Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:47, реферат
В работе рассмотрены наиболее распространенные психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетельства.
антипатия к следователю и т.п.
У лиц психопатизированных, интеллектуально незрелых, инфан-
тильных мотивами дачи ложных показаний либо отказа вступать в кон-
такт со следователем могут оказаться: стремление к самоутверждению,
уверенность в
своей якобы особенной
по отношению ко всему происходящему, что проявляется в малопонят-
ном на первых порах упрямстве.
Нередко поведение допрашиваемого определяется несколькими,
порой довольно противоречивыми побуждениями, из-за чего нарушают-
ся механизмы психологической адаптации к происходящему, снижает-
ся способность противостоять возникшим осложнениям.
На этом фоне развивается внутренний конфликт личности. Все это
приводит к состоянию психической, эмоциональной напряженности
(фрустрации). В
результате затрудняется
приятие, осмысление событий, когда вполне разумные, обоснованные
доводы следователя воспринимаются не иначе как его ≪уловки≫, а сам
следователь видится человеком беспринципным, готовым на всякие на-
рушения законности, лишь бы получить ≪нужные≫ ему показания. Сле-
дует считаться с таким состоянием допрашиваемого, с низким уровнем
его правосознания, относясь ко всему этому как к объективной реаль-
ности. Необходимо видеть происходящую в его сознании борьбу проти-
воречивых мотивов, ≪обеспечивая победу именно тех из них, которые
побуждают допрашиваемого говорить правду≫.
Понять поведение, мотивы поступков допрашиваемого, особенно
если им является лицо, совершившее преступление, поможет более уг-
лубленное изучение
его характерологических
рассмотренных
выше методов, а также судебно-
пертизы. Особое внимание при этом уделяется выявлению таких
свойств личности, как: эмоциональная неустойчивость, импульсивность
в сочетании с повышенной агрессивностью, асоциальностью его устано-
вок, расплывчатость, непродуктивность мышления.
Серьезное влияние на мотивацию личности допрашиваемого, осо-
бенно если им является подозреваемый, оказывает ситуация неопреде-
ленности его положения. Состояние психической напряженности, воз-
никающее при этом, может явиться мощным побудительным фактором,
Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965. С. 150.
занять доминирующее положение в структуре его мотивационной
сферы, определяющей его дальнейшее поведение.
Необходимо также иметь в виду, что люди с чертами тревожно-мни-
тельного характера в подобной ситуации легче поддаются посторонне-
му внушающему воздействию. В состоянии психической напряженнос-
ти таким лицам труднее критически осмысливать происходящее. Они
легче уступают, отказываясь от собственного мнения. Одним из опас-
ных результатов поведения таких лиц на допросе может явиться оговор
ими других граждан. Мотивами оговора могут быть такие низменные
чувства, как месть, зависть, страх.
Мотивы самооговора. Гораздо труднее разобраться в мотиваци-
онной сфере, в поведении допрашиваемого, прибегающего к самоогово-
ру. Кажущаяся на первый взгляд виновность лица, подозреваемого в ре-
зультате самооговора в совершенном преступлении, состояние психи-
ческой напряженности, сопровождающее его ≪признание≫, ослабляют
контроль следователя за ситуацией, вызывают иллюзорное ощущение
успешно осуществляемой познавательной деятельности, в связи с чем
возникает переоценка следователем своих возможностей и личных ка-
честв. Из-за этого подсознательно формируется психическая установка
по отношению к своему мнению как непогрешимому, единственно пра-
вильно отражающему действительность.
Процесс искаженного восприятия и оценки следственной ситуации,
обусловленной самооговором допрашиваемого, может еще более усугуб-
ляться при завышенной самооценке следственного работника, которая
постоянно требует новых ≪подкреплений≫, подтверждений его ≪высоко-
го≫ профессионализма. В последующем этот процесс профессионального
самоутверждения ≪любой ценой≫, в основе которого лежит неправильная
оценка не только своих способностей, но и реальной следственной ситуа-
ции, становится одной из причин профессиональной деформации следст-
венного работника, приводит к различного рода судебным ошибкам, лиш-
ний раз подтверждая пристрастность нашего мышления, особенно когда
верх берут эмоции, а не строгий критический анализ ситуации, поведения
допрашиваемого и собственных возможностей следователя.
Формированию
мотивов самооговора
ствовать состояние безнадежности, своеобразной безысходности, обу-
словленное утратой человеком веры в справедливость, гуманность пра-
воохранительных органов, законность их деятельности, под влиянием
заключения его под стражу в качестве меры пресечения, ареста в связи
с задержанием по подозрению в совершении преступления, а также под
воздействием той негативной социальной среды, в которой он сразу же
оказывается, будучи арестованным.
Однако, оговаривая
себя, допрашиваемый может
губо эгоистические, корыстные цели:
а) признав себя ≪виновным≫ в менее тяжком преступлении, бы-
стрее получить за него наказание и таким способом уйти из поля зрения
органов предварительного следствия, ведущих расследование более
тяжкого преступления, которое совершил допрашиваемый;
б) приняв на себя всю вину за совершение группового преступле-
ния, добиться освобождения от ответственности других соучастников,
в конечном итоге и самому получить менее строгое наказание.
Кроме того, надо иметь в виду, что причинами самооговора могут
оказаться: временное расстройство психической деятельности допра-
шиваемого, его душевная болезнь, слабоумие.
Психология лжесвидетельства. В любых показаниях допраши-
ваемого, умышленно искажающего истину, содержится ложь, которая
полностью или частично формирует то или иное высказывание. С пси-
хологической точки зрения ложь есть не что иное, как намеренно со-
зданный продукт мыслительной деятельности человека, искаженно
(полностью или частично) отражающий действительность.
≪Обычно принято думать, что нет ничего более случайного, каприз-
ного и не подчиняющегося никаким законам, чем ложь, —писал
А.Р. Лурия. —Однако такое представление неверно. Ложь, как и вся-
кое мышление, построенное по другому принципу, имеет свои формы,
свои правила, свои приемы. Человек, который лжет, прибегает всегда к
определенным законам мышления, к определенным формам логики.
Вскрыть их —означало бы сделать серьезный шаг вперед по пути уме-
ния отличить правдивое высказывание от ложного, а это дало бы новые
прекрасные приемы в следственном деле≫.
В процессе подготовки ложных высказываний субъекту приходится
производить гораздо большее число мыслительных операций с фикса-
цией своего внимания, особенно памяти, на том, какие его высказывания
правдивы, а какие основаны на вымысле. В ходе такого процесса проис-
ходит своеобразное раздвоение сознания, нарушается внутренняя гармо-
ния личности, в связи с чем резко повышается напряженность мысли-
тельных, мнемических процессов, а это, в свою очередь, отрицательно
влияет на их качественные показатели. Возросшее количество искусст-
венно сконструированных посылок и следствий ≪загромождает≫ память,
заставляя допрашиваемого постоянно соотносить вновь высказываемое
суждение с реальной действительностью, а также с уже ранее высказан-
ными ложными утверждениями. И чем их становится больше, тем труд-
нее соотносить содержание вымысла с реальными фактами, что может
проявляться в различного рода оговорках, неадекватных реакциях на во-
просы следователя. Вот почему лгущий нередко рискует проговориться.
С точки зрения структуры можно выделить следующие виды показаний,
содержащих ложь: показания, полностью состоящие из вымысла; показа-
ния, частично содержащие ложные утверждения, которые либо прикры-
вают правду,
которую допрашиваемый
нием к ней.
На примере последнего вида ложных показаний рассмотрим осо-
бенности мыслительной деятельности допрашиваемого, сознательно
пытающегося ввести органы правосудия в заблуждение. Данный про-
цесс включает в себя следующие мыслительные операции:
•обдумывание и выражение субъектом в виде показаний части
той правды, которая объективно существует и которую, по его мнению,
незачем скрывать;
•анализ тех фактов, которые не должны, по мнению допрашивае-
мого, стать достоянием следователя (суда), и определение путей (спосо-
бов) их сокрытия;
•создание вымысла, которым заполняются опущенные в показани-
ях места либо объясняется (оправдывается) отсутствие в показаниях
тех или иных фрагментов (простейший пример подобного вымысла:
≪забыл≫, ≪не обратил внимания≫, ≪меня там не было≫ и т.п.).