Феномен стресса и его проявление у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить феномен стресса и его проявление у подростков

Задачи исследования:

1. Проанализировать физиологические механизмы стресса

2. Выявить факторы вызывающие стресс

3. Раскрыть способы борьбы со стрессом

Содержание

Введение….……………………………………………………. 2 – 3

Глава 1.

1.1 Что такое стресс? Немного о самом понятии…………. 4 - 5

1.2 Физиологические механизмы стресса…………………. 6 - 7

Глава 2. Исследование стресса у студенческой молодежи.

2.1 Функциональное состояние организма студентов младших курсов ………………………………………………………….. 8

2.2 Влияние психофизиологического напряжения на состояние организма студентов…………………………………………... 9

2.3 Вариативность сердечного ритма и длительность индивидуальной минуты у студентов при стрессовании….. 10 - 11

Глава 3.

3.1 Фазы развития стресса (субсиндромы стресса).….......... 12

3.2 Периоды мобилизации адаптационных резервов……… 13 - 14

3.3 Положительные и отрицательные эмоции.…................... 15 - 17

3.4 Методы профилактики стресса…………………………. 18 - 21

Глава 4. Заключение



4.1. Стрессовый и нестрессовый стиль жизни …………….. 22 - 24

4.2. Выводы. …………………………………………………. 25 - 26

Список использованной литературы. ………………………... 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая (2).doc

— 108.00 Кб (Скачать)

   Таким образом, результаты исследований указывают  на имеющиеся достоверные половые  и национальные различия состояния НАР и психоэмоционального напряжения

   2.3 Вариативность сердечного  ритма и длительность  индивидуальной минуты  у студентов при  стрессовании. 

   Целью исследования явилось изучение динамики вариативности сердечного ритма  и длительности индивидуальной минуты у здоровых испытуемых в условиях психоэмоционального напряжения, связанного с учебной деятельностью студента. Исследование проводили у 110 добровольцев (18 – 22 лет) в состоянии покоя и при стрессировании (итоговые занятия), регистрировали 500 кардиоциклов и с помощью компьютерной программы анализировали вариативность RR интервалов. Установлено, что при исследовании в состоянии покоя, почти у 50% наблюдалось сохранение вагосимпатичнского баланса в регуляции сердечной деятельности, у 29% отмечено умеренное усиление симпатических влияний.

   При стрессировании у 45% наблюдалось значительное усиление симпатических влияний, что  выражалось в резком укорочении моды, увеличении амплитуды моды, повышении  индекса напряжения, уменьшение вариативности  кардиоинтервалов, преобладании медленных волн и значительном уменьшении дыхательных волн. Усиление тонуса симпатической нервной системы коррелировало с укорочением длительности индивидуальной минуты (40,3 ± 2,1сек) у 60%. Точно воспроизводили временной интервал (55,3 ± 1,8 сек) только 10% испытуемых. Усиление парасимпатических влияний, которое сопровождалось увеличение моды , уменьшением амплитуды моды и преобладанием мощных быстрых волн, отмечено у 25% испытуемых. Из них нарушение восприятия времени имелось у 77%, причем большинство переоценивали временной интервал, индивидуальная минута составляла  76,1 ± 2,6 сек. В группе нормотоников при стрессировании наблюдались подобные изменения реальности индивидуальной минуты, но в данной группе недоститывающие, пересчитывающие и точно воспроизводящие временной интервал составляли примерно равные доли.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Глава 3.

      3.1 Фазы развития стресса (субсиндромы стресса)

     Психологические и психофизиологические исследования стресса при экспериментальных факторах разного характера и разной продолжительности позволили выделить ряд форм адаптационной активности, т.е. форм “общего адаптационного синдрома”, которые можно рассматривать как субсиндромы стресса. При длительном течении стресса его субсиндромы могут чередоваться, повторяться или сочетаться друг с другом при поочередном доминировании отдельных симптомов. В условиях, когда на человека длительно действуют предельно-переносимые стресс-факторы, они становятся фазами развития стресса. Дифференциация субсиндромов была возможна благодаря тому, что в ходе развития стресса они при указанных условиях поочередно становились манифистированными (преимущественно выраженными и заметными, как для исследователей, так и испытуемых).

     Можно заметить, что при стресс-факторах, оцениваемых субъективно как  максимально переносимые, смена  манифестированных субсиндромов стресса  свидетельствовала о последовательном переходе от доминирования субсиндрома, знаменующего относительно низкий функциональный уровень адаптации, к субсиндрому симптомы которого свидетельствовали о мобилизации иерархически более высокого уровня адаптации. Было выделено 4 субсиндрома стресса:1.Эмоционально-поведенческий синдром.2.Вегетативный синдром (субсиндром превентивно-защитной вегетативной активности).3.Когнитивный субсиндром (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе).4.Социально-человеческий субсиндром (субсиндром изменения общения при стрессе).

     Следует сказать об условности такого подразделения субсиндромов стресса. Оно может быть иным. В данном случае выбраны преимущественно человеческие основания для анализа проявлений стресса, возникающих при относительно постоянном уровне субъективной экстремальности стрессора. Иные особенности стрессора, либо иные основания анализа развития стресса приведут к другому структурированию феноменов его развития. 
 
 

  3.2 Периоды мобилизации адаптационных резервов.

     Физиологические и психофизиологические исследования длительного стресса позволили  выдать в 1-ой стадии стресса 3 периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям. Первый период - активизация адаптационных форм реагирования за счет мобилизации в основном “поверхностных” резервов. Этот период во многом идентичен р-н организма на кратковременное воздействие. Его продолжительность при максимальной субъективно переносимой экстремальности стрессора исчисляется минутами, часами. Первый период стресса у большинства людей отличается стеническими эмоциями и повышением работоспособности. Если мобилизационная “по тревоге” адаптационная защитная активность не прекращает стрессогенности воздействия, начинают действовать имеющиеся в организме “программы” перестройки существующей в неэкстремальных условиях - “функциональной системности” и становления ее новой формы, адекватной экстремальному требованию среды. Эта перестройка рассматривается как второй период 1-ой стадии развития стресса. Для него часто характерно болезненное состояние человека со снижением работоспособности. Однако высокая мотивация в этом периоде стресса может поддерживать достаточно высокую работоспособность человека, несмотря на выраженную клиническую симптоматику.Мотивация может за счет временной “сверхмобилизации” резервов, в частности гипофизарно-адреналовой системы, купировать неблагоприятные проявления второго периода.

     “Сверхмобилизация”  может быть реализована болезненно у здоровых, непереутомленных людей. При переутомлении, при болезнях, а также в немолодом возрасте, “сверхмобилизация” при стрессе за счет человеческих побуждений может обострить имеющееся скрытое заболевание, а также вызвать другие болезни стресса (сосудистые, диспластические,

     воспалительные, психические).

     Обращает  внимание сходная суммарная продолжительность  первых двух периодов стресса в различных экстремальных условиях.. Если эти условия приближались к предельно переносимым для человека, то суммарная продолжительность этих периодов в совершенно разных стрессогенных условиях в среднем составляла 11 суток. Авторы исследований жизнедеятельности человека в крайне неблагоприятных для него условиях описывают период устойчивой адаптации к этим условиям. Этот период может рассматриваться как третий период 1-ой стадии развития стресса. Его продолжительность варьирует в широких пределах (до 20-60 суток). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        3.3 Положительные и отрицательные эмоции.

     Нет человека, который не знал бы, что  такое радость и грусть, любовь и ненависть, надежда и разочарование, гнев и веселье, другими словами, не испытал бы того, что мы называем эмоциями. Все вокруг: природа, произведения искусства и литературы, научные открытия, общение с другими людьми, работа, отдых - вызывает различные переживания. Без этих переживаний по сути нет и жизни. Каково же значение эмоций? Почему они, возникнув на каком-то этапе эволюционного развития, так прочно сохраняются? Потому что без них человеку практически невозможно было бы существовать. Эмоции - очень важный компонент целенаправленной деятельности. Согласно теории разработанной акад. П.К.Анохиным, посредством эмоций оцениваются биологические потребности, необходимые для их удовлетворения. Эмоциональная оценка в каждом случае сугубо специфична.

     Трудно  себе представить, чтобы кто-то мог  спутать чувство голода с таким  чувством, как страх или жажда. Именно эмоциональные ощущения позволяют  человеку быстро “квалифицировать” появившуюся потребность и сразу же выстроить схему соответствующей целенаправленной деятельности.

Потребности, как  правило, субъективно неприятны. В  качестве примеров можно привести ощущение голода, жажды, холода. Биологический смысл заключается в том, что если бы все живые существа только лишь наслаждались удовлетворением своих желаний, то они, наверняка, просто вымерли бы. Эмоция потребности стимулирует все живое. Значительное сходство можно обнаружить, если рассмотреть не биологические, а социальные акты человека. Мы прекрасно знаем, что успех, достигнутый при выполнении любой работы, субъективно приятен, доставляет радость, и наоборот.

     В том и другом случае эмоции являются мощными стимулами человеческой деятельности. В процессе неоднократного удовлетворения различных потребностей у человека при достижении своих целей постепенно вырабатывается способность руководствоваться не только неизбежностью отрицательных эмоций, но и представлениями о положительной эмоции.

Возникает то эмоциональное ощущение предвидения удовлетворения потребности, которое в обыденной жизни мы называем “аппетитом” в биологическом понимании этого слова. Если же употреблять его в социальном значении, то можно говорить об аппетите к знаниям, к достижениям в спорте и т.д.

     Эмоции  служат средством быстрой оценки действия повреждающих факторов на организм. Если у человека, например, произошел  перелом руки или ключицы, то он никогда  не будет специально раздумывать, как  ему лучше лечь, как положить больную  руку, на что опереться, чтобы не “отдавало” в ключицу и т.д. Чувство боли уже само по себе заставляет принять такое положение тела, которое уменьшит боль и ускорит процесс заживления. Эмоции как субъективные ощущения играют, таким образом, приспособительную роль.  Нам очень необходимы знания о том, что хорошо и что плохо, а также важно правильное поведение, соответствующее конкретной обстановке.

     О наличии у эмоций этой приспособительной  функции пишет известный нейрофизиолог  П.В.Симонов: “Часто человек вынужден действовать в условиях, когда он не имеет исчерпывающих сведений о том, как следует вести себя в неожиданных ситуациях. В процессе эволюции и выработался специальный аппарат эмоций, который в определенных пределах компенсирует и дополняет недостаток знаний. Например, при страхе от сигнала опасности возникает оборонительная защитная реакция на любое изменение в окружающей среде, хотя в 95% случаев оно никакой угрозы для организма не представляет. Реагируя предупредительно на любую хрустящую ветку или мелькнувшую тень, организм повышает вероятность того, что он не пропустит тот единственный из ста сигнал, за невнимание к которому он может поплатиться жизнью.Эмоции находятся на страже удовлетворения основных потребностей организма. Если потребность по каким-либо причинам не удовлетворяется, происходит нарастание эмоционального напряжения, которое очень часто способствует развитию невроза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  2.4. Методы профилактики стресса.

     Образ жизни - это наша повседневная жизнь  с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

     Если  нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и  концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

     Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая "переделка" дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного  стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим три других метода.

     Очень часто люди при возвращении домой  переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию.

     Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут.

  1. Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьте поудобнее на стул и примите релаксационную "позу кучера".
  2. Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.
  3. Включите магнитофон и послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.
  4. Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.
  5. Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ванне проделайте  успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.
  6. Погуляйте на свежем воздухе.
  7. Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут.

Информация о работе Феномен стресса и его проявление у подростков