Феномен лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

Феномен лидерства – специфичное явление, не описываемое никакими другими понятиями. Кажется, что дать определение лидерству просто, но при опросе, многие затрудняются объяснить, это понятие, не могут подобрать нужных слов, так как оно включает в себя огромное количество различных, иногда даже противоположных аспектов, охватывает обширную область человеческих взаимоотношений.

Содержание

Введение
Понятие лидерства в психологии
Теория лидерства
Психологические особенности уверенной в себе личности
Теория личности Альфреда Адлера
Феномен лидерства в спортивных командах
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Феномен лидерства - реферат.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

           Христианский гуманитарно-экономический открытый

университет 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Студента _3__ курса гуманитарного  факультета

ФИО Тончак Анастасии  Геннадьевна

По  дисциплине: Пс. полит. и инд. лид-ва и Полит пс.

Тема: "Феномен лидерства" 
 
 
 
 

     

        

  Руководитель-консультант:  
 
 

Защитил                                                          Оценка

«_____»________2011г.                                «_____»__________ 
 
 
 

                               
 

                                         Одесса 2011  год

Содержание 

  1. Введение
  2. Понятие лидерства в психологии
  3. Теория лидерства
  4. Психологические особенности уверенной в себе личности
  5. Теория личности Альфреда Адлера
  6. Феномен лидерства в спортивных командах
  7. Заключение
  8. Литература

 

      Введение 

     Феномен лидерства – специфичное явление, не описываемое никакими другими  понятиями. Кажется, что дать определение  лидерству просто, но при опросе, многие затрудняются объяснить, это  понятие, не могут подобрать нужных слов, так как оно включает в  себя огромное количество различных, иногда даже противоположных аспектов, охватывает обширную область человеческих взаимоотношений.

     Лидерство – это способность приобретать  последователей. Какими бы разными  не были их системы ценностей и  способности руководить людьми, всех их объединяло одно: у каждого из них были последователи.

     Для того, чтобы найти сторонников  своих идей и жизненных принципов, лидер должен обладать определенными  чертами. Когда спрашиваешь, каким  вы видите лидера, первым, в большинстве  случаев, называют такое качество, как  уверенность в себе. Поэтому в  нашей работе мы детально раскрываем это понятие и с точки зрения обывателя, и с точки зрения науки.

     Все же, рассматривая проблему лидерства, одним из самых интересных моментов является процесс становления лидера, а точнее, кто может, и кто обычно занимает лидирующие позиции в обществе. Распространенные теории лидерства, среди  которых теория черт, ситуативные теории, личностно-ситуативные теории, «системная теория лидерства» Ф. Фидлера, атрибутивные теории, концепция «ценностного обмена» Р.Л.Кричевского, а также, координально отличающуюся от всех предыдущих, индивидуальную теорию личности Альфреда Адлера.

     В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства имело  достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Первыми работами в этой области были исследования С. О. Лозинского, Е. А. Аркина, А. С. Залужнога П. Л. Здгоровского и др. В этих работах рассматривались  вопросы вожачества, лидерства главным  образом в детских группах  и коллективах, организованных и  стихийных. Более поздние работы по лидерству принадлежат Г. К. Ашину, И. П. Волкову, Н. С. Жеребовой, Р. Л. Кричевскому, Б. Д. и др. 

 

      1. Понятие лидерства в психологии 

     Лидерство – это естественный социально-психологический  процесс в группе, построенной  на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер  не только направляет и ведет своих  последователей, но и хочет вести  их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. 3.Фрейд понимал лидерство  как двуединый психологический  процесс: с одной стороны, групповой, с другой – индивидуальный. В  основе этих процессов лежит способность  лидеров притягивать чувство  восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером.

     Обязательное  условие лидерства – обладание  властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых  разных уровней и масштаба. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную  опору в обществе или в коллективах  людей, которые за ним следуют.

     Соответственно, лидер – социальная роль определенной личности в группе, он ведет группу, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы уровень активности. Исследования показывают, что знания, и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

     Многие, кто становятся лидерами, берут на себя такую ответственность только ради возможных власти, славы и  богатства. Но ведь не только эти стремления способствуют появлению лидеров. У  них есть определенное качество, которое  Л.Гумилев назвал пассионарность, то есть они обладают избытком биохимической  энергии. У них стремление изменить окружающее превышает инстинкт самосохранения. Хотя пассионарии составляют очень  небольшой процент, они выдвигаются  во всех сферах общества.

     Однако  направление энергии многих пассионариев оказывается не к месту, не ко времени, и они погибают как высокосортные  семена, попавшие на неблагоприятную  почву. Так происходит со многими. Но те, чье направление энергии находит  отклик в обществе и соответствует  его актуальным потребностям, становятся лидерами. Каждый лидер своеобразен.

     Но  при всем разнообразии лидеров у  них всех можно обнаружить важные общие свойства:

     1. Инициатива в деятельности, принятии  верных решений, ведь вселяет  надежду, дает стимул и новый  порыв в осуществлении намеченных  планов.

     2. Готовность нести ответственность  за свои решения, при этом, не  ища, кого можно было бы обвинить, что результат не достигнут,  или в том, что произошли  определенные сбои при выполнении  задач.

     3. Обладание определенной интуицией.  Она позволяет схватывать то, что нельзя увидеть или высчитать.  Интуиция оказывается гораздо  важнее научных знаний, теоретической  подготовки. Многие выдающиеся лидеры  не были учеными, даже если  их именовали «корифеями всех  наук».

     4. Способность убеждать, скорее –  увлекать людей, завоевывать доверие  и симпатии.

     5. Мысль о том, что одной из  основных черт лидера является  умение быстро находить эффективные  пути и средства решения задач,  подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот  счет Наполеона Бонапарта: «Мой  гений состоит в том, что  одним быстрым взглядом я охватывал  все трудности дела, но в то  же время и все ресурсы для  преодоления этих трудностей; этому  обязано мое превосходство над  другими».

     Конечно, этими свойствами лидеры наделены в  различной пропорции.

     Кроме того, свойства лидера умножаются или  ослабляются в зависимости от того, каково его непосредственное окружение, в какой мере он обладает властью. Нам кажется, что в данном контексте Эйзенхауэр Дуайт очень  точно определил критерий отбора лидеров (в большинстве случаев): «Чтобы стать лидером, человек должен иметь последователей. Чтобы найти последователей, человек должен пользоваться доверием. Итак, главное из качеств, необходимых лидеру – бесспорная цельность личности. Без нее невозможен реальный успех, где бы то ни было – в рабочей бригаде, на футбольном поле, в армии или деловом офисе. Если товарищи обнаружат, что вы обманщик, если они обнаружат, что вам недостает искренности и цельности личности, то вы обречены на неудачу. Слова и поступки человека не должны расходиться между собой. Следовательно, главная необходимость – это цельная личность и высокая цель».

 

      2. Теория лидерства 

     Понятие лидерства и различные его  концепции возникли в западной науке  изначально на базе эмпирических исследований именно малых групп. Однако и трактовка  явления лидерства, и понимание  его причин и механизмов проделали  значительную эволюцию.

     Но  до сих пор ни в социальной психологии, рассматривающей преимущественно  малые группы, ни в политической психологии, которая под лидером  поймает политического деятеля  и поэтому анализирует проблемы на уровне больших социальных групп, однозначного понимания этого феномена нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или  иной его аспект.

     Наиболее  распространенные и общепризнанные теории – это теории личностных черт, ситуативные, ситуативно-личностные.

     1) Теория черт (и ее разновидности)  возникли под влиянием исследований  английского психолога и антрополога  Ф. Гальтона, пытавшегося еще на  заре века объяснить лидерство  на основе наследственности. В  рамках этого направления были  предприняты исследования царских  династий различных наций, анализ  браков между правителями и  т.д. Основной идеей такого  подхода было убеждение в том,  что если лидер обладает качествами (передающимися по наследству), отличающими  – его от его последователей, то эти качества можно выделить. Однако составить перечень таких  черт тогда не удалось.

     Только  в 1940 г. американский психолог К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские».

     Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и т.д. Но ни одна из них не занимала прочного места  в перечнях: 65% названных черт были упомянуты лишь однажды, 16-20 – дважды, 4-5 – трижды и лишь 5% черт были названы  четыре раза.

     Проанализировав различные подходы, Американский психолог Р.Стогдилл выявил, что практически  во всех случаях лидерство рассматривается  либо как фокус групповых процессов, либо как искусство вызывать согласие, либо с точки зрения ролевой дифференциации в позициях власти. Такой разброс  мнений американский психолог Ю. Дженнингс  объяснял субъективизмом этих теорий, они, по его мнению, в большей мере отражали черты самих исследователей, чем черты лидера.

     2) На смену теории черт пришли  ситуативные теории лидерства,  в соответствии, с которыми появление  лидера есть результат места,  времени и обстоятельств. То  есть в конкретных различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в этой ситуации, человек, обладающий им, становится лидером. В этом смысле интересно высказывание американского исследователя Дж. Шнейдера о том, что число военных лидеров Англии пропорционально числу конфликтов, в которые страна была вовлечена; это, по его мнению, говорит в пользу влияния на выдвижение лидера ситуативных факторов, в частности, социальной или политической ситуации в стране в тот или иной период. Жуков – лидер II ВОВ, разгром фашистов. Ситуационная теория лидерства подчеркивает относительность черт, присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать качественно разных лидеров. Этот момент ситуационной теории лидерства был, подвергнут критике со стороны Ж.Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности лидера, он превращается в какого-то «флюгера». Эту слабость ситуационной теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные ожидания, что он проявит необходимые в данной ситуации черты.

     Для того чтобы снять возможные возражения, будто теория рассматривает личность лидера как марионетку, американский ученый Э. Хартли предложил модификацию  этой теории. Он предположил, что, во-первых, если человек становится лидером  в одной ситуации, не исключено, что  он им станет и в другой; во-вторых, в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются  группой как «лидеры вообще»; в-третьих, став лидером в определенной ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует его избранию лидером и в следующий раз; в-четвертых, лидером чаще выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции.

     3) Однако, такая размытая формулировка  не сняла односторонности с  этой теории, и, как часто бывает  в науке, два крайних варианта  породили третий, более или менее  компромиссный, а именно личностно-ситуативные  теории. В 1952 году Г. Герт и  С. Милз выделили четыре фактора,  которые было необходимо, по их  мнению, учитывать при рассмотрении  феномена лидерства:

Информация о работе Феномен лидерства