Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:58, курсовая работа
В английском языке существует 18000 слов, с помощью которых можно охарактеризовать поведение. Оллпорт поставил задачу сокращения размерности этого словаря. Ему удалось свести его до 4500 слов, наиболее четко характеризующих поведение. Последующие успехи в этом направлении принадлежит Раймонду Кэттеллу. Сначала он сократил список Оллпорта до 200 слов, убрав из него низкочастотные слов и синонимы. Затем с помощью факторного анализа Кэттелл выделил 16 факторов общего значения. Следующий шаг принадлежит Гансу Айзенку. Его подход был аналогичен логике Кеттела. Однако он применил более прогрессивный вид факторного анализа и получил еще более компактное пространство признаков.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Психодиагностика личностных черт
1.1 Психодиагностика ...………………………………………………………5
1.2 Факторные теории личности ……………………………………………..6
1.3 Теория личности (Г.У.Оллпорт) …………………………………………7
1.4 Теория черт личности Р. Кетелла ……………………………………….9
1.5 Пятифакторная модель личности ………………………………………..11
2. Методики исследования
2.1 Тест «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» ………………………………………………………13
2.2 Методика исследования самооценки личности
С.А. Будасси …………………………………………………………………14
2.3 Пятифакторный личностный опросник
МакКрае - Коста (Большая пятерка) ……………………………………….17
3. Организация и проведения диагностики черт личности
3.1 Организация и проведения диагностики
черт личности …………………………………………………………………18
3.2 Результаты и обсуждения исследования ………………………………...24
Вывод …………………………………………………………………………28
Заключение …………………………………………………………………….29
Список литературы ……………………………………………………………30
Человек с завышенной неадекватной
самооценкой не желает признавать,
что все это — следствие
собственных ошибок, лени, недостатка
знаний, способностей или неправильного
поведения. Возникает тяжелое
Самооценка может быть и заниженной т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке
конфликты могут возникать из-
Выше упоминалось об аффекте
неадекватности. Это психическое
состояние возникает как
Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности — это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно — коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения к главным, стратегическим целям, рассчитанным на всю жизнь.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.
Данные методики позволяют
решить еще несколько
Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения. С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.
Можно получить представление
о ценностных ориентирах какой-либо
группы, отличающейся от других по возрасту,
полу, профессии; для этого нужно
подсчитать, сколько человек выбрало
то или иное качество и с каким
рангом значимости. Если это число
перевести в проценты, то открывается
интересная возможность сравнивать
между собой группы по предпочтению
свойств личности, по степени важности
для нее отдельных свойств. Ранжирование
этих свойств по количеству людей, выбравших
это свойство, показывает, какое
место принадлежит ему в
Можно получить представление
о том, чем отличается каждый конкретный
человек от других людей по своим
ценностным ориентирам. Для этого
нужно создать усредненный «
2.3 Пятифакторный личностный опросник МакКрае - Коста
(Большая пятерка)
Пятифакторный личностный опросник , более известный как Большая пятерка(Великолепная пятерка), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (аббревиатура. От английского словосочетания: Нейротизм, экстраверсия, открытость - личностный опросник). По мнению Р. МакКрае и
П. Коста, выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.
В настоящее
время тест-опросник Большая
большую популярность и практическое значение как за рубежом, так и в
России. В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской
культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г.
Сениным. Известна японская версия Большой пятерки 5PFQ, (сост.
Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1999 г. к
отечественным условиям социальной среды психологами Курганского
государственного университета. Эта версия пятифакторного личностного
опросника в интерпретации А. Б. Хромова представлена ниже.
Пятифакторный
тест-опросник представляет
по своему значению, стимульных
высказываний, характеризующих поведение
человека. Стимульный материал имеет
пятиступенчатую оценочную
3. Организация и проведения диагностики черт личности
3.1 Организация и проведения диагностики черт личности
В данном исследовании приняли участие 3испытуемых, из них одна женщины и два мужчины.
Методы исследования:
Сбор данных;
- тестирование;
- обработка данных;
- интерпретация данных, тестовые нормы.
Для исследования использовала методики:
№1 Тест«Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
Тест основан на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».
Инструкция к тесту
«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».
Типы личности
I тип – «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Подтипы:
Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820;
ситуативно -у 703, 712, 721, 730;
при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или «преподавательский подтип» – 604, 613, 622, 631, 640.
Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.
II тип – «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.
Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
III тип – «тревожно-мнительный» -характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.
Подтипы:
415 – «поэтический
подтип» – обычно лица, имеющие
такую формулу рисунка,
424 – подтип людей,
узнаваемых по фразе: «Как это
можно плохо работать? Я себе
не представляю, как это можно
плохо работать». Люди такого
типа отличаются особой
IV тип – «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
Подтипы:
316 характеризуется
способностями создавать
325 – подтип, характеризующийся
большой увлеченностью
Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.
V тип – «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.
Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.