Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 03:05, курсовая работа
Актуальность курсового исследования: Каждый из нас согласится с тем банальным фактом, что общество формирует поведение, мнения и убеждения человека. Ребенок вплоть до малейших деталей и нюансов усваивает свой родной язык. Член племени каннибалов считает поедание людей нормальным явлением. Все социальные науки опираются на наблюдения за влиянием группы на отдельного человека. Что же касается психологов, то групповое давление на сознание индивида вызывает у них множество вопросов, на которые им хотелось бы получить исчерпывающий ответ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Конформизм как феномен группового влияния………………...6
1.1.Эффект конформизма…………………………………………………………6
1.2.Конформизм как защитный элемент психики……………………………...9
1.3.Социальный аспект конформизма………………………………………….14
1.4.Конформные модели поведения……………………………………………20
Вывод по главе 1…………………………………………………………………23
Глава 2.Нонконформизм как феномен группового влияния……………25
2.1. Эффект нонконформизма…………………………………………………..25
2.2. Нонконформизм как защитный элемент психики………………………...28
2.3. Социальный аспект нонконформизма……………………………………..32
2.4. Нонконформные модели поведения……………………………………….37
Вывод по главе 2…………………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...45
Замещение- перенос реакции с недоступного на доступный объект. Сотрудник, испытывающий раздражение на коллегу, но, не имея возможности его выразить, выпускает пар дома, набрасываясь на жену и детей или пиная попавшую под ноги кошку. Замещение действием более эффективно для личности, чем замещение словом. Ярость, гнев или сильное страдание легче преодолеваются через физические нагрузки: работа на стройке, мытье окон, стирка, вывоз мусора, перекапывание огорода, заготовка дров, перестановка мебели или интенсивные занятия спортом.
Регрессия - это возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным способам реагирования, нормам поведения и мышления. Истерические реакции типа рвоты, головной боли, сосания пальцев, детского лепета, излишней сентиментальности, <сюсюканья>, требования к себе внимания, больше, чем обычно, предпочтения <романтической любви> и игнорирование сексуальных отношений, внезапно появившейся веры в колдунов и магию, способных помочь в трудной ситуации - вот лишь неполный перечень проявления регрессии, как способа защиты от конфликта, у взрослого человека. Устойчивые рег-рессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает ло-гики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психичес-ки, и порой возвращаются детские привычки (грызть ног-ти и т. п.).
Так же как и вытеснение, это один из самых ранних механизмов психологической защиты. К примеру, дети на любое негативное изменение ситуации реагируют как бы <возвратом> к прежним более ранним привычкам (перестает проситься на горшок, плачет по ночам, требует, чтобы его качали и т. д.). Аскетизм - отрицание, отказ себе в любом физиологическом удовольствии: еде, сне, физических упражнениях, сексуальном удовлетворении. Аскетические тенденции, проявляясь после достижения половой зрелости, позволяют контролировать интенсивность сексуальных влечений. С видом полного превосходства подростки отрицают все "грязное", физиологическое, словно в результате достигают чего-то весьма полезного.
Идентификация с агрессором - бессознательное
копирование человеком
Альтруистическая уступка - вместо
того, чтобы удовлетворять
Инверсия- подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диа-метрально противоположными поведением, мыслями, чув-ствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начина-ет испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);
2.3. Социальный аспект нонконформизма
Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.
Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе [8,с.30].
Ни одна группа не может обеспечить
полностью условия для
Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее — эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости. Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности социальные группы. Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта. Основные признаки социальной группы:
1) наличие интегральных
2) существование основных
3) способность индивидов к
4) действие группового давления,
побуждающего человека вести
себя определенным образом и
в соответствии с
Корпорация характеризуется
обычно замкнутостью, жесткой централизацией
и авторитарным управлением,
Такая зависимость имеет разные степени выраженности — от полного подчинения индивида группе до личностной автономии. Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами. Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм. Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм. Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.
При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности. Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом.
Именно нонконформисты
Относительно адекватное
На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностным и поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.
На второй стадии происходит
переоценка личностных и
Во втором случае большая
часть энергии коллектива
Производственные проблемы как бы отходят на второй план. Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно"политическая деятельность, личные проблемы и т. д. Социально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры.
Структура коллектива, т. е.
реально существующая
Если формальная структура
связана с должностным
К первым можно отнести обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству и половозрастной структуре состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении.
Информация о работе Феномены группового давления. Диагностика профессиональной пригодности