Диагностика школьной тревожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.
1.1. Понятие тревожности.
1. 2. Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии
Выводы по главе 1.
Глава 2. Эмпирическое исследование.
2. 1. Программа эмпирического исследования.
2. 2. Интерпретация полученных данных
Выводы
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

тревожность.docx

— 59.77 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Российский государственный  профессионально-педагогический

университет

Кафедра теоретической и  экспериментальной психологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Психолого-педагогическая диагностика»

 

 

на тему

Диагностика школьной тревожности

 

 

 

 

 

Студент Токарев А. А.

Группа  НТ-114сЭМ

Преподаватель _____________________

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

 

Содержание 

Введение 

Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности. 

1.1. Понятие тревожности. 

1.   2. Коррекция детской  тревожности с помощью различных методов игровой терапии 

Выводы по главе 1. 

Глава 2. Эмпирическое исследование. 

2. 1. Программа эмпирического исследования. 

2. 2. Интерпретация полученных данных 

Выводы 

Заключение 

Литература 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                                                                           

Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может  понять, на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом  с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более  явные причины, вызывающие тревогу  в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля над  ядерным оружием и радикальные  политические и экономические перемены; он увидит также менее очевидные, более глубокие и в большей  степени, касающиеся каждого индивида лично источники тревоги, находя­щиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это  отсутствие согласия человека с самим  собой, от­сутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных  ситуаций.

В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. О  возрастании тревожности и страхов  у детей свидетельствуют специальные  экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (1 – 3 классы) в 1990 – 93 гг. составило  от 72 до 75 % (для сравнения в 1980 – 83 гг. таких детей было от 12 до 16 %),т.е. если в 80 – е гг. количество тревожных  детей  среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз  больше.

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется  нехваткой любви, теплых надёжных отношений  в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных  детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания  социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний  школьника оказываются тревога  и неуверенность в себе, то и  личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в  тягость... Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с  развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек  свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем. Тревожные  же люди - рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных  жизнью вариантов.

Цель: Выявить уровень тревожности у учащихся 1 класса.

Задачи:

1.   Провести теоретический  анализ исследованной темы.

2.   Провести эмпирическое  исследование.

Объект исследования: учащиеся 1 «б» класса, СШ г. Бологое.

Предмет исследования: тревожность  у школьников

Гипотеза: Наблюдаются гендерные  различия в проявлении школьной тревожности  у учащихся 1 класса.

Методики:

  1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты проявления школьной тревожности.

1.   1. Понятие  тревожности.

Слово «тревожный» отмечается в словарях т с 1771г. Один из авторов  полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности  со стороны противника.

В психологическом словаре  тревожность-это индивидуальная психологическая  особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в  самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые  к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу  от тревожности. Если тревога-это эпизодические  проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Тревожность не связана с  какой-либо определенной ситуацией  и проявляется и проявляется  почти всегда.

В психологической литературе можно встретить разные определения  этого понятия, хотя большинство  исследований сходятся в признании  необходимости рассматривать его  дифференцированно – как ситуативное  явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния  и его динамику.  

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание  эмоционального дискомфорта, связанное  с ожиданием неблагополучия, с  предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное  состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра.[1]

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного  беспокойства, испытывать страх и  тревогу в  специфических социальных ситуациях».[2]

Е. Савина, доцент кафедры  психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что  тревожность определяется как  устойчивое отрицательное  переживание  беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.[3]

По  определению С. С. Степанова  «тревожность- переживание  эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием  опасности или неудачи».[4]

Таким образом понятием «тревожность»  психологи обозначают состояние  человека, которое характеризуется  повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей  отрицательную эмоциональную окраску.

Термин "тревожность" используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в  склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как  черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно  в поведении. Но ее уровень можно  определить исходя из того, как часто  и как интенсивно у индивида возникает  состояние тревоги.

По мировой статистике, обычная "норма тревожности" - 15% , в России - 60-75%.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ  ТРЕВОЖНОСТИ

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них –  это так называемая ситуативная  тревожность, т. е. порожденная некоторой  конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние  может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей  и жизненных осложнений. Это состояние  не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид – так  называемая личностная тревожность. Она  может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги  в самых различных жизненных  ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется  состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное  и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится  в настороженном и подавленном  настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь  в процессе становления характера  к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Среди причин, вызывающих детскую  тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения  ребенка с родителями, особенно с  матерью. Так отвержение, неприятие  матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке  и защите. В этом случае возникает  страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви  будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.

Детская тревожность может  быть следствием и симбиотических отношений  ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает»  к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда  остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются  пассивность и зависимость.

Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая  система воспитания, не учитывающая  собственную активность ребенка, его  интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система  воспитания - "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются  у хорошо успевающих детей, которых  отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией  на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют  на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому  самолюбию. К этой же области относится  навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие  ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха.

Стремясь выработать у  ребенка такие качества как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя  нередко усугубляют и без того нелегкое положение ребенка, увеличивая пресс требований, невыполнение которых  влечет для него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение  к делу необходимо, однако дело школьника (учение) - особое дело, в котором  процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится прежде всего ради результата, например ради производства какой-либо детали, то ребенок учится не для того ,чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника. Смысл учения - в самом процессе учения и развития, ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достигнуть расположения родителей, учителей, одноклассников.

Сама интенсивность переживания  тревоги, уровень тревожности у  мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В девять-одиннадцать  лет интенсивность переживаний  у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий  уровень тревожности у девочек  в целом возрастает, а у мальчиков  несколько снижается, хотя именно среди  мальчишек встречаются ребята с  серьезными нарушениями в этой сфере.

Корень детской тревожности - не открытое пренебрежение интересам  ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь порождают в нем внутренний конфликт. Как же иначе - он то близок, то далек, то одарен всеми милостями, то отвергнут и наказан - и сам  не знает за что. Суть тревоги - внутреннее противоречие детской души. Ребенок  буквально ощущает в себе противоположные  силы: одна тянет его к родителям, другая - отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки), но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в ее надежность. Такой страх  страшнее любого наказания.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ  ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим  количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех  ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой  что-нибудь случится.

Тревожные дети нередко характеризуются  низкой самооценкой, в связи, с чем  у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в  состоянии, причем в случае неудачи  их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны  к своим неудачам, остро реагируют  на них, склонны отказываться от той  деятельности, например рисования, в  которой испытывают затруднения.

У таких детей можно  заметить заметную разницу в поведении  на занятиях и вне занятий. Вне  занятий это живые, общительные  и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим  и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как  очень быстрой, торопливой, так и  замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут  пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным  телом снижает у них эмоциональное  напряжение, успокаивают.

Информация о работе Диагностика школьной тревожности