Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:58, курсовая работа
В английском языке существует 18000 слов, с помощью которых можно охарактеризовать поведение. Оллпорт поставил задачу сокращения размерности этого словаря. Ему удалось свести его до 4500 слов, наиболее четко характеризующих поведение. Последующие успехи в этом направлении принадлежит Раймонду Кэттеллу. Сначала он сократил список Оллпорта до 200 слов, убрав из него низкочастотные слов и синонимы. Затем с помощью факторного анализа Кэттелл выделил 16 факторов общего значения. Следующий шаг принадлежит Гансу Айзенку. Его подход был аналогичен логике Кеттела. Однако он применил более прогрессивный вид факторного анализа и получил еще более компактное пространство признаков.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Психодиагностика личностных черт
1.1 Психодиагностика ...………………………………………………………5
1.2 Факторные теории личности ……………………………………………..6
1.3 Теория личности (Г.У.Оллпорт) …………………………………………7
1.4 Теория черт личности Р. Кетелла ……………………………………….9
1.5 Пятифакторная модель личности ………………………………………..11
2. Методики исследования
2.1 Тест «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» ………………………………………………………13
2.2 Методика исследования самооценки личности
С.А. Будасси …………………………………………………………………14
2.3 Пятифакторный личностный опросник
МакКрае - Коста (Большая пятерка) ……………………………………….17
3. Организация и проведения диагностики черт личности
3.1 Организация и проведения диагностики
черт личности …………………………………………………………………18
3.2 Результаты и обсуждения исследования ………………………………...24
Вывод …………………………………………………………………………28
Заключение …………………………………………………………………….29
Список литературы ……………………………………………………………30
У третьего
испытуемого средняя
По пятифакторному личностному опроснику МакКрае - Коста
(Большая пятерка)
Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных
по своему значению, стимульных
высказываний, характеризующих поведение
человека. Стимульный материал имеет
пятиступенчатую оценочную
Факторы |
1 испытуемый |
2 испытуемый |
3 испытуемый |
Экстраверсия |
68 |
67 |
61 |
Добросердечие |
74 |
53 |
67 |
Самоконтроль |
65 |
66 |
65 |
Нейротизм |
61 |
48 |
66 |
Открытость |
59 |
62 |
61 |
Среднее значение баллов от 36 до 54 |
У первого испытуемого высокие показатели по всем пяти факторам.
У второй испытуемой средний показатель по добросердечию и нейротизму по остальным трех факторах высокие показатели.
У третьего испытуемого высокие показатели по всем пяти факторах.
Вывод.
По результатам 3-х пройденных методик, можно сказать про 1-го испытуемого, имеет склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентирован на социально-значимые нормы поведения, может обладать даром хорошегорассказчика, основывается на высоком уровне речевого развития. Обладает хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
средняя адекватная самооценка. У него средняя адекватная самооценка, при такой самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: близкие и товарищи по работе.
Вторая диагностируемая по результатам 3-х пройденных методиках относится к II типу – «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. У испытуемой высокая не адекватная самооценка, она гипертрофированно оценивает свои достоинства, ставит перед собой более высокие цели, чем те, которые она может реально достигнуть, у нее высокий уровень притязаний, не соответствующий ее реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе.
По
итогам пройденных методикам,
третьего испытуемого можно
Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания. Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.
Заключение
Теории личности, основанные на факторном анализе, отражают современный интерес психологии к количественным методам и, в свою очередь, находят отражение в огромном количестве специально организованных исследований личности. Гилфорд, Айзенк, Кеттел, как и другие, работающие в этой области показали готовность превращать свои теоретические идеи в эмпирические действия. В отличие от других психологических теорий, здесь нет тенденции к разработке отвлеченных абстракций в то время, как эмпирика остается далеко на втором плане.
Диспозициональное направление
предполагает, что люди обладают некими
устойчивыми внутренними
Оллпорт считал черту самой
значительной единицей анализа для
понимания и изучения личности. В
его системе черта личности определяется
как предрасположенность к
В область психологии, для
которой характерна субъективность,
теоретики, придерживающиеся факторного
анализа, внесли благоприятную ауру
строгого мышления и внимания к конкретике.
Там, где большинство теоретиков
личности удовлетворялись тем, что
разрабатывали понятия и
Список литературы
1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил. — (Серия ≪Учебник нового века≫). c.104
2. Иващенко А.В., Ж.-П. Семинега Теории личности в зарубежной психологии Учебное пособие М.: Издательство МНЭПУ 2001
3. Келвин С. Холл, Гарднер
Линдсей «Теории личности»
4. Оллпорт Г. «Основные
положения психологии личности»
5. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Изд-во МГУ, 1987
6. Шевадрин Н.И. Основы
психологической диагностики
7. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003
8. http://psiholog-rmo.narod.ru/
9. http://testoteka.narod.ru/
10. http://psytest.info/node/31