Феномен одиночества и пути его преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Задачи работі:
выявить причины возникновения одиночества и предложить эффективные методы борьбы с этим чувством.

Содержание

1.Введение
2.Феномен одиночества и пути его преодоления
3.Заключение
4.Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Психология кон р .docx

— 47.82 Кб (Скачать)

Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например, брачного. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.

Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

Интересную классификацию  типов одиночества предложил Садлер. Он выделил элементарный феномен, лежащий в основе всех переживаний, и назвал его личностным миром. Он имеет четыре основных направления, в соответствии с которыми человек реализует свои возможности:

1. Уникальность судьбы  индивида: актуализация внутреннего  «Я» во всей его многозначности;

2. Традиции и культура  личности (то есть личностные  ценности и идеи);

3. Социальное окружение.  Реализация социальных ролей.

4. Восприятие других людей.

В соответствии с этими  критериями выделяется четыре вида одиночества: экзистенциальное, или космическое  одиночество; культурное одиночество; социальное одиночество; межличностное  одиночество.

Одиночество становится особенно нестерпимым, если оно представляет собой комплекс этих четырёх видов. Остановимся подробнее на этой классификации:

1. Экзистенциальное одиночество.

Оно связано, во-первых, с  постижением себя как целостной  реальности, соотнесения себя с природой. Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает ощущение одиночества  в виде тоски по Родине, общению  с природой. В общении с другими  людьми этот вид одиночества исчезнуть  не может (его можно лишь на время  приглушить), так как причины его  лежат вне сферы человеческих коммуникаций. Встречается это переживание  не у всех, а лишь у людей определённых профессий, тесно связанных с  природой и т.п.

Во-вторых, у некоторых  личностей сильно развита потребность  в причастности к Богу, мистическому. При её фрустрации возникает специфическое  переживание одиночества. Это сильнейший мотивирующий фактор, приводящий к  образованию сект, порождающий религиозный  фанатизм.

В-третьих, у человека может  остаться неудовлетворённой сильнейшая потребность в осознании собственной  уникальности.

Человек, переживающий самоотчуждение, осознаёт, что развитие одной стороны  «Я» сводит на нет, развитие остальных  и чувствует дискомфорт. Выражается этот вид одиночества также в  виде стремления к «истинному Я».

2. Культурное одиночество – переживание отрыва от культурного наследия, которое являлось существенной частью жизни. В основном переживается в виде разрыва со старыми ценностями, что является важным элементом в жизни молодёжи.

3. Социальное одиночество встречается гораздо чаще. Связано с взаимоотношениями личности и группы. Источниками социального одиночества могут быть: изгнание, отвержение группой, неприятие.

Человек чувствует, что его  оттолкнули, исключили, не оценили и  так далее. Ощущение изгнания, того, что человек лишний, часто наблюдается  у людей с неустановившимися  социальными ролями. Для таких  людей характерно беспокойство о  своём социальном положении, тревога  относительно социальной идентичности.

Страдают от такого одиночества  в основном люди, нуждающиеся в  социально значимой включённости: старики, малообеспеченные, эксцентричные люди, подростки, женщины. По мнению многих авторов, именно из страха перед социальным одиночеством люди так активно включаются в социальную деятельность, в коллектив, в общение.

Ещё одна разновидность социального  одиночества может возникнуть, когда  человека воспринимают только как роль.

4. Межличностное одиночество обычно выступает в тесной связи с социальным одиночеством, но связано с отвержением или непониманием, неприятием каким-либо конкретным человеком. Люди, испытывающие все четыре вида одиночества, страдают аномией (расстройством личности). Аномичные люди обладают общими чертами: неприятие себя и других или же тяготение к действиям под внешним контролем. Они также списывают всю ответственность на судьбу или что-то ещё. У аномичного человека часто возникает ощущение, что он живёт в пустом пространстве без ориентиров. Люди устают от такого существования. Жизнь утрачивает ценность, часты попытки суицидов. Такие люди самостоятельно не способны бороться со своими переживаниями одиночества.

С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение. Около 44 % опрошенных старшеклассников ответили, что в их одиночестве виноваты другие люди: родители и друзья. Именно другие не поняли, отвергли, забыли этого человека («некому помочь», «в ссоре с родителями», «родные не понимают», «нет поддержки», «никто не разделяет интересов», «не к кому обратиться в сложной ситуации», «предали» и т.д.)

Отсутствие круга общения, близких друзей, любимых как причину  одиночества указали 30% учащихся. Отсутствие «своего» круга общения при этом может быть связано с переездом  на новое место жительства - 3%, сменой школы - 11%, потерей близкого друга - 18% и т.д.

Следующая причина, которая  названа учащимися - черты характера (эгоизм, самовлюбленность, высокомерие) - 10%. Такие причины как застенчивость, неуверенность в себе, страх общения, неумение общаться, «не такой как  все» указаны в 10% анкет. Около 6% старшеклассников затруднились назвать причины, по которым  в юношеском возрасте можно стать  одиноким.

Обращает на себя внимание, что большинство юношей и девушек 76% считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными  в среде одноклассников, а также  имеют достаточное количество дружеских  связей. Для них не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым  сверстниками.

Учащимся предлагалось описать одинокого сверстника. У 38% учащихся получился такой портрет: замкнутый, погруженный в себя, малообщающийся; у 35% - тихий, незаметный, не умеющий заводить знакомства; 15% описали: печального, несчастного, «не такого как все», которого никто не любит, и от которого все отвернулись. В оставшихся анкетах встречались такие варианты, как: «неудачник», «нервный», «глупый», «изгой» и пр.

При определении типа одиночества  оказалось, что 15% старшеклассников с  хроническим типом одиночества (причем это люди как с завышенной так и заниженной самооценкой); 28% - с ситуативным, 57% - с преходящим.

Впечатляет перечень эмоциональных  состояний, описанных школьниками, которые время от времени охватывают одинокого человека. Это – отчаяние, тоска, нетерпение, беспомощность, панический страх, подавленность, внутренняя опустошенность, скука, утрата надежд, сочувствие к  себе, раздражительность, незащищенность, меланхолия, депрессия.

По мнению старшеклассников, одинокие люди склонны недолюбливать  других, особенно общительных и счастливых, поэтому они часто ведут себя агрессивно по отношению к другим людям (8%). Это их защитная реакция, которая  в свою очередь, мешает им самим устанавливать  добрые отношения с людьми. Не умея наладить контакты с окружающими, некоторые  одинокие юноши и девушки демонстрируют  напускное равнодушие (20%) к своей  проблеме, браваду (9%), плачут, думают о  самоубийстве (13%), принимают алкоголь (9%).

Юность – время осознания  и овладения одиночеством. Через  переживание одиночества в юности проходят практически все. Из него вырастает  трагическое чувство самопознания.

Одиночество в юности есть стремление к уединению, столь непостижимое для предшествующего подросткового  возраста. Уединение позволяет подготовиться  к будущим чувствам влюбленности и любви, которые могут восприниматься наедине с собой.

Не переживший одиночества  в юности, так и не становится взрослым. Он остается вечным подростком и проносит себя как стареющего подростка  по всем ступеням жизни. На вопрос, когда  чаще переживается одиночество в  юношеском или зрелом возрасте: 48% старшеклассников ответили - в юности (дети, брошенные родителями), 22% - в  зрелом возрасте (жизнь сложнее), 30% - состояние одиночества не зависит  от возраста, ему подвержены все.

Из анкеты следует, что  для 80% девушек и юношей родители являются крепкой опорой, несмотря на сильную занятость. 20% учащихся заявили, что они могут рассчитывать только на самих себя.

Хотя большинство опрошенных (56%) не любят сами бывать в одиночестве, тем не менее они считают подобное времяпровождение приемлемым и не испытывают страха или депрессии, находясь в  таком состоянии («можно заниматься рефлексией», «начинаешь понимать себя в такие минуты», «задумываешься о жизни, когда нет рядом компании»). 27% юношей и девушек паникуют, находясь в состоянии одиночества («общение с самим собой доставляет мало удовольствия», «какая гармония? Я не психопат», «я не бываю в состоянии  «тихо сам с собою»).

Одиночество – есть переход  из подросткового бесполового бытия  в жизнь юноши и девушки. Благодаря  одиночеству происходит осознание  пола, попытка найти стиль женщины  и мужчины.

Женщина всегда тяжелее мужчины  переносит одиночество. Однако в  юности – в эпоху естественного  одиночества – именно одиночество  юноши представляется более очевидным. Объяснением этому может служить  тот факт, что девушка созревает  значительно раньше и в большей  степени несет в юности черты  самодостаточной личности. Юный же мужчина достигает самодостаточности  благодаря индивидуальному волевому порыву. Такой порыв в значительно  большей степени предполагает одиночество, требует его.

Мечтания юного мужчины  в корне отличны от тех, которым  предаются девушки. Это мечтания о своей исключительности, которая  должна быть реализована вне семейного  благополучия или во всяком случае – не благодаря ему.

Юноша есть подросток, осознавший себя как волю к власти, либо волю к созерцанию. И то, и другое есть воля к уединению. Юноша овладевает стихией одиночества, преобразует  ее в уединение. Все это позволяет  провести нам различие между одиноким и уединившимся юношей. Первый случайно попадает в стихию одиночества и, страдая, стремится вернуться обратно. Уединившейся сознательно приходит в нее, стремясь найти новую полноту жизни.

Девушка не нуждается в  одиночестве, так как юноша. Ее взросление обусловлено логикой распространения  человеческого рода на планете. Девочка, а затем девушка готовится  стать матерью, и это накладывает  печать на ее личность. Идея будущего рождения и материнства внушается девушке  с раннего возраста, и поэтому  одиночество рассматривается как  предвестник трагедии.

К одиночеству может стремиться только странная девушка, которая преодолевает инстинктивное, противодействие рода. В одиночестве также может  оказаться девушка-изгой, не сумевшая вписаться в общность сверстников  и страдающая от этого.

Уединение и отстраненность девушки, так же как и у юношей, проявляются через мечты. Девушка  ожидает в своих мечтах любви, как абсолютного преодоления  одиночества. Это ожидание роднит ее с юношей, и ожидание это реализуется  в чувстве влюбленности.

В ответах девушек и  юношей  наблюдаются отличия: девушки реагируют более эмоционально, открыто пишут о своих чувствах.

В общественном сознании одиночество  обычно связывается со зрелостью  и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в  юности, а впервые одиночество  осознается человеком в подростковом возрасте.

С точки зрения взрослых (65%), основными причинами одиночества  являются социальные факторы: социальное отторжение, отсутствие круга общения, близких друзей, ситуативные причины («в разлуке от любимых», «вдали от семьи», «оставили близкие», «недостаток  внимания», «равнодушие окружающих», «прихожу в пустой дом», «перемена  места жительства», «рушатся мечты», «нет единомышленников»).

Еще одна веская причина  – черты характера (35%): агрессивность, высокомерие, высокое самомнение. Отсюда - «разлад в семье», «поссорился  со всеми» и т.д.

Типы одиночества среди  взрослых распределились следующим  образом:

9% хронический (нет партнера, супруга, друзей, отношений с соседями  и т.д.)

25% ситуативный

66% преходящий

При этом 27% опрошенных взрослых пережили смерть близких, развод родителей  и свой собственный.

Описание взрослыми портрета одинокого человека мало отличается от описания старшеклассников. В перечне  переживаемых эмоциональных состояний  добавляются: тоска по конкретному  человеку, ранимость, боль, смирение, безнадежность.

По мнению взрослых, одинокие люди замыкаются в себе (34%), ищут негатив  в других, жалуются, завидуют, плачут (33%), ведут себя очень агрессивно (17%) по отношению к другим, желая  наказать их за свое одиночество, принимают  алкоголь и транквилизаторы (23%), пытаются выйти из этого состояния разными  способами (13%).

Взрослые уверены в  том, что одиночество чаще переживается: в зрелом возрасте (60%), так как  вырастают дети («синдром пустого  гнезда»), трудно что-либо изменить в  себе - характер уже сформирован, больше бытовых и семейных проблем, умение объективно оценивать реальность, и  отсюда отсутствие необоснованных надежд, молодежь более активна, поэтому  им легче решить проблему одиночества. 40% - в юношестве, так как родители мало уделяют внимания детям, им не с кем поделиться своими проблемами, они менее защищены и оттого сильнее  страдают.

Информация о работе Феномен одиночества и пути его преодоления