Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:58, курсовая работа
В английском языке существует 18000 слов, с помощью которых можно охарактеризовать поведение. Оллпорт поставил задачу сокращения размерности этого словаря. Ему удалось свести его до 4500 слов, наиболее четко характеризующих поведение. Последующие успехи в этом направлении принадлежит Раймонду Кэттеллу. Сначала он сократил список Оллпорта до 200 слов, убрав из него низкочастотные слов и синонимы. Затем с помощью факторного анализа Кэттелл выделил 16 факторов общего значения. Следующий шаг принадлежит Гансу Айзенку. Его подход был аналогичен логике Кеттела. Однако он применил более прогрессивный вид факторного анализа и получил еще более компактное пространство признаков.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Психодиагностика личностных черт
1.1 Психодиагностика ...………………………………………………………5
1.2 Факторные теории личности ……………………………………………..6
1.3 Теория личности (Г.У.Оллпорт) …………………………………………7
1.4 Теория черт личности Р. Кетелла ……………………………………….9
1.5 Пятифакторная модель личности ………………………………………..11
2. Методики исследования
2.1 Тест «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» ………………………………………………………13
2.2 Методика исследования самооценки личности
С.А. Будасси …………………………………………………………………14
2.3 Пятифакторный личностный опросник
МакКрае - Коста (Большая пятерка) ……………………………………….17
3. Организация и проведения диагностики черт личности
3.1 Организация и проведения диагностики
черт личности …………………………………………………………………18
3.2 Результаты и обсуждения исследования ………………………………...24
Вывод …………………………………………………………………………28
Заключение …………………………………………………………………….29
Список литературы ……………………………………………………………30
Московский Экономический Институт
Факультет психологии
Кафедра психологии и педагогики
Курсовая работа
по психодиагностике
на тему:
«Диагностика личностных черт»
3 курса 5-годичного обучения
Проверила: Бусарова О.Р.
Содержание.
Введение ………………………………………………………
1. Психодиагностика личностных черт
1.1 Психодиагностика ...………………………………………………………5
1.2 Факторные теории личности ……………………………………………..6
1.3 Теория личности (Г.У.Оллпорт) …………………………………………7
1.4 Теория черт личности Р. Кетелла ……………………………………….9
1.5 Пятифакторная модель личности ………………………………………..11
2. Методики исследования
2.1 Тест «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» ………………………………………………………13
2.2 Методика исследования самооценки личности
С.А. Будасси …………………………………………………………………14
2.3 Пятифакторный личностный опросник
МакКрае - Коста
(Большая пятерка) ………………………………
3. Организация и проведения диагностики черт личности
3.1 Организация и проведения диагностики
черт личности …………………………………………………………………18
3.2 Результаты и обсуждения исследования ………………………………...24
Вывод …………………………………………………………………………28
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………30
Приложение …………………………………………………………………..31
Введение
Психология не может стать
прочной
и точной, как физические науки,
если не будет базироваться на эксперименте
и измерении.
Д.М. Кеттел
(журнал "Mind", 1890)
Черту личности
следует понимать как
Американец
Гордон Оллпорт определили
Оллпорт различил отдельные черты, позволяющие
сравнивать людей между собой, персональные
диспозиции, представляющие собой уникальные
для каждого человека сочетания отдельных
черт.
В английском языке существует 18000 слов,
с помощью которых можно охарактеризовать
поведение. Оллпорт поставил задачу сокращения
размерности этого словаря. Ему удалось
свести его до 4500 слов, наиболее четко
характеризующих поведение. Последующие
успехи в этом направлении принадлежит
Раймонду Кэттеллу. Сначала он сократил
список Оллпорта до 200 слов, убрав из него
низкочастотные слов и синонимы. Затем
с помощью факторного анализа Кэттелл
выделил 16 факторов общего значения. Следующий
шаг принадлежит Гансу Айзенку. Его подход
был аналогичен логике Кеттела. Однако
он применил более прогрессивный вид факторного
анализа и получил еще более компактное
пространство признаков. Ведущими в этом
пространстве оказались факторы экстраверсия-интроверсия,
фактор нейротизм и фактор психотизм.
Обьект: диагностика черт личности
Предмет: изучение психологических черт личности
Цель: психодиагностика исследования черт личности
Задачи:
1. Психодиагностика личностных черт
1.1 Психодиагностика
Психодиагностика складывалась
в конце XIX — начале XX столетий. В. Вундт, хотя и считал, что высшие психические
функции, составляющие сущность исследования
личности, не подлежат экспериментальному
изучению, в лабораторных условиях впервые
экспериментально исследовал восприятие, память,
Психологическая
диагностика изучает способы
распознавания и измерения
В отечественной
и зарубежной литературе представлено
огромное разнообразие определений
понятия психологического теста. Ниже
приведены некоторые из них. "Психологический
тест в сущности есть объективное
и стандартизованное измерение
выборки поведения". "Тест –
стандартизованное, часто ограниченное
во времени испытание, предназначенное
для установления количественных (и
качественных) индивидуально психологических
различий". "Под тестом понимается
специфический инструмент для оценивания
психологических качеств
во-первых,тест –
один из методов измерения в
во-вторых,это
метод измерения свойств
в-третьих,это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности.
Объективность, валидность и надежность – требования, которым должен удовлетворять каждый тест.[1]
Черты
личности — устойчивые, повторяющиеся
в различных ситуациях
1.2 Факторные теории личности
Основные идеи факторного анализа были предложены Спирменом (Spearman, 1904), выдающимся английским психологом, более всего известным по своей работе в области умственных способностей (Spearman, 1927). Он выдвинул положение, согласно которому при изучении двух связанных тестов способностей можно ожидать открытия двух типов факторов, влияющих на результат выполнения теста. Первый – генеральный фактор (например, вербальная беглость, общий интеллект, уровень образования), важный для обоих тестов. Второй – специфический фактор (например, зрительная память, восприятие пространства, специфическая информация), уникальный для каждого теста. Метод факторного анализа был разработан как средство определения существования генеральных факторов и помощи в их выявлении. Методика изолирования факторов, предложенная Спирменом, была пересмотрена в связи с тем, что Терстоун (Thurstone, 1931) ввел многофакторный анализ. Это открыло дорогу решению более сложных проблем и до сей поры остается основным методом факторного анализа. Убедительность аргументов Терстоуна, вкупе с открытиями в собственной лаборатории Спирмена, привели к тому, что почти все работники этой области признали, что внимательный взгляд открывает существование не только генеральных факторов, общих для всех тестов или измерений, и специфических факторов, ограничивающихся одним тестом, но и существование групповых факторов, включенных в более чем один тест, но при этом не генеральных в собственном смысле.
Факторным
анализом можно злоупотреблять,
и мудрые исследователи в этой
области специально
"...мы потратили больше
времени на конструирование
1.3. Теория личности (Г.У.Оллпорт)
В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Оллпорт описал и классифицировал более пятидесяти различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек - это объективная реальность». Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вместе с тем и неточно.
Оллпорт определяет личность
как реальную сущность каждого конкретного
человека, уникального в своем своеобразии.
Личностью ученый называет то, что лежит
за конкретными поступками человека внутри
него самого. "Личность – это динамическая
организация тех психофизических систем
внутри индивидуума, которые определяют
характерное для него поведение и мышление".
Она не является статичной сущностью,
хотя и имеет основополагающую структуру,
постоянно эволюционирует.
Наряду с интеллектом и физической конституцией
темперамент – это первичный генетический
материал, из которого строится личность.
Он особенно важный наследственный аспект
эмоциональной природы человека (наряду
с легкостью эмоционального возбуждения,
преобладающим фоном настроения, колебаниями
настроения, интенсивностью эмоций). Характер
является понятием этическим и традиционно
ассоциируется с неким моральным стандартом
или системой ценностей, в соответствии
с которыми оцениваются поступки личности.
По формулировке Оллпорта, характер –
это оцененная личность, а личность –
это неоцененный характер.
Наиболее важной единицей анализа того,
что представляют собой люди и как они
в своем поведении отличаются друг от
друга, является личностная черта. Оллпорт
определяет ее как нейропсихология, структуру,
способную преобразовывать функционально
эквивалентные стимулы, стимулировать
и направлять эквивалентные (в значит,
степени устойчивые) формы адаптивного
и экспрессивного поведения. Черта – это
предрасположенность вести себя сходным
образом в широком диапазоне ситуаций.
Совокупность черт обеспечивают стабильность
поведения человека, его узнаваемость,
предсказуемость. Разнообразные стимулы
вызывают одинаковые ответные реакции,
так же как и реакции в форме чувств, ощущений,
интерпретаций, поступков имеют одинаковое
функцией, значение. Черты личности не
пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации,
в которых личность оказывается чаще всего,
– это, как правило, именно те самые, в
которые она активно стремится попасть.
В поздних работах Оллпорта черты получили
название диспозиций, среди которых можно
выделить три типа: кардинальные, центральные
и вторичные. Кардинальной диспозицией,
или главной страстью, обладают очень
немногие люди. Это в высшей степени генерализованная
диспозиция, настолько пронизывающая
поведение, что почти все поступки чел.
можно свести к ее влиянию.[4]