Феномен лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

Феномен лидерства – специфичное явление, не описываемое никакими другими понятиями. Кажется, что дать определение лидерству просто, но при опросе, многие затрудняются объяснить, это понятие, не могут подобрать нужных слов, так как оно включает в себя огромное количество различных, иногда даже противоположных аспектов, охватывает обширную область человеческих взаимоотношений.

Содержание

Введение
Понятие лидерства в психологии
Теория лидерства
Психологические особенности уверенной в себе личности
Теория личности Альфреда Адлера
Феномен лидерства в спортивных командах
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Феномен лидерства - реферат.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

     а) черты и мотивы лидера как человека;

     б) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие  их следовать за ним;

     в) характеристики роли лидера;

     г) институциональный контекст, т.е. те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и  в которые он и его последователи  вовлечены. Стогдилл и Шатли предложили изучать лидерство с точки  зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению  к другим членам группы. Таким образом, лидерство стало рассматриваться  как отношения между людьми, а  не как характеристика отдельного индивида. Следуя этой традиции, Р. Кеттел предложил  рассматривать лидерство как  динамичное взаимодействие между целями лидера и целями и потребностями  последователей, где функция лидера сводится к выбору и достижению групповых  целей.

     Но  это только три главные теории. Между тем существуют и другие школы, внесшие определенный вклад  в изучение этой проблемы:

     4) Со временем появилась еще одна теория, и она была представлена в так называемой «системной теории лидерства», согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. Ф. Фидлер предложил свой вариант «вероятностную модель эффективности лидерства», в которой делается акцент на интеграции влияния лидера (а точнее, его личностных свойств) и ситуативных переменных (отношений между лидером и последователями, сути задачи, степени власти лидера).

     Фидлер  выделяет два возможных стиля  лидерства: ориентацию на задачу и ориентацию на межличностные отношения, иначе  говоря, инструментальное и эмоциональное  лидерство. Можно заметить, что подобное разделение функций и ролей, разграничение  сфер деятельности инструментального  и эмоционального лидера отдаленно  напоминает разделение функций руководителя и лидера, принятое в отечественной  социальной психологии.) По мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится  с ситуативными переменными (причем каждая переменная получает строгое  количественное выражение) таким образом, что наиболее благоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения  с последователями, хорошо разработанную  задачу, сильную позицию лидера. Из этой предпосылки Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидер более эффективен, когда  ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные  отношения лидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных  или умеренно неблагоприятных.

     5) Атрибутивные теории рассматривают  лидера как своего рода марионетку, получающую прямые указания и  власть от своих последователей, которые приводят его в движение как кукольник куклу. Возьмем пример из политики, ни для кого не секрет, что население той или иной страны имеет определенные прототипы политического лидерства, формирующиеся в процессе развития политической культуры общества. С одной стороны, это стихийный процесс, являющийся творчеством масс. С другой – это процесс целенаправленного воздействия на массовое сознание со стороны различных политических сил через средства массовой информации. Определяющую роль играют последователи, то есть лидер прислушивается к мнению других, и принимает мнение других, а не свое (Брежнев, Черенков). Такая точка зрения предполагает, что лидер отражает цели группы и действует от ее имени. Здесь предполагается, что для понимания лидерства необходимо иметь представление об ожиданиях и целях последователей.

     6) Схожей является разработанная  Р.Л.Кричевским концепция «ценностного  обмена» как механизма выдвижения  лидера. Сама по себе идея ценностного  обмена во взаимодействии людей  и ранее разрабатывалась в  социальной психологии. Здесь же  идея ценностного обмена использована  при объяснении феномена лидерства:  ценностные характеристики членов  группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет  и признание лидера. Лидером рассматривается  тот, в ком в наиболее полном  виде представлены такие качества, которые особенно значимы для  групповой деятельности, то есть  являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую  позицию в ходе взаимодействия  выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется  с наиболее полным набором  групповых ценностей. Именно поэтому  он и обладает наибольшим влиянием.

 

      3. Психологические  особенности уверенной  в себе личности 

     Исходя  из данных формулировок ранее понятий  «лидер», «лидерство» и теорий лидерства  можно сделать вывод, что лидерами становятся уверенные в себе личности. Таковым является общепризнанное мнение. Давайте согласимся и остановимся  пока на этой точке зрения. Если лидер  – это уверенный в себе человек, то, что мы вкладываем в понятие  «уверенность»?

     В том или ином виде проблему уверенности  в себе, доверия к себе и к  своим способностям можно обнаружить практически в любой психологической  теории, так или иначе касающейся психологии личности. То, что люди различаются  по степени уверенности в себе, совершенно очевидно. Понятие «уверенность»  присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается  несколько слов для обозначения  этого качества личности. Однако как  психологическое понятие «уверенность в себе» (английское assertiveness, немецкое Selbstsicherheit) появилась в учебниках  психологии сравнительно недавно.

     Экспериментальному  психологическому изучению уверенности  в себе предшествовала практика «тренинга  уверенности» в клиниках неврозов и  в обычных больницах. Этот факт указывает  на источник интереса психологов к  проблемам уверенности. Практические психологи и психотерапевты в  ходе своей работы обнаружили, что  большинство невротических больных  и большая часть обычных больных  в той или иной степени страдают от скованности, одиночества, от неуверенности  в себе и своем будущем.

     Психологи попытались обнаружить причины неуверенности  себе и найти пути коррекции, лечения  или ослабления ее невротизирующего влияния. Первым, кто серьезно занялся  этой проблемой, был Андре Сальтер, владелец и главный врач довольно крупной и богатой клиники  неврозов в Америке. Начав работу с неуверенными клиентами в 40-е  годы 20-го века, Сальтер обобщил свой опыт и попытался дать ему теоретическое  обоснование в своей книге  «Условно-рефлекторная терапия».

     Ссылаясь  на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может  быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию «тормозной» личности, неспособной к открытому и  спонтанному выражению своих  чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и  испытывающей вследствие этого затруднения  в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его  современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения  нервного баланса.

       На основе своего клинического  опыта Сальтер выделил и описал  шесть характеристик здоровой, уверенной  в себе личности:

     1) Эмоциональность речи, что соответствует  открытому, спонтанному и подлинному  выражению в речи всех испытываемых  чувств. Под этим Сальтер понимал,  во-первых, открытость. С его точки  зрения, уверенный человек чувства  «называет своими именами» и  не заставляет партнера (партнеров)  по разговору догадываться, что  же именно за чувство стоит  за его словами. Это тем более  важно, что партнер, скорее  всего, поглощен своими собственными  чувствами, и будет реагировать  скорее на контекст беседы. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек  выражает спонтанно, то есть  в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек  говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не  стремится скрыть или «смягчить»  проявления своих как позитивных, так и негативных чувств. Относительно  невоздержанности в выражении  эмоций я тоже должен ответить  «да» - уверенный в себе человек  часто выражает эмоции, до которых  другим и дела нет. Но именно  это помогает стать душой компании, заводить новых друзей, спасает  от одиночества и т.д. По  этому поводу мне вспоминается  рекомендация, которую давал Андре  Сальтер своим клиентам: «Не будь  чувствительным, будь – эмоциональным».

     2) Далее Сальтер говорит об экспрессивности  и конгруэнтности поведения и  речи, что означает ясное проявление  чувств в невербальной плоскости  и соответствие между словами  и невербальным поведением. Психологи,  занимающиеся изучением уверенности  в себе, вообще, много внимания  уделяют изучению особенностей  невербального поведения уверенных  в себе людей.

     3) Умение противостоять и атаковать,  проявляющееся в прямом и честном  выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также  характерно для уверенного поведения.  Наглость – второе счастье.  Но не случится ли так, что  преувеличение значения личных  мнений, сомнений, желаний и ценностей  приведет к санкциям со стороны  социального окружения. Иными  словами: хорошо ли это –  в явной и открытой форме  говорить о своих желаниях, мнениях  и чувствах? Не получается ли  так, что человек уверенный  в себе – это человек переоценивающий  свои возможности и не умеющий  сдерживать свои эмоции? Не будет  ли от этого хуже? Именно так  и получается. Но только хуже  не будет. Как считает Ромек:  уверенность в себе – это  переоценка позитивных сторон  своих навыков, способностей, переоценка  шансов, которые нам предоставляет  окружающий нас мир. Парадокс: ведь именно эта неадекватно  позитивная оценка позволяет  ее обладателю браться за многое  и многого достигать в тот  момент, когда неуверенный постоянно  сомневается и не может принять  решение.

     4) Уверенный в себе человек не  стремится спрятаться за неопределенными  формулировками. Чаще, чем другие  люди, уверенные в себе используют  местоимение «Я». Попытки спрятаться  за неопределенными формулировками («все ученики нашего класса  хотят…», «правительство работает»,  «мы боремся с преступностью») считаются проявлением слабости  и неуверенности в своих силах.  Более того, именно мнение меньшинства,  а в решающие моменты истории  – и отдельных лиц, которое  даже лексически трудно выразить  в безличной форме или от  третьего лица («есть мнение»,  «некоторые полагают»), часто оказывает  решающее влияние на принятие  наиболее творческих и продуктивных  решений. Не вследствие ли этого  Майерс определил уверенность  в себе одним из главных  качеств, заставляющих серое большинство  считаться с неординарными решениями  и идеями?

     5) Им не свойственно самоунижение  и недооценка своих сил и  качеств, они способны без стеснения  выслушивать похвалу в свой  адрес. Самоуважение и самоуверенность.  Конечно, всегда остается опасность  переборщить. Не производит хорошего  впечатления человек, за самоуверенными  высказываниями и претензиями  (на власть, внимание, на должность)  которого ничего не стоит –  никакой самобытности, никаких знаний, никакого опыта. Это – тот  случай, который однозначно осуждается  в большинстве культур, за исключением,  может быть, лишь крайне индивидуалистичных. И именно этого следовало бы  опасаться – чрезмерной переоценки  своего потенциала.

     6) Способность к импровизации, т.е.  к спонтанному выражению чувств  и потребностей, также характерна  уверенным в себе людям. Действия  совершаются спонтанно, без долгого  обдумывания и откладывания решающего  разговора. Возможные недоразумения  разрешаются не в результате  интриг и скандалов, а в открытом  и честном разговоре.

     Исходя  из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность  в себе есть свойство личности, ядром  которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков  и способностей как достаточных  для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий  репертуар, позитивный опыт решения  социальных задач и успешного  достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности  в себе важен не столько объективный  жизненный успех, статус, деньги и  т.д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных  действий и оценки, которые следуют  со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности  собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение.

     То  есть, как итог, можно сказать, что  быть уверенным значит:

     Делать  то, что хочешь, как хочешь и когда  хочешь. Высоко оценивать свои навыки и способности, вероятность осуществления желаний и достижения личных целей. Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие. Знать свои права и уметь их отстаивать. Быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь. Уметь сказать «Нет», если нет желания что-либо делать. Позволять себе ошибаться, проигрывать с достоинством. Успехи считаются личной заслугой. Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься. Не компенсировать неуверенность агрессией.

Информация о работе Феномен лидерства