Диагностика личностных черт

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

В английском языке существует 18000 слов, с помощью которых можно охарактеризовать поведение. Оллпорт поставил задачу сокращения размерности этого словаря. Ему удалось свести его до 4500 слов, наиболее четко характеризующих поведение. Последующие успехи в этом направлении принадлежит Раймонду Кэттеллу. Сначала он сократил список Оллпорта до 200 слов, убрав из него низкочастотные слов и синонимы. Затем с помощью факторного анализа Кэттелл выделил 16 факторов общего значения. Следующий шаг принадлежит Гансу Айзенку. Его подход был аналогичен логике Кеттела. Однако он применил более прогрессивный вид факторного анализа и получил еще более компактное пространство признаков.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Психодиагностика личностных черт
1.1 Психодиагностика ...………………………………………………………5
1.2 Факторные теории личности ……………………………………………..6
1.3 Теория личности (Г.У.Оллпорт) …………………………………………7
1.4 Теория черт личности Р. Кетелла ……………………………………….9
1.5 Пятифакторная модель личности ………………………………………..11
2. Методики исследования
2.1 Тест «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» ………………………………………………………13
2.2 Методика исследования самооценки личности
С.А. Будасси …………………………………………………………………14
2.3 Пятифакторный личностный опросник
МакКрае - Коста (Большая пятерка) ……………………………………….17

3. Организация и проведения диагностики черт личности
3.1 Организация и проведения диагностики
черт личности …………………………………………………………………18
3.2 Результаты и обсуждения исследования ………………………………...24

Вывод …………………………………………………………………………28
Заключение …………………………………………………………………….29
Список литературы ……………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Московский Экономический Институт.docx

— 74.60 Кб (Скачать)

Московский  Экономический  Институт

 

Факультет психологии

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по психодиагностике

на тему:

 

«Диагностика  личностных черт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила: Зайц А.И.

                                                                               Студентка  очно - заочного отд.

3 курса 5-годичного обучения

Проверила: Бусарова О.Р.

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Москва   2011 г.

 

Содержание.

 

  Введение ……………………………………………………………………….3

  1. Психодиагностика личностных  черт

  1.1 Психодиагностика ...………………………………………………………5

  1.2 Факторные теории личности ……………………………………………..6

  1.3 Теория личности  (Г.У.Оллпорт) …………………………………………7

  1.4 Теория черт личности  Р. Кетелла  ……………………………………….9

  1.5 Пятифакторная модель  личности ………………………………………..11

  2. Методики исследования

  2.1 Тест «Конструктивный  рисунок человека из 

   геометрических фигур»  ………………………………………………………13

  2.2 Методика исследования  самооценки личности 

  С.А. Будасси    …………………………………………………………………14

  2.3  Пятифакторный   личностный   опросник  

   МакКрае  -  Коста  (Большая пятерка) ……………………………………….17

 

  3. Организация и проведения диагностики черт личности

  3.1 Организация  и  проведения диагностики 

   черт личности  …………………………………………………………………18

  3.2 Результаты и обсуждения  исследования ………………………………...24

 

  Вывод   …………………………………………………………………………28

  Заключение …………………………………………………………………….29

  Список литературы ……………………………………………………………30

   Приложение  …………………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                                                  

      Психология не может стать  прочной  
и точной, как физические науки,  
если не будет базироваться на эксперименте  
и измерении.

Д.М. Кеттел  
(журнал "Mind", 1890)

 

     Черту личности  следует понимать как устойчивую  предрасположенность к определенному  поведению, сложившуюся либо в  силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо  в силу наличия определенных  склонностей (установок, привычек) — стилевых особенностей поведения.  Таким образом, одно и то  же поведенческое проявление  в одном случае может быть  результатом влияния мотивационной  черты, в другом — результатом  влияния стилевой черты, в третьем  — результатом их совместного  согласованного влияния. Рассмотрим, например, такую черту, как замкнутость.  Она может быть результатом  потребности в уединении, в  стремлении человека побыть одному  и с самим собой. А может  быть, она возникает как следствие  отсутствия коммуникабельности (общительности)  — стилевой черты, обусловливающей  трудности в общении, установлении  контакта с малознакомыми людьми. Во втором случае ребенок может  искренне желать общаться, но  его стилевые особенности мешают  ему в этом. Таким образом, по  одному-единственному поступку (поведенческому  симптому) мы заведомо не можем  судить о том, какого рода  черта определила этот поступок  — мотивационная или стилевая. Это тем более невозможно, когда  мы имеем дело не столько  с поведением, обусловленным внешними  стимулами, сколько с полнокровной  психической деятельностью, спонтанной  активностью человека, обусловленной  множеством различных внутренних  факторов.

      Американец  Гордон Оллпорт определили личностную  черту как образующий блок  психологической организации, служащий  объединению реакций на различные  стимулы. Наиболее часто изучаемые  черты – экстраверсия – интроверсия,  тревожность, ригидность.  
Оллпорт различил отдельные черты, позволяющие сравнивать людей между собой, персональные диспозиции, представляющие собой уникальные для каждого человека сочетания отдельных черт.  
В английском языке существует 18000 слов, с помощью которых можно охарактеризовать поведение. Оллпорт поставил задачу сокращения размерности этого словаря. Ему удалось свести его до 4500 слов, наиболее четко характеризующих поведение. Последующие успехи в этом направлении принадлежит Раймонду Кэттеллу. Сначала он сократил список Оллпорта до 200 слов, убрав из него низкочастотные слов и синонимы. Затем с помощью факторного анализа Кэттелл выделил 16 факторов общего значения. Следующий шаг принадлежит Гансу Айзенку. Его подход был аналогичен логике Кеттела. Однако он применил более прогрессивный вид факторного анализа и получил еще более компактное пространство признаков. Ведущими в этом пространстве оказались факторы экстраверсия-интроверсия, фактор нейротизм и фактор психотизм. 

 

Обьект: диагностика черт личности

 

Предмет: изучение психологических черт личности

 

Цель: психодиагностика исследования черт личности

 

Задачи:

  • Осуществить теоретический анализ литературы в области психологии личности.
  • Подобрать методики, для исследования личностных черт.
  • Провести исследование по трем методикам.
  • Обработать результаты исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психодиагностика  личностных черт

1.1 Психодиагностика 

 

Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий. В. Вундт, хотя и считал, что высшие психические функции, составляющие сущность исследования личности, не подлежат экспериментальному изучению, в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т. п. Основателем психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии) принято считать В. Штерна, который еще в 1900 г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью.

   Психологическая  диагностика изучает способы  распознавания и измерения индивидуально-психологических  особенностей человека (свойств  его личности и особенностей  интеллекта). Распознавание и измерение  осуществляется с помощью методов  психодиагностики.

В отечественной  и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений  понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них. "Психологический  тест в сущности есть объективное  и стандартизованное измерение  выборки поведения". "Тест –  стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное  для установления количественных (и  качественных) индивидуально психологических  различий". "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий  или вопросов, предлагаемых в стандартных  условиях и предназначенных для  выявления частичных типов поведения"). Все определения содержат следующие  общие моменты:

во-первых,тест –  один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные  методы, стандартизованные самоотчеты), интервью, аппаратурные методы и др.;

во-вторых,это  метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;

в-третьих,это  метод измерения, который характеризуется  высокой степенью объективности, надежности и валидности.

Объективность, валидность и надежность – требования, которым  должен удовлетворять каждый тест.[1]

     Черты  личности — устойчивые, повторяющиеся  в различных ситуациях особенности  поведения индивида. Обязательными  свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (Черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (Черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов). В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие черты личности, как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность. В современных исследованиях принята точка зрения, согласно которой описание черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности.

 

1.2 Факторные теории  личности

 

Основные идеи факторного анализа были предложены Спирменом (Spearman, 1904), выдающимся английским психологом, более всего известным по своей  работе в области умственных способностей (Spearman, 1927). Он выдвинул положение, согласно которому при изучении двух связанных  тестов способностей можно ожидать  открытия двух типов факторов, влияющих на результат выполнения теста. Первый – генеральный фактор (например, вербальная беглость, общий интеллект, уровень образования), важный для  обоих тестов. Второй – специфический  фактор (например, зрительная память, восприятие пространства, специфическая информация), уникальный для каждого теста. Метод  факторного анализа был разработан как средство определения существования  генеральных факторов и помощи в  их выявлении. Методика изолирования факторов, предложенная Спирменом, была пересмотрена в связи с тем, что Терстоун (Thurstone, 1931) ввел многофакторный анализ. Это открыло дорогу решению более  сложных проблем и до сей поры остается основным методом факторного анализа. Убедительность аргументов Терстоуна, вкупе с открытиями в собственной  лаборатории Спирмена, привели к  тому, что почти все работники  этой области признали, что внимательный взгляд открывает существование  не только генеральных факторов, общих  для всех тестов или измерений, и  специфических факторов, ограничивающихся одним тестом, но и существование  групповых факторов, включенных в  более чем один тест, но при этом не генеральных в собственном  смысле.

     Факторным  анализом можно злоупотреблять, и мудрые исследователи в этой  области специально подчеркивают, что он – не замена хорошим  идеям и детальному знанию изучаемого феномена. Так, Терстоун (Thurstone, 1948), обсуждая работу своей психометрической лаборатории, утверждает: 

"...мы потратили больше  времени на конструирование экспериментальных  тестов для факторного исследования, чем на всю работу по подсчетам,  включая корреляции, факторизацию  и анализ структуры. Если у  нас несколько гипотез относительно  постулируемых факторов, мы создаем  новые тесты, которые могут  решительно различаться соответственно  гипотезам. Это абсолютно психологическая  работа без всяких подсчетов.  Она требует стольких психологических  инсайтов, сколько возможно у  студентов и преподавателей. Часто  мы обнаруживаем, что были не  правы, но иногда результаты  обнадеживают. Я упоминаю этот  аспект факториальной работы, чтобы  развеять впечатление о том,  что факторный анализ занимается  алгеброй и статистикой. Они  должны лишь служить нам в  разработке психологических идей. Если у нас нет психологических  идей, мы навряд ли откроем  что-то интересное, потому что,  даже если результаты факторного  анализа чисты и ясны, интерпретация  должна быть столь же субъективной, как в любой другой научной  работе"[3]

 

1.3. Теория личности  (Г.У.Оллпорт)

 

В своей первой книге «Личность: психологическая  интерпретация» Оллпорт описал и классифицировал более пятидесяти различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек - это объективная реальность». Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вместе с тем и неточно.

     Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. "Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.  
Наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный генетический материал, из которого строится личность. Он особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (наряду с легкостью эмоционального возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. По формулировке Оллпорта, характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер.  
Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.  
В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или главной страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию.[4]

Информация о работе Диагностика личностных черт