Феномены группового давления. Диагностика профессиональной пригодности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсового исследования: Каждый из нас согласится с тем банальным фактом, что общество формирует поведение, мнения и убеждения человека. Ребенок вплоть до малейших деталей и нюансов усваивает свой родной язык. Член племени каннибалов считает поедание людей нормальным явлением. Все социальные науки опираются на наблюдения за влиянием группы на отдельного человека. Что же касается психологов, то групповое давление на сознание индивида вызывает у них множество вопросов, на которые им хотелось бы получить исчерпывающий ответ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Конформизм как феномен группового влияния………………...6
1.1.Эффект конформизма…………………………………………………………6
1.2.Конформизм как защитный элемент психики……………………………...9
1.3.Социальный аспект конформизма………………………………………….14
1.4.Конформные модели поведения……………………………………………20
Вывод по главе 1…………………………………………………………………23
Глава 2.Нонконформизм как феномен группового влияния……………25
2.1. Эффект нонконформизма…………………………………………………..25
2.2. Нонконформизм как защитный элемент психики………………………...28
2.3. Социальный аспект нонконформизма……………………………………..32
2.4. Нонконформные модели поведения……………………………………….37
Вывод по главе 2…………………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

ГР - феномены группового влияния.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

 

Вывод по главе 1

В отечественной и зарубежной теории и практике последних десятилетий  идет активный поиск новых путей  и повышения средств эффективности  образования. В настоящий момент выделяются несколько направлений  организации образовательно-воспитательного  процесса, которые и определяются как педагогические концепции. Их различия основываются, во-первых, теми предельными целями, которые формулируются философами, культурологами, педагогами, психологами и др., и, во-вторых, содержанием (наука, искусство, религия, право и др.), в проблемном поле которого предполагается осуществление названных целей. И далее - в контексте и с учетом целей и содержания образования - формируется интеллектуально-эмоциональный, деятельностный "рисунок" взаимодействия участников педагогического процесса, в котором и проявляются их личностные позиции, язык, стиль и методы общения.  Центральным звеном любой педагогической концепции, своеобразной "точкой отсчета" является процесс целеполагания, т.е. выдвижения тех общественно значимых целей, которые обозначают отдаленный во времени, определяющий скорее вектор развития, чем непосредственный результат. Эти цели рефлексируются обществом в лице философов образования, культурологов, ученых, в том числе педагогов и психологов, и формулируются как предельные (стратегические). В центре их внимания находится личность воспитанника, ее предназначение в обществе и основные пути и средства ее становления. Для педагога цели формирования личности являются "сверхзадачей", которая существует в его профессионально-ориентированном сознании как некая предпосылка, определяющая цели и задачи, которые он ставит в конкретной педагогической ситуации.

 Концептуальные различия разных  подходов выявляются на этапе  определения, какие стороны - свойства  и черты личности выделяются как наиболее значимые в социокультурном, деятельностном и личностном аспектах. Здесь педагогу и психологу важно определиться не только в собственно психолого-педагогическом плане, но и в своих мировоззренческих и методологических приоритетах понимания столь сложного феномена, каким предстает личность. Не случайно, что в отечественной и зарубежной науке нет единого понимания, что есть личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Нонконформизм  как феномен группового  влияния\

2.1. Эффект нонконформизма

 

Нонконформизм [от лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный] — готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Вне зависимости от того, что подобное поведение многими исследователями оценивается как принципиально несхожее с конформным, в психологически сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству. Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия. Так как не сама личность принимает решение в ситуации неопределенности, ее реакция на групповое давление все равно является зависимой, несмотря на то, осуществляется активность в логике "да" или в логике "нет". Таким образом, термин "нонконформизм", будучи, по сути дела, синонимом термина "негативизм", в сущностно психологическом плане не выступает в качестве антонима понятия "конформизм", а характеризует психологическую реальность, описываемую в социальной психологии в качестве нонконформизма и конформизма, которая является содержательно противоположной тому, что оценивается как проявление социально-психологического феномена самоопределения личности в группе [9,с.25].

При этом следует отметить, что, несмотря на то, что в рамках классической экспериментальной формулы С. Аша, в среднем около 8% испытуемых проявляют склонность к нонконформному поведению, вряд ли есть основания считать, что столь значительное число людей являются теми, кому свойственна нонконформность как устойчивое личностное качество. Скорее имеет смысл считать, что и примерно треть испытуемых, демонстрирующих конформные реакции, и практически каждый десятый из обследуемых, демонстрирующих реакцию нонконформную, не обладают стабильно закрепленной способностью к отстаиванию собственно личностной позиции в условиях экспериментально задаваемого группового давления, а значит, скорее всего, не интегрированы в референтные для них группы высокого социально-психологического уровня развития [9,с.35].

 

То, что нонконформизм является не противоположностью конформизма, а  скорее его оборотной стороной, так сказать, изнанкой, получило частичное подтверждение в модифицированном варианте эксперимента С. Милгама, направленного на изучение конформизма, и достаточно подробно описанно в статье "Конформизм" в настоящей "Азбуке". Общая экспериментальная ситуация и "легенда" оставались прежними. Однако подсадные испытуемые, когда начинались протесты "жертвы", не предлагали увеличивать силу тока, а, напротив, один за другим отказывались от дальнейшего участия в данной процедуре. Как и следовало ожидать, большинство наивных испытуемых последовало примеру коллег. Однако 10% испытуемых продолжали выполнять инструкции экспериментатора (повышали напряжение), несмотря на оппозицию двух других участников. При этом, как считает С. Милграм, "тот факт, что послушные испытуемые не последовали примеру восставшей группы не означает, что они не чувствовали давления, оказываемого поступком товарищей. Один из послушных испытуемых сказал: “Я чувствовал, что выгляжу настоящим чудовищем в глазах этих ребят, продолжая хладнокровно наказывать ученика током. Их реакция была совершенно естественной и, первое, о чем я подумал, так это о том, чтобы последовать их примеру. Но я не сделал этого, и вот почему. Если они вышли из эксперимента — это нормально, но если я сделаю то же самое, на сколько же месяцев растянется эксперимент?”

Итак, этот испытуемый ощущал давление группы, но счел, что факт отступничества товарищей накладывает на него особые обязательства перед экспериментатором, что он должен помочь ему довести эксперимент до конца. Другой послушный испытуемый, когда его спросили, почему он нервничал во время эксперимента, ответил: “Наверное, это их поступок так повлиял на меня. Когда они отказались продолжать эксперимент, я чуть было не присоединился к ним, но потом мне показалось, что это было бы как-то нелепо: зачем, спрашивается, мне следовать стадному инстинкту? Разумеется, это их право — выйти из эксперимента. Но мне кажется, что они просто не владели собой”.

И, наконец, еще один послушный испытуемый высказал откровенно критическое отношение к поступку подставных испытуемых: “Я считаю, что они поступили неправильно. Раз уж они согласились участвовать в эксперименте, то должны были идти до конца”"366.

 

Таким образом, двое из трех проинтервьюированных С. Милграмом испытуемых прямо указывают на групповое давление как основную причину своего нонкомформного поведения. Присутствует данный мотив и в первом интервью, хотя в несколько завуалированной форме [9,с.25].

Еще более отчетливо природа  нонконформизма проявилась в ряде экспериментов, поставленных С. Снайдером и Г. Фромкиным. В одном из них на первом этапе группе студентов было предложено оценить, насколько 10 их наиболее значимых установок, совпадают с аналогичными установками других студентов. Затем все испытуемые приняли участие в собственно экспериментальном исследовании конформизма. В результате была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее проявлялась у них тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе. Д. Майерс сидетельствует, что "в другом эксперименте испытуемые, услышав, что окружающие излагают установки, идентичные их собственным, изменяли свою позицию..."367, т. е. опять-таки проявляли нонконформизм под влиянием группы. Последний пример особенно показателен именно в силу его радикальности — испытуемые не просто реагировали на групповое давление по принципу "от противного", но изменяли свои собственные установки по той единственной причине, что они разделялись группой.

В данной связи становится понятным, почему в ряде случаев воздействие, построенное по принципу социального  доказательства, эксплуатирующего конформность (например, в рамках рекламной или  избирательной компании), зачастую приводит к результатам прямо противоположным ожиданиям его инициаторов.

Особенно наглядно проявляется  взаимосвязь конформизма и нонконформизма как различных форм проявления одной  и той же личностной и социально-психологической  реальности на примерах закрытых групп сектантского типа. Для членов таких групп характерна тотальная зависимость от группового давления. При этом внутри данных образований она выражается в крайней конформности, а в других группах членства (семья, школьный класс, производственный коллектив и т. п.), напротив, носит характер радикального нонконформизма. Причем эта взаимосвязь обыкновенно носит характер прямой линейной зависимости. Психолого-педагогическая практика показывает, что наиболее непримиримую, а часто откровенно вызывающую позицию в классе практически по любому вопросу занимают, как правило, низкостатусные члены неформальных подростковых группировок, внутри которых они, по сути дела, лишены "права голоса". При этом поведение высокостатусных участников таких группировок гораздо более вариативно [9,с.45].

Природа "связанности" таких  внешне непохожих социально-психологических  явлений, как конформизм и нонконформизм, становится более понятной, если рассматривать  данную "связку", например, с позиций  психосоциального подхода Э. Эриксона, согласно которому, деструктивное разрешение базисного кризиса второй стадии эпигенетического цикла приводит к формированию у индивида болезненного самоосознавания как антитезы свободной воли и уверенности в себе. Такое самоосознавание направлено на фиксацию "противоречия между самооценкой,

 

2.2. Нонконформизм как  защитный элемент психики

 

Механизмы психологической защиты достаточно многообразны. Они изучались  З. Фрейдом, А. Фрейд, А. Адлером и  многими другими учеными. А.Фрейд  предложила считать защитными следующие "психодинамические" механизмы: Вытеснение (подавление); Регрессия; Образование реакции; Изоляция; Отрицание (аннулирование) совершенного действия, происходящего; Проекция; Интроекция;

Обращение на собственную личность; Превращение в свою противоположность; Сублимация[17,с.28]. Особенность предложенного ею списка заключается в том, что в него включены те защитные механизмы, которые непроизвольно или частично осознанно используются преимущественно для защиты от внутренних фрустраторов. В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, направленными против внешних фрустраторов: Бегство (уход) от ситуации; Отрицание; Идентификация; Ограничение Я. Другие психологи добавили список следует дополнить следующими важнейшими защитно-адаптивными механизмами: Рационализация; Фантазия; Конверсия; Символизация; Перемещение. Психоаналитики К. Холл и Г. Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов: 1) они отрицают или искажают реальность; 2) они действуют на бессознательном уровне. Они полагали, что защитные механизмы могут искажать факты как внутренней, так и внешней реальности[29,с.30].

Среди главных механизмов психологической  защиты можно выделить следующие: подавление, реактивное обучение, отрицание и  отвергание, вытеснение, сублимация, проекция, рационализация и др. Сейчас психологи насчитывают более двадцати видов защитных механизмов, которые различаются по эффективности, зрелости и по конфликту, породившему их - лежит ли он в сфере влечений, моральных установок или внешней реальности. Репрессия (или вытеснение, подавление) - фундаментальный защитный механизм, который исключает из памяти неприятные встречи, события, происшествия, травмирующие психику. Это благодаря ему мы вспоминаем о прошлом ностальгически - как о самой безоблачной поре жизни. Оно очищено и потому представляется нам как самое лучшее, что с нами было. Репрессия состоит в вытеснении желания или конфликтной ситуации в область подсознательного. Мы успешно забываем о невыполненном обещании, некрасивом поступке. Причем, это не лицемерие. Человек "честно" забывает, не видит, не знает.Подавление желаний - удаление желаний из сознания, так как его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болез-ни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безраз-личие к данной сфере, реальности

Вытеснение означает замену недостижимой цели другой целью, вполне достижимой; переориентацию импульса или чувства  с одного объекта на другой, более  доступный. Это наиболее рано появляющийся вид защиты от внутреннего конфликта. Травмирующая информация не перерабатывается сознанием, а просто вытесняется в бессознательное, как бы забывается. Такое активное устранение из сознания болезненных чувств, неприятных воспоминаний, неприемлемых мыслей и желаний - наиболее эффективный способ защиты. Вытеснение можно проиллюстриро-вать классическим примером человека, который дает пинка своей собаке, вернувшись с работы, где он целый день должен был безропотно сносить недовольство и претензии своего начальника. Таким образом, неприятности по работе мы вымещаем на муже, жене, детях или собаке, но не начальнике - непосредственном виновнике. Вытеснение, как способ защиты, характерно для инфантильной, незрелой, истерического склада личности и очень часто встречается у детей. По З. Фрейду, "вытеснение" выступает основой для большинства других защитных механизмов, т.к. маскирование угрожающих импульсов и воспрепятствование их проникновению в сознание является первой операцией многих других более сложных механизмов защиты.

Отрицание реальности - частный случай вытеснения. Наше сознание не просто отвергает опасную ситуацию, а еще и заменяет ее на какую-нибудь воображаемую и безопасную. Это то самое <бегство> в грезы, фантазию, сказку, к которому многие из нас прибегали в детстве, а некоторые продолжают прибегать и до сих пор. Оно выражается в бессознательном отказе допустить существование определенных фактов или в изменении реальности с целью приспособить ее к своему поведению. Сказанное относится, например, к ребенку, который ночью идет по плохо освещенной дороге и при этом громко поет, или к человеку, который знает, что он неизлечимо болен, но продолжает при этом заниматься прежней работой, избегая всяческих разговоров о своей болезни и даже строя долгосрочные планы. Отказ признать, что тревожащая ситуация действительно существует или вызывающее тревогу событие действительно произошло, проявляется в форме ложных припоминаний. З. Фрейд считал, что механизм отрицания реальности свойствен прежде всего маленьким детям или людям с неглубоким интеллектом[30,с.15].

Сублимация - удовлетворение нереализованных  желаний, прежде всего эротического и агрессивного характера, в другой деятельности, которая социально  одобряется. При этом энергия перенаправляется на новые цели, в частности, имеющие  культурный характер (художественное или интеллектуальное творчество). Она представляет собой разновидность вытеснения, прино-сящую человеку реальное удовлетворение. Oна заключается в том, что человек ориентирует свое поведение на достижение цели более высокой, чем та, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. Подобное может произойти со всяким, кто остановил свой выбор на какой-то любимой профессии, продуктивно работает и добивается тем самым социального признания. Любимое занятие для таких людей своего рода замена удовлетворения психических побуждений, блокированных в детстве. Так, дети, у которых подавлялись садистские наклонности, могут стать мясниками или xиpypгaми. Сублимация считается обязательным элементом поэтического творчества: в стихах мы порой добиваемся того, чем не можем обладать в действительности или высказываем те чувства, в которых стесняемся признаться возлюбленной даме. По З. Фрейду, человеческая цивилизация является следствием проявления именно сублимации.

Информация о работе Феномены группового давления. Диагностика профессиональной пригодности