Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:26, курсовая работа
Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников:
Возрастные особенности подросткового возраста…………………..3
Девиации поведения…………………………………………………....15
Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения…………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………….....32
1) дети
с нарушениями в сфере общения;
2) дети
с повышенной или пониженной
эмоциональной реакцией (с повышенной
возбудимостью, острой
3) дети
с недостатками умственного
4) дети
с неправильным развитием
В дальнейшем
из трудных детей формируются
подростки и юноши с
1) циники
— вожаки асоциальных групп
со сложившейся аморальной
2) неустойчивые,
не имеют твердых моральных
убеждений и глубоких
3) зависимые
— подростки и старшие
4) аффективные
подростки, переживающие
Знание
этой типологизации позволит в практической
работе достаточно четко делить несовершеннолетних
с отклоняющимся поведением на группы,
прогнозировать в каждой группе примерное
развитие нежелательного поведения
на ближайший период времени, применять
отработанную общую схему коррекции
такого поведения для большинства
членов группы.
Так, например,
акцент в коррекционных мероприятиях
для группы «циников» может быть
сделан на принуждении и переубеждении.
Принуждение может выражаться во
временной (по решению суда) изоляции
от общества в центрах временного
содержания несовершеннолетних правонарушителей,
специализированных учебных заведениях,
колониях, принудительном привлечении
к производственному труду либо
иной общественно-полезной деятельности.
Метод принуждения в своей
основе предлагает несовершеннолетнему
свободу выбора: либо он придерживается
привычной линии поведения и
будет подвергнут какому-либо виду
принуждения, либо он изменяет свое поведение
на социально одобряемое.
Переубеждение
— процесс сложный, длительный, требующий
от сотрудника индивидуального подхода
и высокой квалификации. Переубеждение
чаще всего основано на демонстрации
несовершеннолетнему дальних
Для группы
«неустойчивых» акцент в профилактической
работе необходимо делать на формировании
устойчивой самооценки и ценностной
структуры личности, на развитии волевых
качеств. Хорошим способом для этого
является привлечение несовершеннолетних
к занятиям в спортивных секциях,
технических кружках, подростковых
клубах. Подобные занятия, проводимые
специалистами и энтузиастами своего
дела, формируют у подростков интерес,
который в дальнейшем становится для них
важнейшим стабилизирующим фактором,
удерживающим от асоциальных поступков.
Примеры работы с подростками, относящимися
к группе «неустойчивых», можно найти
в каждой спортивной секции, в каждом доме
детского творчества.
При детско-юношеской
спортивной школе г. Москвы, расположенной
в одном из районов СЗАО, в 2002 году
открылась секция самбо. Занятия
бесплатно проводил тренер, энтузиаст
своего дела. Через некоторое время
из ближайшей школы преподаватель
физкультуры привела в эту
секцию двух шестиклассников. Сергей К.
и Иван П., по мнению педагога, «…связались
с плохой компанией, отстали в
учебе, стали прогуливать занятия».
Подростков привели в секцию почти
насильно, под угрозой «…поставить
на учет в милиции». Тренер принял детей
в одну из групп и сумел заинтересовать
регулярными занятиями. Через несколько
месяцев подростки стали
Видя
подобные изменения в поведении
детей, учителя школы стали направлять
в секцию подростков с проблемным
поведением. И в подавляющем большинстве
случаев результат оказывался положительным.
Приведенный
пример не является чем-то необычным. В
истории нашей страны есть до сегодняшнего
дня эффективно действующая система
клубов «Самбо-70», созданная Д.Л. Рудманом
для вовлечения в занятия спортом
«трудных» подростков.
Для группы
«зависимых» коррекционную
Для «аффективной»
группы наилучший результат дают
индивидуальные и групповые занятия
со специалистом-психологом, а также
вовлечение в любую коллективную
деятельность: спортивные игры, туризм,
художественная самодеятельность и
др. Это позволяет корректировать
неадекватную самооценку подростков,
совершенствовать их коммуникативные
навыки, направлять мыслительный процесс
в позитивное русло, не давать зациклиться
на себе.
Однако
перед тем как приступить к
рассмотрению основных типов отклоняющегося
поведения, обратим внимание на возможные
наблюдаемые признаки психических
отклонений и эмоциональных расстройств
у несовершеннолетних, часто принимаемых
за отклоняющееся поведение. При
наличии в поведении подобных
признаков (или наличии информации
о подобном поведении) необходима консультация
психолога или психиатра.
Состояние
острого психоза. Характеризуется
потерей контроля и спутанностью
сознания. Несовершеннолетний, потерявший
контроль, теряет способность кого-либо
слушать, может громко кричать, угрожать
причинить вред себе или другим.
Либо может тихо сидеть, отказываясь
отвечать на вопросы или выполнять
инструкции.
В состоянии
спутанности сознания несовершеннолетний
не может сказать, где он находится,
какое сейчас время суток или
день недели. Он не может объяснить,
что делает и почему, не может
сказать, кто он. Из состояния спутанности
сознания подросток может быстро
перейти в разряд потерявших контроль.
Состояние
острого психоза может быть вызвано
многими причинами:
- рядом инфекционных заболеваний;
- дефицитом витаминов;
- резким прекращением приема алкоголя или наркотиков;
- травмой головы;
- внезапным эмоциональным шоком;
- хроническим
психическим заболеванием.
Что делать в подобной ситуации?
Вести себя с несовершеннолетним мягко и спокойно, поддерживающее.
До прибытия
врача поместить
Если
несовершеннолетний вышел из-под
контроля — связать его, стараясь
не причинить травм. При этом необходимо
помнить, что человек в состоянии
острого психоза обладает большой
физической силой, высокой скоростью
движений и пониженной чувствительностью
к боли. Поэтому никогда не нужно
пытаться связать человека в таком
состоянии без посторонней
При фиксации несовершеннолетнего за ним должно быть организовано непрерывное наблюдение для исключения возможности нанесения им самоповреждений либо вреда кому бы то ни было.
В кратчайший
срок передать несовершеннолетнего
под ответственность психиатра.
Психические
расстройства, вызванные травмами головы,
могут проявляться в виде следующих
симптомов:
- головные боли;
- головокружения;
- утомляемость и недостаток энергии;
- беспокойный сон или бессонница;
- споры или драки без причин;
- легко появляющиеся слезы или смех;
- забывчивость;
- неспособность концентрировать внимание;
- неспособность ясно мыслить;
- неспособность
к простым домашним работам
и самообслуживанию.
При выявлении
подобных симптомов несовершеннолетний
должен быть направлен на осмотр к
врачу-невропатологу.
В случае
выявления факта травмы головы необходимо
уточнить давность происшествия, его
обстоятельства, имеющиеся последствия
(опросом по приведенному выше списку
симптомов).
Эмоциональные
нарушения, связанные с сильным
страхом и тревогой, могут проявляться
в виде следующих симптомов:
- подавляющие
страхи и тревоги,
- боли в мышцах, подергивания, нарушения равновесия;
- беспокойство, легкая утомляемость;
- ощущение себя «на взводе»;
- легко пугается громкого шума или внезапных звуков;
- трудности
с засыпанием или частые
- легкое
впадение в гнев и
- невозможность
сосредоточиться на работе или
игре.
Помимо
этого, могут также наблюдаться:
- учащенное
сердцебиение и перебои в
- ощущение нехватки воздуха или холодные и влажные руки;
- сухость во рту и ком в горле;
- головокружение;
- тошнота;
- диарея;
- приступы жара или озноба;
- головные боли;
- учащенное
мочеиспускание либо ночное
При выявлении
подобных симптомов несовершеннолетний
должен быть направлен на консультацию
к психиатру.[9]
Список литературы:
Ростов н/Д: Ростовский государственный педагогический университет (РГПУ), 2002.