Феномен лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

Феномен лидерства – специфичное явление, не описываемое никакими другими понятиями. Кажется, что дать определение лидерству просто, но при опросе, многие затрудняются объяснить, это понятие, не могут подобрать нужных слов, так как оно включает в себя огромное количество различных, иногда даже противоположных аспектов, охватывает обширную область человеческих взаимоотношений.

Содержание

Введение
Понятие лидерства в психологии
Теория лидерства
Психологические особенности уверенной в себе личности
Теория личности Альфреда Адлера
Феномен лидерства в спортивных командах
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Феномен лидерства - реферат.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

 

      4. Теория личности  Альфреда Адлера 

     Принимая  во внимание все вышеперечисленные  характеристики, лидерами становятся уверенные в себе люди. Так трактуют и большинство теорий лидерства. Но не стоит забывать еще одну уникальную теорию личности Альфреда Адлера. Согласно Адлеру, преследующее всю жизнь чувство собственной неполноценности и от этого неуверенности в себе толкает нас к успеху, дает импульс к действиям, делает многих людей истинными лидерами. Это идет в противовес большинству предыдущих теорий, в которых даже не предполагалось, что изначально слабые в определенных аспектах личности могут стать лидерами. Другими словами, даже неуверенные в себе люди тоже занимают лидирующие позиции.

     Альфред Адлер первым высказал предположение, что подлинной движущей силой  личности является генерализованное чувство  неполноценности. Адлеру даже приписывают  такой афоризм: «Чтобы быть полноценным  человеком, надо обладать комплексом неполноценности». Первоначально Адлер относил  это чувство неполноценности  к телесным недостаткам. Ребенок  с наследственными органическими  недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции. Ребенок –  заика, при помощи речевой терапии  может стать великим оратором, ребенок – со слабыми конечностями, после интенсивных физических упражнений становиться хорошим атлетом  или танцором. То есть, Адлер наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто  стараются компенсировать их путем  тренировок и упражнений, что нередко  приводит к развитию выдающегося  мастерства и силы: «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности».

     История и литература предоставляет много  примеров исключительных достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности  органа. Демосфен, заикавшийся с  детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевала золотые олимпийские  медали в легкой атлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезнен в детстве, приобрел физическую форму, образцовую как для  взрослого человека вообще, так и  для президента Соединенных Штатов, в частности.

     Конечно в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо  функционирует, то другая берет на себя ее функции и несет двойную  нагрузку. Но ведь позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков – реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей обстановке ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процесс волей-неволей движет индивида по направлению к все большему совершенству и реализации. Чувство неполноценности может оказывать и положительное воздействие, как на уровне индивида, так и на уровне социума, поскольку именно с ним связано постоянное стремление к превосходству. Источником чувства неполноценности могут быть бедность, болезнь, необходимость подчиняться самодуру-начальнику, немощная старость. Согласно Адлеру, преследующее всю жизнь чувство собственной неполноценности толкает нас к успеху, дает импульс к действиям. Однако если в детские годы в ответ на чувство неполноценности ребенок наталкивается на слишком мягкое или же, напротив, излишне жесткое отношение, у него в результате может появиться некое аномальное компенсаторное поведение. Неспособность в достаточной мере компенсировать чувство неполноценности может привести к развитию комплекса неполноценности, что приводит человека к серьезным жизненным проблемам. Комплекс неполноценности – это преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Гиперопека со стороны родителей формирует инфантильную, избалованную личность. Вырастая, беззаботное дитя встречается с суровой правдой жизни, в которой оно уже не единственное и всеми любимое; такой жестокий удар неминуемо отражается на психическом здоровье. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолеть жизненные препятствия.

       К сожалению, куда чаще встречается  иное – рождение никому не  нужных детей. Психоаналитический  термин «холодная мать» удачно  отражает суть. Таким ребенком  пренебрегают, он не чувствует  эмоциональной поддержки. Также  родительское пренебрежение детьми, отвержение может привести к  развитию комплекса неполноценности  по той причине, что отвергаемые  дети чувствуют себя нежеланными.  Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми.

     Сама  биография Альфред Адлера является доказательством его теории.

     Он  родился в обеспеченной семье  в одном из пригородов Вены. Его  детские годы прошли под знаком постоянных болезней, зависимости по отношению  к старшему брату и полного  неприятия со стороны матери. Сам  себя он считал слабым, тщедушным и  непривлекательным. Хотя в детстве  Альфред болел многими серьезными болезнями, в том числе рахитом, он упорно боролся против своих физических слабостей. Ребенком он тратил много  сил на то, чтобы завоевать признание  и популярность в среде сверстников. Мальчик любил играть на улице  с соседскими детьми и был известен в округе. С этим детским опытом, по-видимому, связаны такие аспекты  теории Адлера, как подчеркивание  важности общественного интереса и  идея компенсации органической неполноценности. Став старше, он сумел добиться высокой  самооценки и был оценен по достоинству  окружающими, чего ему так не хватало  в собственной семье. Поначалу Адлер  был настолько слабым учеником, что, по мнению учителя, мог рассчитывать в будущем только на место подмастерья  сапожника. Однако благодаря усердию  и настойчивости он сумел стать  одним из первых учеников в классе. Он смог преодолеть свои многочисленные академические и социальные недостатки и комплексы, так что сам вполне может считаться хрестоматийным примером своей собственной теории, созданной им в последствии. В  развитии личности существенную роль играет компенсация личных слабостей  и недостатков. Лежащие в основе его системы чувства неполноценности  является прямым наследием детских  лет, в чем и сам Адлер охотно признавался.

     Еще один пример из жизни Альфред Адлера. Почему любимый ученик Зигмунда Фрейда первым порвал со своим учителем? Фрейд  смотрел на человека как на биологический  автомат, управляемый сформировавшимися  в течение многовековой эволюции импульсами и инстинктами. Адлер  понял, что психоанализ может  существовать без сексуальной подкладки, которую ему упорно навязывал  его создатель. Перед Адлером  стояла иная задача, чем перед его  учителем. Демонстративное одобрение  его работ Фрейдом могло восприниматься как похвала за то, что он следует  по чужим стопам. Адлеру необходимо было самоутвердиться, иметь собственную  школу и своих последователей. Вероятно, конфликт с Фрейдом в  значительной степени основывался  на комплексе неполноценности. В  детстве Адлер старался преодолеть свою болезненность и во всем превзойти  своего старшего брата. (Возможно, для  взаимоотношений Адлера и Фрейда имело значение то, что брата Адлера, как и Фрейда, звали Зигмундом.) По Адлеру, преодоление беспомощности  и незащищенности играет огромную роль в жизни, как отдельного человека, так и целых народов и всего человечества. Когда-то люди жили в страхе перед стихийными бедствиями и хищными животными. Для того чтобы выйти из положения униженности, человечество создало технику, науку, культуру. Их главное назначение – компенсация за человеческую слабость.

 

      5. Феномен лидерства  в спортивных командах 

     Спортивная  команда представляет собой разновидность  малой социальной группы. Малой она  называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту) и  выполняющих общественно важные функции в общей структуре  общественного разделения труда, а  именно – оздоровительные, воспитательные, подготовительную к другим видам  деятельности, эстетические, сферы  общения и др. Прежде всего для  малых групп характерна малочисленность  их состава. Минимальный состав такой  группы 2-3 человека, максимальный – 20-30 человек. Главным психологическим  эффектом малочисленности состава  группы является то, что ее члены  могут непосредственно общаться друг с другом, вступать в личные контакты. В результате этого в  группе помимо функциональных, деятельностных, общественных отношений, обусловленных  социальными условиями и видом  деятельности, возникает сеть эмоционально-психологических  отношений, которые тесно переплетаются  с деятельностными и придают  группе новые социально-психологические  качества.

     Спортивная  команда выступает не только как  объект управления, но и как субъект  деятельности. В этом качестве команда  может выступать, если она будет  внутренне организована и обладать определенной степенью интеграции. Поэтому  интересно, как группа организуется, кто берет на себя функции руководства, насколько они эффективны. В результате самоорганизации в группе устанавливаются  отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Эти отношения  и характеризуют лидерство. Само явление заключается в том, что  в системе межличностных отношений  выдвигается один из ее членов, который  берет на себя функции неформального  руководства группой.

     Команда, как система, всегда действует в  окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий  объект определенным набором сбивающих  факторов, который отклоняет поведение  системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде  необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой  системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой  группе реализуется лидерами. Лидер  – это член малой группы, выдвигаемый  в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели. Социальная психология достаточно подробно рассматривает каталог качеств  и свойств лидера: высокий уровень  компетентности, статус в группе, способность к руководству и т.д. Используя эти сведения, были проведены исследования лидерства в ряде видов спорта. Здесь использовались обычные социометрические процедуры и расчеты, принятые в современных исследованиях. В результате исследований выявлено, что некоторые члены команд обладали высоким уровнем необходимых лидеру показателей, но не являлись лидерами группы. С другой стороны, некоторые члены команды имели низкие показатели, но выдвигались на роль лидеров.

     Лидерство в спортивных группах и коллективах  следует рассматривать как социально  необходимый, естественный процесс  самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер как субъект  лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают или  отвергают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении  от исполнения его распоряжений. Влияние  лидерства и лидера в спорте может  быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может  иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через этические или  нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде.

     В роли лидера спортивной команды, как  показывает практика, выступает обычно наиболее авторитетный, опытный спортсмен. Встречаются, однако, команды, которые  имеют в роли лидеров не самых  авторитетных и опытных членов коллектива. В спорте высших достижений лидером  является почти всегда один из сильнейших спортсменов команды. Возможность  участвовать в управлении спортивной командой у лидеров достаточно широка. Причем если лидер действует в  соответствии с планом и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации и координации  совместных усилий членов команды. Иногда между официальным руководителем (тренером) и лидером не возникает  полного согласия, не устанавливается  взаимопонимание. Это может привести к определенной дезорганизации, к  нарушению процессов управления в команде. В такой ситуации тренеру  не всегда удается сразу найти  оптимальный способ управления командой.

     Анализ  руководящих действий лидера позволяет  выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную.

     Организационная функция заключается в выработке  общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды  для достижения поставленных целей. В игровой ситуации эта функция  проявляется главным образом  в указаниях, направляющих, ускоряющих или закрепляющих определенные действия товарищей по команде: «Бросок!», «Блок!», «Стоять!», «Быстрей!», «На меня!» и т. п. Часто лидер сознательно временно уступает свои функции одному из спортсменов, находящемуся в более благоприятных условиях, или принуждает, навязывает своим партнерам определенные действия. Этими способами лидер организует и направляет усилия членов команды на осуществление тактической комбинации.

     Информационная  функция предполагает, что лидер  является центром обмена информацией  в команде. Он сообщает спортсменам  информацию о текущих задачах  команды, способах их решения, распределении  функций, ожидаемых результатах, соперниках и т. п. В игровой ситуации эта  функция сводится к налаживанию  и поддержанию на оптимальном  уровне обмена информацией между  спортсменами исходя из тактического замысла и выполняемой комбинации. Лидер сообщает сведения о заменах  и перемещениях в своей команде  и в команде соперников, информирует  о времени, текущем счете, ожидаемых  действиях противников и пр.: «Будет бросок», «Нас меньше», «Руки!» и  т. п.

     Воспитательная  функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства  товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно значимых характеристик  поведения. Эта функция осуществляется лидером главным образом не на соревнованиях, а в условиях тренировочных  занятий и отдыха. В соревновательной обстановке воспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями: «Правильно!», «Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?» и т. п. Их содержание и  эмоциональная окраска служат эффективным  средством закрепления правильных форм спортивного поведения и  устранения ошибок.

 

      Заключение 

     Изучая  проблему лидерства, мы поняли, что  в этом вопросе нельзя быть однозначным  и категоричным. В психологии существует огромное количество определений и  суждений, касательных феномена «лидерства». Если взять этот феномен как общее  понятие, то оно может объясняется  так: лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят с лидером такие отношения, которые  предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство  рассматривается как групповое  явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой  структуры, а лидерство есть система  отношений в этой структуре, своего рода иерархическая лестница, вершину  которой, безусловно, занимает лидер.

     Если  говорить о теориях лидерства, то, суммируя все изложенное, можно сделать  вывод, что все предложенные концептуальные подходы к проблеме лидерства  находятся пока на стадии внешнего описания этого явления и систематизации наблюдаемых или предполагаемых его признаков, накопления эмпирических материалов в этих границах. Под  переменными системы подразумеваются: рассмотрение личности лидера, его  происхождения, процесса социализации и способа выдвижения; анализ характеристик  последователей; анализ отношений между  лидером и последователями.

Информация о работе Феномен лидерства