Диагностика личностных черт

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

В английском языке существует 18000 слов, с помощью которых можно охарактеризовать поведение. Оллпорт поставил задачу сокращения размерности этого словаря. Ему удалось свести его до 4500 слов, наиболее четко характеризующих поведение. Последующие успехи в этом направлении принадлежит Раймонду Кэттеллу. Сначала он сократил список Оллпорта до 200 слов, убрав из него низкочастотные слов и синонимы. Затем с помощью факторного анализа Кэттелл выделил 16 факторов общего значения. Следующий шаг принадлежит Гансу Айзенку. Его подход был аналогичен логике Кеттела. Однако он применил более прогрессивный вид факторного анализа и получил еще более компактное пространство признаков.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Психодиагностика личностных черт
1.1 Психодиагностика ...………………………………………………………5
1.2 Факторные теории личности ……………………………………………..6
1.3 Теория личности (Г.У.Оллпорт) …………………………………………7
1.4 Теория черт личности Р. Кетелла ……………………………………….9
1.5 Пятифакторная модель личности ………………………………………..11
2. Методики исследования
2.1 Тест «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» ………………………………………………………13
2.2 Методика исследования самооценки личности
С.А. Будасси …………………………………………………………………14
2.3 Пятифакторный личностный опросник
МакКрае - Коста (Большая пятерка) ……………………………………….17

3. Организация и проведения диагностики черт личности
3.1 Организация и проведения диагностики
черт личности …………………………………………………………………18
3.2 Результаты и обсуждения исследования ………………………………...24

Вывод …………………………………………………………………………28
Заключение …………………………………………………………………….29
Список литературы ……………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Московский Экономический Институт.docx

— 74.60 Кб (Скачать)

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтипы:

235 – часто встречается  среди профессиональных психологов  или лиц с повышенным интересом  к психологии людей;

244 – обладает  способностью литературного творчества,

217 – обладает  способностью к изобретательской  деятельности;

226 – большая  потребность в новизне, обычно  ставит очень высокие критерии  достижений для себя.

VI тип – «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме само контроля.

Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтипы

019 – встречается  среди лиц, хорошо владеющих  аудиторией;

118 – тип с  наиболее сильно выраженными  конструктивными возможностями  и способностью к изобретениям.

VII тип – «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип – «нечувствительный к переживаниям других». Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей.

Если это хороший  специалист, то он может заставить  других делать то, что он считает  нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает  ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу  собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109

.

№2 Методика исследования самооценки личности  С.А. Будасси

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между  Я идеальным, и Я реальным. Представления  человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или  ложными. Качества, которые человек  приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.

Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени  характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем  преставлении. Естественно, что в  этом ряду могут найти место и  негативные качества.

Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми  оценками качеств личности, входящими  в представления «Я идеальное» и  «Я реальное». Мера связи устанавливается  с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и  занести полученный результат в  колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и  записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов  разности рангов Σ d2 и внесите ее в формулу 

r = l - 0,00075 x Σ d2,

где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

 

 

 От  - 1,0 до + 0,85  Самооценка высокая  Неадекватная         

От + 0,84 до + 0,53  Самооценка высокая  Адекватная         

От + 0,52 до -0,1  Самооценка средняя  Адекватная         

От -0,09 до -0,32  Самооценка низкая  Адекватная         

От -0,33 до -1,0  Самооценка низкая  Неадекватная         

 

№ 3 Пятифакторный   личностный   опросник   МакКрае  -  Коста 

(Большая пятерка)

В настоящее время тест-опросник Большая пятерка приобрел

большую популярность и практическое значение как за рубежом, так и  в

России. В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской

культуры В. Е. Орлом в  соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным.

Инструкция: Пятифакторный  тест-опросник состоит из 75 парных, противоположныхпо своему значению высказываний, с помощью которых  можно выявитьсвойства личности, проявляющиеся в тех или иных житейских ситуациях.Между парными  высказываниями размещена оценочная  шкала (-2; -1; 0; 1;2). В опроснике нет  утверждений правильных или неправильных, также как нет хороших или  плохих черт личности. Степень выраженности каждого из75 парных высказываний определяется с помощью приведенной вышеоценочной  шкалы.

Прочтите первое парное высказывание и определите, какое из двух

альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит

высказывание, записанное слева  от оценочной шкалы, то используйте  для

оценки этого высказывания значение -2 или -1. Если вам подходит

правое высказывание, то оно оценивается значениями 2 или 1.

Значения -2 или 2 выбираются в том случае, если оцениваемое

высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо

(слабее), то выбирается  значение -1 или 1. В том случае, когда ни одна

из альтернатив вам  не подходит, а подходит нечто среднее  между ними, то

выбирается значение 0.

Выбранное значение по первому  высказыванию записывается в бланк

ответов в левую ячейку по номером 1. Таким образом, выбираются значения

для всех последующих высказываний-альтернатив  с записью в левые

ячейки, соответствующие  порядковым номерам высказываний.

из альтернатив вам  не подходит, а подходит нечто среднее  между ними, то

выбирается значение 0.

Выбранное значение по первому  высказыванию записывается в бланк

ответов в левую ячейку по номером 1. Таким образом, выбираются значения

для всех последующих высказываний-альтернатив  с записью в левые

ячейки, соответствующие  порядковым номерам высказываний.

Среднее значение баллов от 36 до54.

1. Экстраверсия

2. Добросердечие

3. Самоконтроль

4. Нейротизм

5. Открытость опыту

 

3.2 Результаты и обсуждения исследования

По Тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».                                                               

                                                                                  Таблица 1.

Параметры

1 испытуемый

2 испытуемый

3 испытуемый

Сотни

8 шт.

5 шт.

2 шт

 

Десятки

1 шт.

3 шт.

1 шт.

Единицы

1 шт.

2 шт.

7шт

Результат:

811

532

217

Типы:

1тип-«руководи-

тель»

2тип-

«ответствен-ный-исполнитель»

5тип-

«интуитивный»


 

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально-типологических различий.

     Первый  испытуемый относиться к 1типу - «руководитель», (по формуле рисунка  получилось число 811). Обычно это  люди, имеющие склонность к руководящей  и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые  нормы поведения, могут обладать  даром хороших рассказчиков, основывающимся  на высоком уровне речевого  развития. Обладают хорошей адаптацией  в социальной сфере, доминирование  над другими удерживают в определенных  границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

     Вторая  испытуемая относится ко 2типу  – «ответственный исполнитель», (по формуле рисунка получилось  число 532). Данный тип людей  более ориентирован на «умение  делать дело», высокий профессионализм,  обладает высоким чувством ответственности  и требовательности к себе  и другим, высоко ценит правоту,  т.е. характеризуется повышенной  чувствительностью к правдивости.  Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

     Третий  испытуемый относится к 5типу  – «интуитивный», по формуле  рисунка получилось число 217).  Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.

Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами  меньшинства», за которым стоят новые  возможности. Обладают повышенной чувствительностью  к новизне. Альтруистичны, часто  проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность  заниматься техническими видами творчества.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

 

По  методики исследования самооценки личности   С.А. Будасси                                                                                                               

Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми  оценками качеств личности, входящими  в представления «Я идеальное» и  «Я реальное». Мера связи устанавливается  с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и  занести полученный результат в  колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и  записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов  разности рангов Σ d2 и внесите ее в формулу 

r = l - 0,00075 x Σ d2,

где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

 

                                                                                                                   Таблица 2.

Уровни выраженности    

1 испытуемый

2 испытуемый

3 испытуемый 

От  - 1,0 до + 0,85 Самооценка высокая

 Неадекватная

 

Самооценка высокая

неадекватная

 

От + 0,84 до + 0,53 Самооценка высокая 

Адекватная

     

От + 0,52 до -0,1 Самооценка средняя 

Адекватная

Средняя адекватная самооценка

 

Средняя адекватная самооценка

От -0,09 до -0,32 Самооценка низкая

Адекватная

     

От -0,33 до -1,0 Самооценка низкая

Неадекватная

     

 

У первого испытуемого  средняя адекватная самооценка. При  такой самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: близкие и товарищи по работе. Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

     У второй  испытуемой самооценка высокая  неадекватная. Человек с завышенной  и неадекватной самооценкой не  желает признавать, что все это  — следствие его собственных  ошибок, лени, недостатка знаний, способностей, или неправильного поведения.  Возникает тяжелое эмоциональное  состояние — аффект неадекватности, главной причиной которого является  стойкость сложившегося стереотипа  оценки своей личности. Если же  высокая самооценка пластична,  меняется в соответствии с  реальным положением дел —  увеличивается при успехе и  снижается при неудачах, то это  может способствовать развитию  личности, так как ей приходится  прикладывать максимум усилий  для достижения поставленных  целей, развивать свои способности  и волю.

Информация о работе Диагностика личностных черт