Диагностика умственного развития младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить теории процесса умственного развития младшего школьника, выявить наиболее эффективные пути диагностики, и разработать рекомендации, направленные на улучшение умственного развития.
Задачи:
Изучить особенности умственного развития младших школьников в процессе обучения.
Изучить методики диагностики умственного развития младших школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Понятие «мышление» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Формы мышления и мыслительных операций . . . . . . . . . . . . . . . .8
Особенности умственного развития младшего школьника . . . . 12
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Игры и задание, используемые на уроке русского языка для диагностика умственного развития младшего школьника . . . . .16
Игры и задание, используемые на уроке математики для
диагностики умственного развития младшего школьника . . . . .18
Игры и задание, используемые на естествознания для
диагностики умственного развития младшего школьника . . . . . 22
Игры и задание, используемые на внеклассных занятиях для диагностики умственного развития младшего школьника . . . .. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Работа содержит 1 файл

диагностика умственного развития(3).docx

— 63.82 Кб (Скачать)

Методика предназначена для определения особенностей пространственного мышления.

Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе  координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы  координат и будет задачей  испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление  компаса, он должен записать обозначение  этого направления. Время выполнения задачи — 5 мин[13,c 218].

  1. Методика «времена года»

       Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно  посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время  — 2 мин — ребенок должен будет  не только назвать соответствующее  время года, но и обосновать свое мнение о нем.

  1. Методика «узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок[27,c123].

  1. Методика « определение активного словарного запаса»

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его  просят в течение 5 минут как можно  подробнее рассказать о том, что  изображено и что происходит на этой картинке.

Рисунок. Примерная  картинка к методике, предназначенной  для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста

  1. Методика «ориентация в окружающем мире»

       Данный тест используют для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний. Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя  зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Как зовут твоих родителей?  4. Как называется город, в котором ты живешь?5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?6. Какой у тебя номер дома и квартиры? 7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние[31,c 147].

  1. Методика «чего не хватает на этом рисунке?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку  предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии  не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как  можно быстрее определить и назвать  отсутствующую деталь.

  1. Диагностика исследовательского потенциала (В.Э.Мильман)

Назначение теста:диагностика исследовательского потенциала; изучение процесса решения задач респондентом; количественная оценка мыслительного процесса решения задачи.

Используемые  в методике СПЗ (ситуативно-поисковые  задачи) представляют собой расследования  в жизненном смысловом пространстве, выполняемые в диалоговом режиме. Описываемые в них ситуации достаточно необычны, но возможны в принципе; в  то же время для решателя присутствует определенный вопрос, проблема; ее разрешение также должно быть нетривиально и  достаточно остроумно[23,c.133].  

    1. Диагностика умственного развития младшего школьника на внеклассных занятиях
 
    1. Методика «Кому чего не достает»

Эта методика предназначается  для психодиагностики мышления младших школьников. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

    1. Методика «Чего не хватает на этом рисунке?»

       Суть  этой методики состоит в том, что  ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание  как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь[12,c.69].

    1. Методика «что спрятано на рисунке?»

       Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

    1. Методика «Нелепицы»

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между  некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем  месте и правильно нарисовано».

    1. Методика «Волшебный мир»

Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который  может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем  реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п.

    1. Методика «вербальная фантазия»

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов  воображения.2. Необычность, оригинальность  образов.

3. Богатство  фантазии.4. Глубина и проработанность  (детализированность) образов[25,c.145-146]

    1. Методика «пройди через лабиринт»

В этом задании  детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

    1. Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ)

отличительная особенность которого состоит в  том, что с его помощью можно  оценить уровни развития как наглядного, так и вербального мышления. При этом в обоих видах мышления измеряются одни и те же логические операции: аналогии, классификации, обобщения.

    1. Тест умственного развития подростков (ТУРП), предназначенный для

диагностики учащихся III—V классов. В заданиях, использующих содержание русского языка, включены схемы слов, предложений, словосочетаний.

ТУРП состоит  из 102 заданий, которые распределены по шести субтестам.

    1. Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф)

Цель: выявить  представление ребенка о себе, коммуникабельность, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, образ тела, полоролевая идентичность, патология развития, интеллект[24,c115-117]. 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Заканчивая  раскрытие темы курсовой работы –  диагностика умственного развития младших школьников отметим:

    Умственное  развитие - это развитие,  характеризующееся  видами мышления (творческое,  познавательное,  теоретическое и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление,  наглядно-образное мышление), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность,  критичность, способность  действовать в уме и др.), познавательными  процессами (внимание,  воображение,  память,  восприятие), мыслительными  операциями (вычленение,  сличение,  анализ,  синтез, систематизация  и др.),  познавательными умениями (умение поставить вопрос,  вычленить  и сформулировать проблему, выдвинуть  гипотезу,  доказать ее,  сделать  выводы,  применить знания), умениями учиться (планировать, ставить цели,  читать и писать в должном темпе,  конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями, предметными  знаниями, умениями и навыками, целостной  системой общеобразовательных и  специальных знаний.

    На  основе данного представления об уровне развития, возможно, сформулировать цели ее развития - необходимо развивать  психические процессы в различных  их видах и типах.

    Нужно отметить,  что интеллектуальная сфера развивается не по частям,  а целостно: невозможно,  например,  развивать только сообразительность,  не развивая при этом гибкость ума. Поэтому в педагогике существует система методов проблемного  обучения,  система интерактивных  методов,  приемы диагностики.

    Цели, поставленные в начале работы, были достигнуты. Мы изучили теорию процесса умственного развития младшего школьника и выявила наиболее эффективные пути диагностики, которые описали в данной работе. Мы привели описание тестов, диагностирующих интеллектуальную сферу учащихся, рассмотрели процедуры тестирования, способы обработки и анализа индивидуальных и групповых данных. 

ЛИТЕРАТУРА 

    1. Аквилева  Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальных классах. - М., 2001
    2. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е изд., М.: «Просвещение», 2008
    3. Балбышев И.Н. Лесные встречи. - Л., 1981; Родная природа. - Л., 1975; Из жизни леса. - Л., 2007
    4. Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения: Метод. пособие. - Шадринск: изд. Шадринского пединститута, 1996, с.27
    5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук): Попул. пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1998
    6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Л., 2004
    7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методич. рекомендации.
    8. Волина В., Маклаков К. Естествознание. - АРД Екатеринбург, 2008
    9. Волина В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 2001
    10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Союз Санкт-Петербург, 1997
    11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы к психологии, №6 2006
    12. Герд А.Я. Первые уроки минералогии. - Спб, 2004, с.9
    13. Горощенко В.П. Хрестоматия по природоведению. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1999
    14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 2006
    15. Дмитриев Ю.Д. Путешествие на всю жизнь. - М., 1997; Солнцеворот. - М., 2005
    16. Заика Е.В.,  Лаптушенко Т.Н. Психологическая консультация. Вопросы психологии. №4 1997
    17. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. псих. труды в 2-х томах. - М., 1996
    18. Зуев В.Ф. Избр. педагогич. труды. - М.: изд. АПМРСФСР, 2003, с.56
    19. Игра. Рос. пед. Энциклопедия. - М., 2003, т.1
    20. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. - Новокузнецк: изд. НПК, 1998
    21. Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. - С.-Пб., 1995
    22. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 2004
    23. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул. пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1997
    24. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 2008
    25. Колягин Ю.М., Авдеева Т.К. Еще раз о занимательности в обучении младших школьников. «Начальная школа», №9-10 2002
    26. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа», 1995, с.108
    27. Крупская Н.К. Педагогические соч. - М., 1999, т.3
    28. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 томах. - М., изд. АПНРСФСР, 1993, т.4
    29. Мифтакова Л.Н. Игры и игровы задачи на уроках природоведения. «Начальная школа», №9 1994
    30. Немов Р.С. Психология в 3-х т. - кн. 2. - 2-е изд., М.: Просвещение «Владос», 1995
    31. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика исследования природоведения. - М.: Просвещение, 1990
    32. Плешаков А.А. Природоведение в 1,2,3,4 кл. Метод. рекомендации к учебникам. - М.: Просвещение, 1994

Информация о работе Диагностика умственного развития младшего школьника