Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:10, контрольная работа
Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.
1.1. Понятие тревожности.
1. 2. Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии
Выводы по главе 1.
Глава 2. Эмпирическое исследование.
2. 1. Программа эмпирического исследования.
2. 2. Интерпретация полученных данных
Выводы
Заключение
Литература
«Мир чувств»
Данная игра позволяет ребенку ощутить безопасную дистанцию, необходимую для словесного описания своих переживаний. Вовлечение в игру способствует снятию психологических защит и в условном игровом контексте делает возможным словесное описание ребенком своих переживаний. Кроме того, игра позволяет ребенку отреагировать свои чувства, которые он осознает, но не может выразить словами.
В ходе игры психолог располагается на уровне ребенка: либо за столом, либо на полу. У него имеются 8 листов бумаги размером 10x15 см, а также маркер и стаканчик с фишками. Это могут быть крышки от бутылок, кружочки, вырезанные из цветного картона, или игральные фишки.
В начале игры ребенка просят
перечислить все знакомые ему
чувства. При этом психолог с помощью
рисунков на листе бумаги схематично
передает это чувство (например, радость
– улыбка, грусть – слеза и
т. д.). Психолог старается, прежде всего,
выяснить те чувства, которые связаны
с имеющимся нарушением у ребенка.
При затруднении словесного выражения
чувства психолог может подсказать
ребенку варианты. После того как
все 8 листов заполнены, психолог располагает
их перед ребенком. Затем психолог
рассказывает какую-либо историю, при
этом он кладет фишки на те картинки,
которые соответствуют его
Следующие истории ребенок
рассказывает сам, а психолог кладет
фишки на соответствующие рисунки.
Если для передачи чувств не хватает
изображений, их можно нарисовать дополнительно.
Данная игра особенно эффективна при
работе с тревожными детьми: она
позволяет разобраться в
«Направленная визуализация»
В основе этой игры лежит метод релаксации. При использовании этой игры в работе с детьми вначале необходимо применять упражнения, направленные на достижение сфокусированного внимания на фоне релаксации, а затем вызывать у ребенка зрительные образы.
При использовании этого метода ребенок получает контроль над собственным телом и чувствами, но только при условии, что он способен к последовательному выполнению простых заданий и не сопротивляется релаксации.
Ребенку предлагается расположиться
в специальном, удобном кресле или
на кроватке. Затем ребенка просят
сконцентрироваться поочередно на каждой
группе мышц (ноги, руки, тело, лицо), попеременно
напрягая и расслабляя их. В конечном
итоге достигается расслабление
всех мышц. Хотя глубокая мышечная релаксация
способствует успешному проведению
направленной визуализации, на начальных
этапах работы или при работе с
маленькими детьми (которым трудно
сохранять неподвижное
«Сочинение историй с помощью предметов»
Эта игра позволяет ребенку определиться со своими чувствами и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации.
Для проведения игры понадобятся пять или шесть предметов. Эти предметы кладут перед ребенком и объясняют, что ему нужно придумать о них историю, причем история должна быть интересной и должна чему-то учить. После этого ребенок выбирает предмет и придумывает о нем историю. Во время рассказывания психолог может проанализировать, с каким героем идентифицирует себя ребенок, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем психолог пересказывает историю, придуманную ребенком.
Основная цель сочинения
ребенка и его пересказа
«Стройка»
Данная игра поможет ребенку
научиться вербально и
Для проведения игры необходимы кубики, используемые в качестве строительного материала. Психолог объясняет ребенку, что они вместе будут строить дом (заборчик, башню и т. п.). Но прежде чем положить кубик, ребенку нужно рассказать, что его раздражает больше всего. Только после этого он может положить свой кубик. Затем психолог делает то же самое. В следующий раз ребенок может рассказать, что ему больше всего нравится, затем — что его веселит, от чего ему грустно, чего он боится и т. д. «Фотоальбом»
Данная игра позволяет не травмирующим ребенка образом выяснить его чувства по поводу определенных событий и значимых для него людей, а также помогает ребенку выразить свои чувства.
Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они подобрали и принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и, по возможности, жизненные ситуации, отражающие различные стороны жизни ребенка. Также понадобятся ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч.
Принесенные фотографии раскладываются на полу, чтобы их можно было хорошо видеть. Затем психотерапевт задает ребенку вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей. После чего выявляются фотографии, которые ребенку почему-либо не нравятся. Психолог расспрашивает ребенка, что именно на них ему не нравится, и просит сделать так, как ему бы понравилось: разрисовать фотографии, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, приклеить тех, которые нравятся, и т.д. Если ребенок не обладает достаточными техническими навыками, психолог может помочь ему в изменении фотографий. Измененные фотографии складываются в отдельный «фотоальбом».
Подобную игру можно проводить несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживания того, изменяется ли отношение ребенка к близким родственникам. Переделанные фотографии могут служить также достаточным информационным материалом. С разрешения ребенка этот «фотоальбом» можно показать родителям.
Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода.
1. Метод последовательной
десенсибилизации. Суть его состоит
в том, что ребенка помещают
в ситуации, связанные с областью,
вызывающей у него тревогу
и страх, начиная с тех,
2. Метод «отреагирования»
страха, тревоги, напряжения. Осуществляется
с помощью игра-драматизации «
Выводы по главе 1.
Состояние чистой или как говорят психологи, "свободно плавающей", тревоги крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могу бороться. Испытывая печаль, я могу искать утешения. Но в состоянии тревоги я не могу ни защищаться, ни бороться, потому что не знаю против чего бороться и защищаться.
Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов, которые "перерабатывают" это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и "под маской".
Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи.
Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагают ряд приемов, например «приятное воспоминание», где школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения для расслабления мышц лица.
Раиса Викторовна Овчарова
выделила способы преодоления
А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей. Им были разработаны коррекционные программы
-Программа для детей, поступающих в школу.
-Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
-Программа по развитию
уверенности в себя и
Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.
Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке « Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.
Доктор психологии Мэри
Аворд (США) представила комплекс упражнений
для мышечной релаксации. Техника
работы с детьми включает в себя
как физическое напряжение, так
и визуализации
Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми.
Глава 2. Эмпирическое исследование.
2. 1. Программа эмпирического исследования.
Исследование будет
Будет проводиться методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, с целью изучения уровня и характера тревожности у учащихся младшего школьного возраста.
Методика 1.
Цель: Выявить гендерные различия в проявлении школьной тревожности.
Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».
Инструкция:
«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или
«-» если не согласны.
Текст опросника
1. Трудно пи тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты,
когда учитель говорит, что
собирается проверить,
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе
временами, что учитель в
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе
хочется, чтобы учитель не
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с
тобой, что ты боишься
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои
одноклассники смеются над
11. Случается ли, что
тебе ставят более низкую
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты
избегать игр, в которых
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься
перед тем, как начать
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои
одноклассники смеяться над
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство
ребят относится к тебе
25. Работаешь ли ты
более усердно, если знаешь, что
результаты твоей работы будут
сравниваться в классе с
26. Часто ли ты мечтаешь
о том, чтобы поменьше
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты,
что твое сердце начинает
29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто- нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?