспечивших  психоаналитическому направлению  такой шумный успех (16).

 Было бы ошибкой  утверждать, что Фрейд впервые  поставил проблему бессознательного. Эта проблема была поставлена  задолго до него. Но в отношении  теоретизации бессознательного, в  отношении перехода от довольно  путанной феноменологии этой  проблемы к попыткам ее аналитического  раскрытия с периода работ  Фрейда началась подлинно новая  эра.

 Первое, насколько  можно судить по литературе, международное  совещание, созванное специально  для обсуждения проблемы бессознательного (во всем ее объеме, а не только, как это не раз предпринималось  ранее, различных специальных  ее аспектов), состоялось более  70 лет назад, в 1910г. в Бостоне,  США.

 В этот период  очень широко было распространено  представление о бессознательном,  как о факторе, учет которого  необходим при анализе самых  различных вопросов поведения,  наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения  людей в больших и малых  группах, общей истории и истории  культуры (3).

 На Бостонском  совещании не происходил непосредственный  спор с психоанализом. Его организаторы  преследовали не столько критическую,  сколько конструктивную цель: подытожить  позиции, с которых можно было  бы осмыслить бессознательное,  его роль и функции, не прибегая  при этом ни в какой форме  к представлениям и постулатам  психоанализа. Труды этого совещания,  в которые были включены работы  таких крупнейших авторитетов  того времени, как П.Жане, Т.Рибо, Ф.Брентано, М.Припс и др., создали  впечатляющую картину необычайной  пестроты и противоречивости  мнений, преобладавших в те годы  по поводу проявлений бессознательного. Одновременно показали, что в  центре споров оставались все  те же вопросы, которые были  поставлены в еще более ранний  период, но к сколько-нибудь уверенному  решению которых участники Бостонского  симпозиума были отнюдь не  намного ближе, чем их предшественники  - виднейшие психологи и клиницисты XIX века. В истории развития представлений  о бессознательном Бостонский  симпозиум представляет собой  очень поучительный эпизод. Это  была последняя попытка затормозить  уже поднимавшийся вал популярности  психоанализа, однако, заранее была  обречена на неуспех (3).

Информация о работе Философско-психологическая проблема бессознательного