Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:19, курсовая работа
Цель: Изучить теории процесса умственного развития младшего школьника, выявить наиболее эффективные пути диагностики, и разработать рекомендации, направленные на улучшение умственного развития.
Задачи:
Изучить особенности умственного развития младших школьников в процессе обучения.
Изучить методики диагностики умственного развития младших школьников
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Понятие «мышление» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Формы мышления и мыслительных операций . . . . . . . . . . . . . . . .8
Особенности умственного развития младшего школьника . . . . 12
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Игры и задание, используемые на уроке русского языка для диагностика умственного развития младшего школьника . . . . .16
Игры и задание, используемые на уроке математики для
диагностики умственного развития младшего школьника . . . . .18
Игры и задание, используемые на естествознания для
диагностики умственного развития младшего школьника . . . . . 22
Игры и задание, используемые на внеклассных занятиях для диагностики умственного развития младшего школьника . . . .. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Это следует из того, что оперируя предметами в мыслительном плане,
представляя возможные варианты их изменений можно найти быстрее нужное решение, чем выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более, что не всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.
Своеобразие словесно - логического мышления состоит в том, что это
отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами, и их
образами, а с понятиями о них, оформленных в словах или знаках. При этом
человек действует по определенным правилам отвлекаясь от наглядных
особенностей
вещей и их образов[19,c.263-265].
Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для младших школьников, подростков и взрослых.
Описание: методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов[32,c.217]
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек:1. Животные.2. Растения. 3.Цвета предметов. 4.Формы предметови т.д.
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов[24,c. 59-60].
В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда "велосипед" и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному.
Ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый. 2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой. 3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий. 4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий. 5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Перед началом
диагностики ребенку
"Перед тобой
несколько разных наборов слов.
Представь себе, что ты встретился
с человеком, который не знает
значения ни одного из этих
слов. Ты должен постараться
Методика позволяет
выявить уровень процессов
Ход выполнения задания.
Преподаватель предлагает ученикам следующее задание: "Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре".
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.
Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.
Цель занятия. Изучение особенностей памяти больных нервно-психическими заболеваниями.
Стимульный материал. Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.
Примеры набора слов
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Назначение теста: методика позволяет определить быстроту мышления и подвижность нервных процессов.
Инструкция к
тесту: «Перед вами слова, в которых
пропущены буквы. Ваша задача вставить
недостающие буквы. Каждый прочерк
означает одну пропущенную букву. Слова
должны быть существительными, нарицательными,
в единственном числе. Старайтесь работать
как можно быстрее»[29,c. 91].
В каждой серии подобраны однотипные задания, выстроенные по все более возрастающей сложности.
Материал задания.
Каждая из 60 матриц черно–белого варианта
теста представляет собой геометрическое
изображение с отсутствующим фрагментом,
который необходимо выбрать из 6–8 предложенных
вариантов.
Время проведения теста не ограничено
и в среднем занимает 30 мин.[17,c.53]
Этот вариант
методики, предназначенный для
«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».На выполнение всего задания отводится 3 мин.
Эта методика - на узнавание. В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции:
«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку»[8,c 113-114].
Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика[29,c.187]
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку
Методика предназначается
для психодиагностики наглядно-действенного
мышления детей в возрасте от 4 до
5 лет. Ее задание состоит в том,
чтобы быстро и точно вырезать
из бумаги нарисованные на ней фигуры.
В шести квадратах, на которые
он разделен, изображены различные
фигуры. Этот рисунок во время тестирования
предлагается ребенку не в целом,
а по отдельным квадратам. Для
этого экспериментатор
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках»[30,c.215].
Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.
Назначение теста: оценка переключения и распределения внимания.
Исследование
проводится с помощью специальных
бланков, на которых 25 красных и 24 черных
числа. Испытуемый должен вначале отыскать
черные числа в порядке возрастания,
затем красные числа в
Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.
Назначение теста:
Определение степени
Диагностика наблюдательности
и пространственных представлений,
способностей к анализу и синтезу
материала, умения находить и формулировать
закономерности (приемы сложения куба),
психомоторики исследуемого[14,
Информация о работе Диагностика умственного развития младшего школьника