Диагностика школьной тревожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.
1.1. Понятие тревожности.
1. 2. Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии
Выводы по главе 1.
Глава 2. Эмпирическое исследование.
2. 1. Программа эмпирического исследования.
2. 2. Интерпретация полученных данных
Выводы
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

тревожность.docx

— 59.77 Кб (Скачать)

30. Хорошо ли ты себя  чувствуешь с теми из твоих  одноклассников, к которым ребята  относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые  ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют  ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что  большинство твоих одноклассников  не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься  выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем,  как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя  мама в организации вечеров,  как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя  когда-нибудь, что думают о тебе  окружающие?

38. Надеешься ли ты в  будущем учиться лучше, чем  раньше?

39. Считаешь ли ты, что  одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься,  отвечая на уроке, что думают  о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные  ученики какими-то особыми правами,  которых нет у других ребят  в классе?

42. Злятся ли некоторые  из твоих одноклассников, когда  тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем,  как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя  чувствуешь, когда остаешься один  на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами  твои одноклассники твою внешность  и  поведение?

46. Думаешь ли ты, что  беспокоишься о своих школьных  делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь  ответить, когда тебя спрашивают,

 чувствуешь ли ты, что  вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты  лежишь в постели, думаешь ли  ты временами с беспокойством  о том, что будет завтра в  школе?

49. Работая над трудным  заданием, чувствуешь ли ты порой,  что совершенно забыл вещи, которые  хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка  твоя рука, когда ты работаешь  над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что  начинаешь нервничать, когда учитель  говорит, что собирается дать  классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка  твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит,  что собирается дать классу  задание, чувствуешь ли ты страх,  что не справишься ним?

54. Снилось ли тебе временами,  что твои одноклассники могут  сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет  материал, кажется ли тебе, твои  дноклассники понимают его лучше,  чем ты?

56. Беспокоишься ли ты  по дороге в школу, что учитель  может дать классу проверочную  работу?

57. Когда ты выполняешь  задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка  твоя рука, когда учитель просит  сделать задание на доске перед  всем классом?

2. 2. Интерпретация полученных  данных

По методике Филипса был  определен уровень школьной тревожности. Результаты тестирования приведены  в приложении. 

Таблица 1.

Общее число несовпадений по всему тесту.

 

Порядковый № испытуемого

Общий результат по тесту%

1 Ира

29,3

2 Никита

55,2

3 Настя

55,2

4 Марина

24,1

5 Оксана

32,7

6 Дима

49,9

7 Валера

39,6


 

минимум

24,1

максимум

55,2

мода

55,2

размах

31,1

Среднее значение

40,85714286

медиана

39,6

дисперсия

162,6161905

Стандартное отклонение

12,75210534


 

Таблица 2.

 

Общий средний результат  по тесту Филлипса

девочки

мальчики

35,3

48,2


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.

 

Число совпадений по каждому  из 8 факторов.

Факторы тревожности

1

2

3

4

5

6

7

8

1

22,7

54,5

30,7

33,3

33,3

0

0

75

2

81,8

27,3

38,4

16,6

83,3

80

80

62,5

3

72,7

36,4

38,5

83,3

83,3

60

40

50

4

36,3

45,4

53,8

66,6

33,3

40

20

50

5

36,4

36,4

30,7

33,3

66,6

40

20

37,5

6

49,9

36,3

53,8

49,9

49,9

60

60

50

7

49,9

36,3

53,8

16,6

33,3

60

20

62,5

Общее среднее

49,9

38,9

42,8

42,8

54,7

48,5

34,3

55,4


 

Условные обозначения:

1. Общая тревожность в  школе;

2. Переживания социального  страха;

3. Фрустрация потребности  в достижении успеха;

4. Страх самовыражения;

5. Страх ситуации проверки  знаний;

6. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих;

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу;

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями.

Можно ли утверждать, что  одна из выборок превосходит другую по уровню тревожности?

Подсчет ранговых сумм по выборкам учеников 1 класса

(мальчики и девочки)

.Девочки (n1 = 4)

Мальчики (n2 =3)

Показатель тревожности

ранг

Показатель тревожности

ранг

32,7

3

55,2

6,5

29,3

2

39,6

4

24,1

1

49,9

5

55,2

6,5

   

Суммы    141,3

12,5

144,7

15,5

Средние  35,3 

 

48,2

 

 

 

 

 

Общая сумма рангов: 12,5 + 15,5 = 28

Расчетная сумма:

                 7· (7+1)             7·8

Σ (R1) = ————— = ——— = 28

                      2                     2

Равенство реальной и расчетной  сумм соблюдено.

Мы видим, что по уровню тревожности более «высоким»  рядом оказывается выборка мальчиков. Именно на эту выборку приходится большая ранговая  сумма: 15,5.

Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:

Н0: Группа мальчиков не превосходит  группу девочек по уровню тревожности.

Н1: Группа мальчиков превосходит  группу девочек по уровню тревожности.

В соответствии со следующим  шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U по формуле: 

                        nx · (nx + 1)

U = (n1 · n2) + ————— - Tx

                                  2

где  n1 – к -во испытуемых по выборке 1.

n2  – к - во испытуемых  по выборке 2.

Тх – большая из двух ранговых сумм.

nx – х-во испытуемых  в группе с большей суммой  рангов.

                             3·(3+1)

Uэмп = (4·3) + ————— - 15, 5 = 2, 5

                                   2

Поскольку в нашем случае n1 ≠ n2, подсчитаем эмпирическую величину U и для ранговой суммы (12,5), подставляя в формулу соответствующее ей nx:

                               4·(4+1)

Uэмп = (4·3) + ————— - 12,5 = 9,5

                                   2

Для сопоставления с критическим  значением выбираем меньшую величину U:  Uэмп = 2, 5

По Таблице 2, Приложение 1 определяем критические значения для соответствующих n, причем меньшее n принимаем за n1 (n1 = 3) и отыскиваем его в таблице. Большее n принимает  за n2 (n2 = 4) и отыскиваем его в таблице.

                   Uкр = {

Мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп  ≤ Uкр

Построим «ось значимости»

 


 


 

Uэмп = 2,5

Uэмп  > Uкр

Ответ: Но принимается. Группа мальчиков не превосходит группу девочек по уровню тревожности.

Выводы

Мною было проведено исследование среди учащихся 1 класса (7-8 лет). Выявлено, что в данной группе детей с  повышенной тревожностью нет. Выявлен  средний уровень тревожности  у 66,6 % мальчиков. У 33,3% мальчиков и 25% девочки наблюдается высокий  уровень общей школьной тревожности. Низкая сопротивляемость стрессу выявлена  у 33,3 % мальчиков. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих, выявлен  у 33,3 % мальчиков.

Гипотеза, предложенная мною в начале исследования, не подтвердилась.  В данной группе мальчики не превосходят  девочек по уровню тревожности. Но все  же гендерные различия в проявлении школьной тревожности у учащихся 1 класса наблюдаются, хоть и незначительные.

Интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Общий средний результат тревожности по тесту у мальчиков – 48,2 %, у девочек – 35,3 %.

В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И  чем старше дети, тем заметнее эта  разница. Девочки чаще связывают  свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут  связывать свою тревогу, относятся  не только друзья, родные, учителя.

Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов  и т. д.

Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Заключение

Проблема тревожности  является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии  тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых  оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что  состояние тревоги у разных людей  может вызываться разными эмоциями

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая  в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных  ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых  к этому не предрасполагают.

Тревожность может порождаться  как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в  развитии самооценки и т.п.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение  субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность  активной деятельной личности. У каждого  человека существует свой оптимальный  или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния  в этом отношении является для  него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Однако повышенный уровень  тревожности является субъективным проявление       неблагополучия личности.

Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка.

Повышенный уровень тревожности  у ребенка может свидетельствовать  о его       недостаточной  эмоциональной приспособленности  к тем или иным социальным       ситуациям. Это порождает общую  установку на неуверенность в  себе.

Таким образом, вопросы изучения детской и подростковой тревожности       занимают значительное место в современной  психологии. Среди наиболее       злободневных вопросов - выявление  причин возникновения и способов       коррекции тревожного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.   Аракелов Н.Е., Лысенко  Е.Е. Психофизиологический метод  оценки тревожности. // Психологический  журнал – 1997 № 2.

2.   Аракелов Н., Шишкова  Н. Тревожность: методы ее диагностики  и коррекции. // Вестник МУ, сер.  Психология. 1998., № 1, с. 18

3.   Божович Л.И. Личность  и ее формирование в детском  возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 1968.

4.   Выготский Л.С.  Вопросы детской психологии. М., 1997.

5.   Габдрева Г.Ш.  Основные аспекты проблемы тревожности  в психологии. // Тонус, 2000, № 5.

6.   Мэй Р. Проблема  тревоги/ Пер. с англ. Гладкова  А. Г. М. – 2001.

7.   Обухова Л.Ф. Детская  возрастная психология. М.., 1996.

8.   Практикум по  возрастной и педагогической  психологии. /Под ред. А.И.Щербанова,  М., 1987.

9.   Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие  – Самара: Дом «БАХРАХ», 1998, с. 672.

Информация о работе Диагностика школьной тревожности