Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:42, реферат
Феномен лидерства – специфичное явление, не описываемое никакими другими понятиями. Кажется, что дать определение лидерству просто, но при опросе, многие затрудняются объяснить, это понятие, не могут подобрать нужных слов, так как оно включает в себя огромное количество различных, иногда даже противоположных аспектов, охватывает обширную область человеческих взаимоотношений.
Введение
Понятие лидерства в психологии
Теория лидерства
Психологические особенности уверенной в себе личности
Теория личности Альфреда Адлера
Феномен лидерства в спортивных командах
Заключение
Литература
а) черты и мотивы лидера как человека;
б) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним;
в) характеристики роли лидера;
г)
институциональный контекст, т.е. те
официальные и правовые параметры,
в которых работает лидер и
в которые он и его последователи
вовлечены. Стогдилл и Шатли предложили
изучать лидерство с точки
зрения статуса, взаимодействия, восприятия
и поведения индивидов по отношению
к другим членам группы. Таким образом,
лидерство стало
Но это только три главные теории. Между тем существуют и другие школы, внесшие определенный вклад в изучение этой проблемы:
4) Со временем появилась еще одна теория, и она была представлена в так называемой «системной теории лидерства», согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. Ф. Фидлер предложил свой вариант «вероятностную модель эффективности лидерства», в которой делается акцент на интеграции влияния лидера (а точнее, его личностных свойств) и ситуативных переменных (отношений между лидером и последователями, сути задачи, степени власти лидера).
Фидлер
выделяет два возможных стиля
лидерства: ориентацию на задачу и ориентацию
на межличностные отношения, иначе
говоря, инструментальное и эмоциональное
лидерство. Можно заметить, что подобное
разделение функций и ролей, разграничение
сфер деятельности инструментального
и эмоционального лидера отдаленно
напоминает разделение функций руководителя
и лидера, принятое в отечественной
социальной психологии.) По мнению Фидлера,
стиль лидерства соотносится
с ситуативными переменными (причем
каждая переменная получает строгое
количественное выражение) таким образом,
что наиболее благоприятная ситуация
для лидера включает хорошие отношения
с последователями, хорошо разработанную
задачу, сильную позицию лидера.
Из этой предпосылки Фидлер делает
вывод, что ориентированный на задачу
лидер более эффективен, когда
ситуация либо очень благоприятна,
либо очень неблагоприятна для него.
А ориентированный на межличностные
отношения лидер более
5)
Атрибутивные теории
6)
Схожей является разработанная
Р.Л.Кричевским концепция «
3. Психологические
особенности уверенной
в себе личности
Исходя из данных формулировок ранее понятий «лидер», «лидерство» и теорий лидерства можно сделать вывод, что лидерами становятся уверенные в себе личности. Таковым является общепризнанное мнение. Давайте согласимся и остановимся пока на этой точке зрения. Если лидер – это уверенный в себе человек, то, что мы вкладываем в понятие «уверенность»?
В
том или ином виде проблему уверенности
в себе, доверия к себе и к
своим способностям можно обнаружить
практически в любой
Экспериментальному
психологическому изучению уверенности
в себе предшествовала практика «тренинга
уверенности» в клиниках неврозов и
в обычных больницах. Этот факт указывает
на источник интереса психологов к
проблемам уверенности. Практические
психологи и психотерапевты в
ходе своей работы обнаружили, что
большинство невротических
Психологи попытались обнаружить причины неуверенности себе и найти пути коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния. Первым, кто серьезно занялся этой проблемой, был Андре Сальтер, владелец и главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке. Начав работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-го века, Сальтер обобщил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обоснование в своей книге «Условно-рефлекторная терапия».
Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию «тормозной» личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса.
На основе своего клинического
опыта Сальтер выделил и
1)
Эмоциональность речи, что соответствует
открытому, спонтанному и
2)
Далее Сальтер говорит об
3)
Умение противостоять и
4)
Уверенный в себе человек не
стремится спрятаться за
5)
Им не свойственно
6)
Способность к импровизации, т.е.
к спонтанному выражению
Исходя
из этих и многих других исследований,
можно считать, что уверенность
в себе есть свойство личности, ядром
которого выступает позитивная оценка
индивидом собственных навыков
и способностей как достаточных
для достижения значимых для него
целей и удовлетворения его потребностей.
Основой для формирования такого
рода оценок служит достаточный поведенческий
репертуар, позитивный опыт решения
социальных задач и успешного
достижения собственных целей (удовлетворения
потребностей). Для формирования уверенности
в себе важен не столько объективный
жизненный успех, статус, деньги и
т.д., сколько субъективная позитивная
оценка результатов собственных
действий и оценки, которые следуют
со стороны значимых людей. Позитивные
оценки наличия, "качества" и эффективности
собственных навыков и
То есть, как итог, можно сказать, что быть уверенным значит:
Делать то, что хочешь, как хочешь и когда хочешь. Высоко оценивать свои навыки и способности, вероятность осуществления желаний и достижения личных целей. Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие. Знать свои права и уметь их отстаивать. Быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь. Уметь сказать «Нет», если нет желания что-либо делать. Позволять себе ошибаться, проигрывать с достоинством. Успехи считаются личной заслугой. Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься. Не компенсировать неуверенность агрессией.