Диагностика неискренности или неправды в показаниях участников судопроизводства:критерии неправды,неискренности-вербальные и невербаль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:47, реферат

Описание работы

В работе рассмотрены наиболее распространенные психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетельства.

Работа содержит 1 файл

Плешков.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Плешков,Ю-0609

Диагностика неискренности или неправды в  показаниях участников судопроизводства:критерии неправды,неискренности-вербальные и  невербальные признаки

Наиболее распространенные психологические приемы и ме-

тоды разоблачения лжесвидетельства. В обширной литературе по

юридической психологии, криминалистике помимо описанных выше

приемов психодиагностики неискреннего поведения допрашиваемого,

метода развертывания  лжи описано достаточно большое  количество

разнообразных методических приемов, используемых при разоблачении

лжесвидетелей2. Кратко остановимся на некоторых  из них.

Метод повторного допроса. Метод повторного допроса или по-

вторной постановки вопросов, но в уже несколько ином контексте по

сравнению с  теми, которые ранее уже ставились, рассчитан на не очень

прочную память допрашиваемого, который, дав однажды  ложные пока-

зания, стремится  придерживаться их и в дальнейшем. Однако, запамя-

товав отдельные  детали из своего вымысла, допускает  противоречия с

ранее сообщенными  сведениями.

Возможности данного метода ограничены. Поэтому не следует пре-

увеличивать его  значение. Одним этим приемом, не располагая другими

более серьезными доказательствами, изобличающими допрашиваемого,

вряд ли удастся  сразу же побудить его говорить правду, в том числе и о

том, почему он сам себе противоречит. И тем не менее полученные в

ходе повторного допроса расхождения в показаниях допрошенного лица

позволяют обратить на него более пристальное внимание следователя,

побуждая последнего активнее заняться поиском ответа: почему дан-

ный субъект  дает противоречивые показания, тем  более в каких-то даже

и не столь существенных деталях? Давно подмечено (и не без  основа-

ний), что маленькая  ложь всегда рождает большие подозрения.

Методы (приемы), создающие искаженное представление  об

осведомленности следователя. Данная группа методов объединяет

большое количество разнообразных приемов, с помощью  которых де-

монстрируется повышенная осведомленность, профессиональная уве-

ренность следователя  в раскрытии преступления, доскональное изуче-

ние им обстоятельств  дела. К ним можно отнести прежде всего приемы

чисто поведенческого характера (уверенная манера держать  себя и за-

давать вопросы, тон, которым ставятся эти вопросы, выжидательные,

многозначительные паузы, перемежающие речь, улыбки, выражающие

сомнение относительно того, о чем говорит лжесвидетель, прямой, от-

крытый взгляд, соответствующие мимические реакции, уместная жес-

тикуляция и  пр.).

Формирование  преувеличенного представления  об осведомленнос-

ти следователя  может целенаправленно проводиться и путем использо-

вания совершенно второстепенной информации, поступающей  к нему

из различных  источников, нередко парадоксальным образом дезориен-

тирующей допрашиваемого. Этого удается достичь, вводя  в диалог с

ним отдельные  достоверно установленные факты из его жизни, упоми-

ная о его  каких-то занятиях, увлечениях, известных  узкому кругу его

близких знакомых. Подобного рода осведомленность  следователя в

этом ворохе, казалось бы, совсем ненужных по делу сведений нередко

приводит к  тому, что у допрашиваемого возникает мысль, что за ним

ведут скрытое  наблюдение и поэтому следователю  известны эти по-

дробности. Осведомленность  следователя о прошлом допрашиваемого

подсознательно  формирует у последнего мнение и  об осведомленности

о его настоящем. Под влиянием этого он может склониться к тому, что

в данной ситуации бессмысленно давать ложные показания.

Однако, как совершенно справедливо подчеркивает Г.Г. Доспулов,

используемая  следователем информация, должна быть абсолютно точ-

ной. Иначе, сообщив допрашиваемому неверные сведения, следователь

рискует показать свою неосведомленность и только лишь укрепит ре-

шимость допрашиваемого продолжать давать ложные показания1.

В качестве приема, создающего преувеличенное представление  об

осведомленности следователя, может быть использовано и заранее про-

думанное размещение на его рабочем столе, в других местах служебно-

го кабинета (в зоне видимости допрашиваемого) различного рода доку-

ментов, таблиц, вещественных доказательств, изъятых  с места проис-

шествия, во время обыска и т.д.

Метод постановки косвенных вопросов. Суть данного  метода,

именуемого некоторыми авторами методом косвенного допроса, со-

стоит в том, что допрашиваемому ставятся вопросы, имеющие второсте-

пенное для  него значение, но, отвечая на них, он вынужден сообщить

именно те сведения, ради которых и были поставлены эти второстепен-

ные вопросы.

Как пишет А.Р. Ратинов, интересующие следователя вопросы зада-

ются без всяких акцентов, в будничном, даже небрежном  тоне, чтобы

не подчеркивать их особого значения. При этом используются различ-

ные отвлекающие  приемы, при помощи которых переключается  внима-

ние допрашиваемого с тех обстоятельств, которые  подлежат выясне-

нию, нарочито выделяются несущественные моменты, создается  види-

мость того, что в них и заключен весь смысл допроса1.

Очень образно  описан данный прием Ф.М. Достоевским  в его рома-

не Преступление и наказание в эпизоде, когда следователь Порфирии

Петрович пытается изобличить Раскольникова в лжесвидетельстве, а

затем и в  совершении убийства:

—Да вот, кстати же! —воскликнул он, чему-то внезапно обрадовав-

шись, —кстати  вспомнил, что же это я!.. —начинает  как бы издалека,

между прочим свой монолог Порфирии Петрович, будто  бы обеспокоенный

судьбой двух маляров, подозреваемых в убийстве, которые в день совершения

преступления  красили этажом ниже квартиру в том  доме, в котором жили

убитые Раскольниковым женщины.

Как известно из романа, последний отрицал факт своего нахожде-

ния в этом доме в день убийства. Признайся, что во время своего пос-

леднего визита к Алене Ивановне он был свидетелем ремонта этой по-

сторонней квартиры, ему пришлось бы признаться и в  том, что в день

убийства он был на месте происшествия, а следовательно, и совершил

преступление. Вот  как далее разворачивается этот косвенный во-

прос Порфирием Петровичем:

—Так проходя-то в восьмом часу-с, по лестнице-то, не видали ль хоть

вы, во втором-то этаже, в квартире-то отворенной —помните? двух работни-

ков, или хоть одного из них? Они красили там, не заметили ли? Это очень,

очень важно  для них!..

Предъявление  изобличающих доказательств допрашиваемому.

Данный прием  изобличения лжесвидетеля широко применяется  в след-

ственной (судебной) практике. Обычно к нему прибегают  после того,

как интересующий правоохранительные органы субъект рассказал все

ему известное  об обстоятельствах, в связи с  которыми он вызван на до-

прос к следователю (ст. 158 УПК РСФСР) либо в суд (ст. 283 УПК

РСФСР). Аналогичное  правило действует и в отношении  подсудимого,

которого начинают допрашивать в суде с предложения председательст-

вующего дать показания по поводу обвинения и известных ему обсто-

ятельств дела (ст. 280 УПК РСФСР), и лишь после этого допрашивае-

мому задаются вопросы с предъявлением доказательств, в том числе и

изобличающих  его в лжесвидетельстве.

В зависимости  от обстоятельств дела (в этом смысле свои характер-

ные особенности  имеют многоэпизодные дела), индивидуально-психо-

логических особенностей личности допрашиваемого, тактического за-

мысла последнему сначала могут предъявляться доказательства, под-

тверждающие второстепенные моменты, а затем уже следователь (суд)

переходит к  предъявлению доказательств, относящихся  к более серьез-

ным обстоятельствам. Возможен и другой, обратный порядок  предъяв-

ления доказательств, изобличающих лжесвидетеля в главном с исполь-

зованием фактора  внезапности.

Говоря о приемах  предъявления доказательств лицам, которых не-

обходимо разоблачить  в лжесвидетельстве, следует обратить особое

внимание на предварительное тактико-психологическое  обеспечение

самой процедуры  такого предъявления с тем, чтобы  сохранить само до-

казательство, чтобы  оно не потеряло своего значения. Например, если

при расследовании  кражи из магазина на разбитых стеклах  прилавка

были обнаружены следы пальцев рук подозреваемого, отрицающего

свою причастность к хищению, прежде чем предъявлять  ему заключе-

ние дактилоскопической экспертизы, обязательно следует  спросить, не

приходилось ли ему ранее бывать в этом магазине. И лишь только после

того как будет  закреплен его отрицательный  ответ, можно переходить к

предъявлению  заключения, изобличающего допрашиваемого по остав-

ленным им следам в том, что он ранее был на месте  совершения кражи.

В противном  случае без детальной проработки данного обстоятельства

подозреваемый легко сможет переиграть следователя, заявив, что он

мог ранее заходить в магазин и случайно оставить там следы своих рук.

Стимулирование  положительных качеств допрашиваемого. Из-

Информация о работе Диагностика неискренности или неправды в показаниях участников судопроизводства:критерии неправды,неискренности-вербальные и невербаль