Диагностика личностных черт

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

В английском языке существует 18000 слов, с помощью которых можно охарактеризовать поведение. Оллпорт поставил задачу сокращения размерности этого словаря. Ему удалось свести его до 4500 слов, наиболее четко характеризующих поведение. Последующие успехи в этом направлении принадлежит Раймонду Кэттеллу. Сначала он сократил список Оллпорта до 200 слов, убрав из него низкочастотные слов и синонимы. Затем с помощью факторного анализа Кэттелл выделил 16 факторов общего значения. Следующий шаг принадлежит Гансу Айзенку. Его подход был аналогичен логике Кеттела. Однако он применил более прогрессивный вид факторного анализа и получил еще более компактное пространство признаков.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Психодиагностика личностных черт
1.1 Психодиагностика ...………………………………………………………5
1.2 Факторные теории личности ……………………………………………..6
1.3 Теория личности (Г.У.Оллпорт) …………………………………………7
1.4 Теория черт личности Р. Кетелла ……………………………………….9
1.5 Пятифакторная модель личности ………………………………………..11
2. Методики исследования
2.1 Тест «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» ………………………………………………………13
2.2 Методика исследования самооценки личности
С.А. Будасси …………………………………………………………………14
2.3 Пятифакторный личностный опросник
МакКрае - Коста (Большая пятерка) ……………………………………….17

3. Организация и проведения диагностики черт личности
3.1 Организация и проведения диагностики
черт личности …………………………………………………………………18
3.2 Результаты и обсуждения исследования ………………………………...24

Вывод …………………………………………………………………………28
Заключение …………………………………………………………………….29
Список литературы ……………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Московский Экономический Институт.docx

— 74.60 Кб (Скачать)

     У третьего  испытуемого средняя адекватная  самооценка. К оценке достигнутого  он подходит не только со  своими мерками, но старается  предвидеть, как к этому отнесутся  другие люди: близкие и товарищи  по работе. Иными словами, оптимальная  самооценка является итогом постоянного  поиска реальной меры, то есть  без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности  к своему общению, поведению,  деятельности и переживаниям. Такая  самооценка является наилучшей  для конкретных условий и ситуаций.

 

По пятифакторному   личностному   опроснику   МакКрае  -  Коста 

(Большая пятерка)

Пятифакторный  тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных

по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение  человека. Стимульный материал имеет  пятиступенчатую оценочную шкалу  Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой  можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов

 

                                                                                                                 Таблица 3.

Факторы

1 испытуемый

2 испытуемый

3 испытуемый 

Экстраверсия

68

67

61

Добросердечие

74

53

67

Самоконтроль

65

66

65

Нейротизм

61

48

66

Открытость

59

62

61

Среднее значение баллов от 36 до 54


 

У первого испытуемого  высокие показатели по всем пяти факторам.

У второй испытуемой средний показатель по добросердечию  и нейротизму по остальным трех факторах высокие показатели.

У третьего испытуемого  высокие показатели по всем пяти факторах.

 

 

 

 

 

Вывод.

По результатам 3-х пройденных методик, можно сказать  про 1-го испытуемого, имеет склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентирован на социально-значимые нормы поведения, может обладать даром хорошегорассказчика, основывается на высоком уровне речевого развития. Обладает хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

средняя адекватная самооценка. У него средняя адекватная самооценка, при  такой самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: близкие и товарищи по работе.

    Вторая диагностируемая   по результатам 3-х пройденных  методиках относится к II типу – «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. У испытуемой высокая не адекватная самооценка, она гипертрофированно оценивает свои достоинства, ставит перед собой более высокие цели, чем те, которые она может реально достигнуть, у нее высокий уровень притязаний, не соответствующий ее реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе.

     По  итогам пройденных методикам,  третьего испытуемого можно отнести  к V типу – «интуитивный». Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. У него средняя адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. Положительное свойство личности – уверенность, необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы  не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания. Познав и оценив себя, человек может  более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и  заниматься самовоспитанием.

 

Заключение

 

Теории личности, основанные на факторном анализе, отражают современный  интерес психологии к количественным методам и, в свою очередь, находят  отражение в огромном количестве специально организованных исследований личности. Гилфорд, Айзенк, Кеттел, как  и другие, работающие в этой области  показали готовность превращать свои теоретические идеи в эмпирические действия. В отличие от других психологических  теорий, здесь нет тенденции к  разработке отвлеченных абстракций в то время, как эмпирика остается далеко на втором плане.

Диспозициональное направление  предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени  и в различных ситуациях. Кроме  того, подчеркивается, что индивидуумы  отличаются друг от друга по своим  характерологическим признакам. Гордон Оллпорт, первым выдвинувший теорию черт личности, главной задачей психологии считал объяснение уникальности индивидуума. Личность он рассматривал как динамическую организацию тех внутренних психических  процессов, которые определяют характерное  для нее поведение и мышление.

Оллпорт считал черту самой  значительной единицей анализа для  понимания и изучения личности. В  его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные  виды стимулов. Говоря кратко, черты  личности объясняют устойчивость поведения  человека во времени и в различных  ситуациях. Они могут быть классифицированы как кардинальные, центральные и  вторичные в зависимости от широты спектра их влияния.

В область психологии, для  которой характерна субъективность, теоретики, придерживающиеся факторного анализа, внесли благоприятную ауру строгого мышления и внимания к конкретике. Там, где большинство теоретиков личности удовлетворялись тем, что  разрабатывали понятия и принимали  допущения, направляющие исследователя  в противоречивых и неясных смыслов, теоретики-факторники склонны формулировать  свои убеждения в форме простой  и ясной системы параметров или  факторов. Таким образом, простота и  ясность – кардинальные черты  этого направления теоретизирования. 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил. — (Серия ≪Учебник нового века≫).  c.104

2. Иващенко А.В.,  Ж.-П. Семинега Теории личности в зарубежной психологии Учебное пособие М.: Издательство МНЭПУ 2001

3. Келвин С. Холл, Гарднер  Линдсей «Теории личности» Перевод  И.Б.Гриншпун C.S.Hall, G.Lindsey. Theories of Personality New York: John Wiley and Sons, 1970 М.: "КСП+", 1997 Терминологическая  правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2005

4. Оллпорт Г. «Основные  положения психологии личности»  Перевод Л.Трубицыной и Д.Леонтьева  Allport G.W. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality.New Haven: Yale University Press, 1955//Г.Олпорт. Становление  личности. Избранные труды. М.: "Смысл",2002, с.166-216

5. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Изд-во МГУ, 1987

6. Шевадрин Н.И. Основы  психологической диагностики Часть  2

7. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003

8. http://psiholog-rmo.narod.ru/metod_kopilka/diagnostika/ Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

9.  http://testoteka.narod.ru/diagnostika//

10. http://psytest.info/node/31


Информация о работе Диагностика личностных черт