Диагностика умственного развития младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить теории процесса умственного развития младшего школьника, выявить наиболее эффективные пути диагностики, и разработать рекомендации, направленные на улучшение умственного развития.
Задачи:
Изучить особенности умственного развития младших школьников в процессе обучения.
Изучить методики диагностики умственного развития младших школьников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Понятие «мышление» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Формы мышления и мыслительных операций . . . . . . . . . . . . . . . .8
Особенности умственного развития младшего школьника . . . . 12
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Игры и задание, используемые на уроке русского языка для диагностика умственного развития младшего школьника . . . . .16
Игры и задание, используемые на уроке математики для
диагностики умственного развития младшего школьника . . . . .18
Игры и задание, используемые на естествознания для
диагностики умственного развития младшего школьника . . . . . 22
Игры и задание, используемые на внеклассных занятиях для диагностики умственного развития младшего школьника . . . .. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Работа содержит 1 файл

диагностика умственного развития(3).docx

— 63.82 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
    1. Понятие «мышление» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
    2. Виды мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
    3. Формы мышления и мыслительных операций . . . . . . . . . . . . . . . .8
    4. Особенности умственного развития младшего школьника . . . . 12
  2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО

  РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

    1. Игры и задание, используемые  на уроке русского языка для  диагностика умственного развития младшего школьника . . . . .16
    2. Игры и задание, используемые  на уроке математики для 

         диагностики умственного развития младшего школьника . . . . .18

    1. Игры и задание, используемые  на естествознания  для

        диагностики умственного развития младшего школьника . . . . . 22

    1. Игры и задание, используемые  на внеклассных занятиях для  диагностики умственного развития младшего школьника . . . .. 23

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 26

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27                             
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

       Тема  курсовой работы «Диагностика умственного развития младшего школьника».

       Актуальность  темы обусловлена необходимостью изучения умственного развития учащихся.  Особый интерес представляет анализ интеллектуального развития младшего школьника.

       Система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса  общества. Она должна быть направлена на развитие личности школьника, его  умственных способностей,  на создание условий для его самоопределения  и самореализации. Уровень умственного  развития в большой степени влияет на эффективность осуществления  этих проблем. А уровень умственного  развития в свою очередь зависит  от диагностики.  Ведь чем раньше замечено отставание в развитие того или иного психического процесса, тем раньше оно будет исправлено. Если все психические процессы соответствуют  уровню умственного развития личности, то  можно говорить об успешно  сложившейся личности, которая принесет пользу обществу.

       С вопросами, касающимися моей темы, я  встречалась в разнообразных  источниках. Но, на мой взгляд, тема очень «широкая» и еще требует  дополнительного изучения.

       Объект исследования -  умственное развитие младших школьников.

       Предметом являются психологические основы диагностики умственного развития.

       Цель:  Изучить теории процесса умственного развития младшего школьника, выявить наиболее эффективные пути диагностики, и разработать рекомендации, направленные на улучшение умственного развития.

       Задачи:

      1. Изучить особенности умственного развития младших школьников в процессе обучения.
      2. Изучить методики диагностики умственного развития младших школьников

       Методы  исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы.

       Курсовая  работа состоит из двух глав  введения и заключения. В конце работы дается список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
 
    1. Понятие «мышление»

       Предметы  и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.

         Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними[21,c. 175].

       Первая  особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления- и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

       Вторая  особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

       Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом[17,c.237].

       Мышление - высшая ступень познания человеком  действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром -поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.

       Наиболее  сложной (логической) формой переработки  информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

       Мышление  не только теснейшим образом связано  с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

       Мышление  выступает главным образом как  решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.

       Реальный  процесс мысли - это всегда процесс  не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

       Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное.

       Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

       Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется  в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь едины.

       Мышление  неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными. Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей.

       Всякий  вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи.

       Практическая  деятельность - основное условие возникновения  и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

       Мышление - функция мозга, результат его  аналитико-синтетической деятельности.

       Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании[3,c.177-178]. 

    1. Виды  мышления

       В зависимости от того, какое место  в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических и теоретических.

       Конкретно-действенное  мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

       Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется  тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

       Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе.

       Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие  связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

       Все три вида мышления тесно связаны  друг с другом. У многих людей  в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и

теоретическое мышление, но в зависимости от характера  задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

       Если  мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще[26,c.74-76]. 

    1. Формы мышления и мыслительных операций

     Формальные  структуры мыслей называются формами  мышления. Различаются три формы  мышления – понятие, суждение и умозаключение.

     Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов  и явлений.

     Каждый  предмет, каждое явление имеют много  различных свойств, признаков. Эти  свойства, признаки можно разделить  на две категории – существенные и несущественные.

     Чем более существенные признаки отражены в понятие, тем эффективнее организуется деятельность человека.

     Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В  понятиях наши знания о предметах  и явлениях действительности кристаллизуются  в обобщённом и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно  отличатся от восприятия и представлении  памяти: восприятие и представление  конкретны, образы, наглядны: понятие  обладает обобщённым, абстрактным, ненаглядным  характером.

     Восприятие  и представление всегда есть отражение  конкретного, единичного. Никто из нас  никогда не видел и не может  видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить  об этом можно.

Информация о работе Диагностика умственного развития младшего школьника