Феномены группового давления. Диагностика профессиональной пригодности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсового исследования: Каждый из нас согласится с тем банальным фактом, что общество формирует поведение, мнения и убеждения человека. Ребенок вплоть до малейших деталей и нюансов усваивает свой родной язык. Член племени каннибалов считает поедание людей нормальным явлением. Все социальные науки опираются на наблюдения за влиянием группы на отдельного человека. Что же касается психологов, то групповое давление на сознание индивида вызывает у них множество вопросов, на которые им хотелось бы получить исчерпывающий ответ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Конформизм как феномен группового влияния………………...6
1.1.Эффект конформизма…………………………………………………………6
1.2.Конформизм как защитный элемент психики……………………………...9
1.3.Социальный аспект конформизма………………………………………….14
1.4.Конформные модели поведения……………………………………………20
Вывод по главе 1…………………………………………………………………23
Глава 2.Нонконформизм как феномен группового влияния……………25
2.1. Эффект нонконформизма…………………………………………………..25
2.2. Нонконформизм как защитный элемент психики………………………...28
2.3. Социальный аспект нонконформизма……………………………………..32
2.4. Нонконформные модели поведения……………………………………….37
Вывод по главе 2…………………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

ГР - феномены группового влияния.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Замещение- перенос реакции с недоступного на доступный объект. Сотрудник, испытывающий раздражение на коллегу, но, не имея возможности его выразить, выпускает пар дома, набрасываясь на жену и детей или пиная попавшую под ноги кошку. Замещение действием более эффективно для личности, чем замещение словом. Ярость, гнев или сильное страдание легче преодолеваются через физические нагрузки: работа на стройке, мытье окон, стирка, вывоз мусора, перекапывание огорода, заготовка дров, перестановка мебели или интенсивные занятия спортом.

Регрессия - это возврат на более  раннюю стадию развития, к более  примитивным способам реагирования, нормам поведения и мышления. Истерические реакции типа рвоты, головной боли, сосания пальцев, детского лепета, излишней сентиментальности, <сюсюканья>, требования к себе внимания, больше, чем обычно, предпочтения <романтической любви> и игнорирование сексуальных отношений, внезапно появившейся веры в колдунов и магию, способных помочь в трудной ситуации - вот лишь неполный перечень проявления регрессии, как способа защиты от конфликта, у взрослого человека. Устойчивые рег-рессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает ло-гики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психичес-ки, и порой возвращаются детские привычки (грызть ног-ти и т. п.).

Так же как и вытеснение, это  один из самых ранних механизмов психологической  защиты. К примеру, дети на любое  негативное изменение ситуации реагируют как бы <возвратом> к прежним более ранним привычкам (перестает проситься на горшок, плачет по ночам, требует, чтобы его качали и т. д.). Аскетизм - отрицание, отказ себе в любом физиологическом удовольствии: еде, сне, физических упражнениях, сексуальном удовлетворении. Аскетические тенденции, проявляясь после достижения половой зрелости, позволяют контролировать интенсивность сексуальных влечений. С видом полного превосходства подростки отрицают все "грязное", физиологическое, словно в результате достигают чего-то весьма полезного.

 

Идентификация с агрессором - бессознательное  копирование человеком агрессивного поведения "вышестоящей" личности, которая давила и мучила его в  детстве или делает это сейчас. При этом агрессивное поведение  реализуется в отношении подчиненных или собственных детей. Дети, воспитанные авторитарными родителями, сами становятся тиранами для своих детей. Армейская дедовщина держится исключительно на этом феномене: новобранцы (<духи>) в течение первого года службы терпят измывательства от старослужащих (<дедов>), а через год превращаются в мучителей для нового призыва парней. В китайской народной сказке смелый юноша, убивший дракона, сам превратился в дракона.

Альтруистическая уступка - вместо того, чтобы удовлетворять собственные  потребности, индивид старается помочь другим удовлетворить их потребности, часто аналогичного статуса.

Инверсия- подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диа-метрально противоположными поведением, мыслями, чув-ствами (например, ребенок  первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начина-ет испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

2.3. Социальный аспект  нонконформизма

 

Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.

Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе [8,с.30].

Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах. Социальная группа — важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения.

Цели, общие нормы, санкции, групповые  ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее —  эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости. Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности социальные группы. Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта. Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологических  характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;

2) существование основных параметров  группы как единого целого: композиция  и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого.Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений;

3) способность индивидов к согласованным  действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;

4) действие группового давления, побуждающего человека вести  себя определенным образом и  в соответствии с экспектациями  окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе. Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп. Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает три или два человека (соответ" ственно, триады и диады). В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры. Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело. Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, аудитории, публике. Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга. Все значимые в жизни человека группы — малые группы. Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель. Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы. Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы). В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов. В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. Важным показателем уровня развития группы выступает “ценостно"ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы. Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного — просоциальные, негативного — асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.

 

 Корпорация характеризуется  обычно замкнутостью, жесткой централизацией  и авторитарным управлением, противопоставлением  своих узких интересов общественным. Проблема индивидуализма и коллективизма  связана с проблемой личностной автономии человека в группе. В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма. Конформность — это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения.

 Такая зависимость имеет разные степени выраженности — от полного подчинения индивида группе до личностной автономии. Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами. Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм. Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм. Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.

 При этом он относится  с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности. Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом.

 Именно нонконформисты способны  реализовать в своих социальных  отношениях наиболее продуктивные  стратегии взаимодействия — сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

 Относительно адекватное понимание  явлений окружающего мира порождает  правильные суждения и выводы, которые подтверждаются социальным  опытом субъекта. А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность и смелость, поскольку быть готовым к неза" висимой от окружающих позиции — это весьма нелегкое поведение, требующее мужества. Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и влияния. Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях. Можно выделить объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе. Во-первых, это характеристики самого индивида, который подвергается групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д. Во-вторых, это характеристики группы, которая является источником давления: величина группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения. Третьим фактором, определяющим уровень конформности, выступают особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности). И, наконец, содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности. Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению. Феномен морально-психологического климата группы возникает не сразу.

 На первой стадии развития  коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностным и поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.

 На второй стадии происходит  переоценка личностных и деловых  качеств руководителя, складывается  мнение о коллегах, начинается  процесс формирования группировок  внутри коллектива, возможна борьба  за лидерство. Разногласия обсуждаются  более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе. Наконец «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов. Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность. В первом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по деловому, инициативно и творчески.

 Во втором случае большая  часть энергии коллектива тратится  на участие в конфликтах между  различными группировками, неформальными  и формальными лидерами, выяснениями  отношений с другими подразделениями.

 

 Производственные проблемы как бы отходят на второй план. Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно"политическая деятельность, личные проблемы и т. д. Социально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры.

 Структура коллектива, т. е.  реально существующая совокупность  взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности, исследуется на двух уровнях — формальном и неформальном.

 Если формальная структура  связана с должностным статусом  членов группы, упорядоченными служебными  отношениями, то неформальная  структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива.Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов.

 К первым можно отнести  обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству и половозрастной структуре состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении.

Информация о работе Феномены группового давления. Диагностика профессиональной пригодности