Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:15, курсовая работа
Цель исследования: изучить феномен стресса и его проявление у подростков
Задачи исследования:
1. Проанализировать физиологические механизмы стресса
2. Выявить факторы вызывающие стресс
3. Раскрыть способы борьбы со стрессом
Введение….……………………………………………………. 2 – 3
Глава 1.
1.1 Что такое стресс? Немного о самом понятии…………. 4 - 5
1.2 Физиологические механизмы стресса…………………. 6 - 7
Глава 2. Исследование стресса у студенческой молодежи.
2.1 Функциональное состояние организма студентов младших курсов ………………………………………………………….. 8
2.2 Влияние психофизиологического напряжения на состояние организма студентов…………………………………………... 9
2.3 Вариативность сердечного ритма и длительность индивидуальной минуты у студентов при стрессовании….. 10 - 11
Глава 3.
3.1 Фазы развития стресса (субсиндромы стресса).….......... 12
3.2 Периоды мобилизации адаптационных резервов……… 13 - 14
3.3 Положительные и отрицательные эмоции.…................... 15 - 17
3.4 Методы профилактики стресса…………………………. 18 - 21
Глава 4. Заключение
4.1. Стрессовый и нестрессовый стиль жизни …………….. 22 - 24
4.2. Выводы. …………………………………………………. 25 - 26
Список использованной литературы. ………………………... 27
Очень важно, чтобы инициатива таких "переделок" дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях, и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем, потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе "СТОП!", чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, свой метод. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.
Теперь рассмотрим, как можно
обнаружить и объяснить
Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако требующий терпения. В течение нескольких недель - по возможности ежедневно - необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло.
Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.
Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их. Если мы пролистаем собственные записи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, "неуспокаивающиеся ноги" (не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.
Проанализировав
записи, можно определить, в какое
время дня чаще всего наступает
недомогание, происходит это на работе
или же по возвращении домой. С
помощью ведения дневника стрессов
можно выяснить для себя, что нам мешает
в жизни, что вызывает наш личный стресс.
Заключение
4.1. Стрессовый и нестрессовый стиль жизни.
Стрессовый стиль жизни:
Человек при этом испытывает хронический неослабевающий стресс.
Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций.
Тяжело преодолевает стрессовые межличные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, боссом, сотрудниками).
Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе.
Испытывает постоянную нехватку времени, слишком много надо сделать за данный промежуток времени.
Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий.
Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме).
Поглощен
одним видом жизненной
Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой.
Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно "запрограммированные" (например, путем интриг, стремления заманить").
Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмора.
Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей.
Воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча.
Нестрессовый стиль жизни:
При этом человек допускает
наличие "творческого" стресса
в определенные периоды
Имеет "пути спасения", позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться.
Отстаивает
собственные права и
Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение.
Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами "передышки".
Уравновешивает
опасные события полезными
Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет.
Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых).
Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение.
Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора.
Проводит жизнь, относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания.
Эффективно
распределяет время, избегает напряженных
ситуаций
Можно ли жить без стресса?
Нет, без стресса жить невозможно и даже вредно. Значительно труднее попытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.
Основные черты психического стресса:
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.
В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.
Список используемой литературы.
1. Анохин П.К. Эмоции/Психология эмоций. – М.: Педагогика, 1984;
2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988;
3. Васильев В. Н. Здоровье и стресс. – М. ,1991;
4. В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. Психолгическая помощь в кризисных ситуациях «Речь» 2007.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: 1984.
6. Губачев Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.
7. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб, ТОО «Лейла», 1994-384 с.
8. Коган Б. М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980 № 10.
9. Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов.
10. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960;
11. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982;
12. Столяренко. Основы психологии, 1998.
13. Научные труды 1 Съезда физиологов СНГ, том 2, 19-23 сентября 2005.
14. Тригранян Р.А.
Стресс и его значение для организма (отв.
ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.:
Наука, 1988
Информация о работе Феномен стресса и его проявление у подростков