Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников:

Содержание

Возрастные особенности подросткового возраста…………………..3

Девиации поведения…………………………………………………....15

Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения…………………………………………………………………23

Список литературы………………………………………………….....32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 52.68 Кб (Скачать)

1) дети  с нарушениями в сфере общения; 

2) дети  с повышенной или пониженной  эмоциональной реакцией (с повышенной  возбудимостью, острой реакцией  или, наоборот, пассивные, равнодушные); 

3) дети  с недостатками умственного развития; 

4) дети  с неправильным развитием волевых  качеств (упрямые, безвольные, капризные,  своевольные, недисциплинированные, неорганизованные). 

В дальнейшем из трудных детей формируются  подростки и юноши с отклоняющимся  поведением, которых можно разделить  на следующие категории (от 6—8 лет  и до 17—20 лет): 

1) циники  — вожаки асоциальных групп  со сложившейся аморальной системой  взглядов и потребностей; нарушают  порядок и правила по убеждению  и считают себя правыми; сознательно  противопоставляют себя обществу; 

2) неустойчивые, не имеют твердых моральных  убеждений и глубоких нравственных  чувств; их поведение, взгляды,  оценки целиком зависят от  ситуации; подвержены дурному влиянию,  не способны ему противостоять; 

3) зависимые  — подростки и старшие школьники,  которых толкают на асоциальные  поступки сильные желания: зрелищ, развлечений, вкусной еды, табака, алкоголя, наркотиков и т.д. Эти  желания оказываются у них  сильнее, чем нравственные чувства  и «внутренние тормоза», и удовлетворяются  недозволенным образом; 

4) аффективные  подростки, переживающие постоянное  чувство обиды на основе мнения  о том, что их недооценивают,  ущемляют, не признают, что к ним  несправедливы. 

Знание  этой типологизации позволит в практической работе достаточно четко делить несовершеннолетних с отклоняющимся поведением на группы, прогнозировать в каждой группе примерное  развитие нежелательного поведения  на ближайший период времени, применять  отработанную общую схему коррекции  такого поведения для большинства  членов группы. 

Так, например, акцент в коррекционных мероприятиях для группы «циников» может быть сделан на принуждении и переубеждении. Принуждение может выражаться во временной (по решению суда) изоляции от общества в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специализированных учебных заведениях, колониях, принудительном привлечении  к производственному труду либо иной общественно-полезной деятельности. Метод принуждения в своей  основе предлагает несовершеннолетнему  свободу выбора: либо он придерживается привычной линии поведения и  будет подвергнут какому-либо виду принуждения, либо он изменяет свое поведение  на социально одобряемое. 

Переубеждение — процесс сложный, длительный, требующий  от сотрудника индивидуального подхода  и высокой квалификации. Переубеждение  чаще всего основано на демонстрации несовершеннолетнему дальних перспектив позитивного и негативного поведения. Часто дальняя перспектива, отсроченные  последствия своих поступков  для несовершеннолетнего неочевидны, и яркая, наглядная и логичная демонстрация таких перспектив дает положительный результат. Пример профилактической беседы инспектора ПДН с подростком, построенной на приемах переубеждения, приведен в главе IV настоящего пособия, в разделе «Установление контакта». 

Для группы «неустойчивых» акцент в профилактической работе необходимо делать на формировании устойчивой самооценки и ценностной структуры личности, на развитии волевых  качеств. Хорошим способом для этого  является привлечение несовершеннолетних к занятиям в спортивных секциях, технических кружках, подростковых клубах. Подобные занятия, проводимые специалистами и энтузиастами своего дела, формируют у подростков интерес, который в дальнейшем становится для них важнейшим стабилизирующим фактором, удерживающим от асоциальных поступков. Примеры работы с подростками, относящимися к группе «неустойчивых», можно найти в каждой спортивной секции, в каждом доме детского творчества. 

При детско-юношеской  спортивной школе г. Москвы, расположенной  в одном из районов СЗАО, в 2002 году открылась секция самбо. Занятия  бесплатно проводил тренер, энтузиаст  своего дела. Через некоторое время  из ближайшей школы преподаватель  физкультуры привела в эту  секцию двух шестиклассников. Сергей К. и Иван П., по мнению педагога, «…связались  с плохой компанией, отстали в  учебе, стали прогуливать занятия». Подростков привели в секцию почти  насильно, под угрозой «…поставить  на учет в милиции». Тренер принял детей  в одну из групп и сумел заинтересовать регулярными занятиями. Через несколько  месяцев подростки стали посещать тренировки с большим желанием, летом  поехали в спортивный лагерь. Их результаты в учебе значительно  улучшились, претензий к поведению  больше не было. 

Видя  подобные изменения в поведении  детей, учителя школы стали направлять в секцию подростков с проблемным поведением. И в подавляющем большинстве  случаев результат оказывался положительным. 

Приведенный пример не является чем-то необычным. В  истории нашей страны есть до сегодняшнего дня эффективно действующая система  клубов «Самбо-70», созданная Д.Л. Рудманом для вовлечения в занятия спортом  «трудных» подростков. 

Для группы «зависимых» коррекционную работу необходимо сосредоточить на формировании волевых качеств и принуждении  к выполнению требований социума. Такие  подростки нуждаются в строгом  контроле и организации своей  повседневной деятельности. Здесь также  уместно привлечение к занятиям в спортивных секциях и подростковых военизированных клубах с жесткой  дисциплиной. Помимо этого, хороший  результат дают индивидуальные и групповые занятия с психологом, на которых несовершеннолетних обучают распознавать и контролировать свои желания и эмоции. Стимулом к посещению различного рода занятий изначально может быть метод принуждения. В дальнейшем при формировании интереса к занятиям принуждение теряет свою актуальность. 

Для «аффективной»  группы наилучший результат дают индивидуальные и групповые занятия  со специалистом-психологом, а также  вовлечение в любую коллективную деятельность: спортивные игры, туризм, художественная самодеятельность и  др. Это позволяет корректировать неадекватную самооценку подростков, совершенствовать их коммуникативные  навыки, направлять мыслительный процесс  в позитивное русло, не давать зациклиться  на себе. 

Однако  перед тем как приступить к  рассмотрению основных типов отклоняющегося поведения, обратим внимание на возможные  наблюдаемые признаки психических  отклонений и эмоциональных расстройств  у несовершеннолетних, часто принимаемых  за отклоняющееся поведение. При  наличии в поведении подобных признаков (или наличии информации о подобном поведении) необходима консультация психолога или психиатра. 

Состояние острого психоза. Характеризуется  потерей контроля и спутанностью сознания. Несовершеннолетний, потерявший контроль, теряет способность кого-либо слушать, может громко кричать, угрожать причинить вред себе или другим. Либо может тихо сидеть, отказываясь  отвечать на вопросы или выполнять  инструкции. 

В состоянии  спутанности сознания несовершеннолетний не может сказать, где он находится, какое сейчас время суток или  день недели. Он не может объяснить, что делает и почему, не может  сказать, кто он. Из состояния спутанности  сознания подросток может быстро перейти в разряд потерявших контроль. 

Состояние острого психоза может быть вызвано  многими причинами: 

- рядом  инфекционных заболеваний;

- дефицитом  витаминов;

- резким  прекращением приема алкоголя  или наркотиков;

- травмой  головы;

- внезапным  эмоциональным шоком;

- хроническим  психическим заболеванием. 

Что делать в подобной ситуации?

Вести себя с несовершеннолетним мягко  и спокойно, поддерживающее.

До прибытия врача поместить несовершеннолетнего  в тихое помещение, где нет  раздражающих и опасных предметов.

Если  несовершеннолетний вышел из-под  контроля — связать его, стараясь не причинить травм. При этом необходимо помнить, что человек в состоянии  острого психоза обладает большой  физической силой, высокой скоростью  движений и пониженной чувствительностью  к боли. Поэтому никогда не нужно  пытаться связать человека в таком  состоянии без посторонней помощи.

При фиксации несовершеннолетнего за ним должно быть организовано непрерывное наблюдение для исключения возможности нанесения  им самоповреждений либо вреда кому бы то ни было.

В кратчайший срок передать несовершеннолетнего  под ответственность психиатра. 

Психические расстройства, вызванные травмами головы, могут проявляться в виде следующих  симптомов: 

- головные  боли;

- головокружения;

- утомляемость  и недостаток энергии;

- беспокойный  сон или бессонница;

- споры  или драки без причин;

- легко  появляющиеся слезы или смех;

- забывчивость;

- неспособность  концентрировать внимание;

- неспособность  ясно мыслить;

- неспособность  к простым домашним работам  и самообслуживанию. 

При выявлении  подобных симптомов несовершеннолетний должен быть направлен на осмотр к  врачу-невропатологу. 

В случае выявления факта травмы головы необходимо уточнить давность происшествия, его  обстоятельства, имеющиеся последствия (опросом по приведенному выше списку симптомов). 

Эмоциональные нарушения, связанные с сильным  страхом и тревогой, могут проявляться  в виде следующих симптомов: 

- подавляющие  страхи и тревоги, периодические  панические состояния;

- боли  в мышцах, подергивания, нарушения  равновесия;

- беспокойство, легкая утомляемость;

- ощущение  себя «на взводе»;

- легко  пугается громкого шума или  внезапных звуков;

- трудности  с засыпанием или частые пробуждения;

- легкое  впадение в гнев и многочисленные  жалобы на окружающих;

- невозможность  сосредоточиться на работе или  игре. 

Помимо  этого, могут также наблюдаться: 

- учащенное  сердцебиение и перебои в работе  сердца;

- ощущение  нехватки воздуха или холодные  и влажные руки;

- сухость  во рту и ком в горле;

- головокружение;

- тошнота;

- диарея;

- приступы  жара или озноба;

- головные  боли;

- учащенное  мочеиспускание либо ночное недержание  мочи. 

При выявлении  подобных симптомов несовершеннолетний должен быть направлен на консультацию к психиатру.[9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

  1. Алексеева И.А. Дети риска. – С.-Пб., 2002. – 202 с.
  2. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.:   Питер, 2006. - 431 с.
  3. Бондин В.И. Здоровый образ жизни: Концепция программы

Ростов  н/Д: Ростовский государственный  педагогический университет (РГПУ), 2002.

  1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2003. – 316 с.
  2. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х – ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление. / Отв. Редактор Л.И. Гилинский. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 384.
  3. Деева Е.И. Управление деятельностью по предупреждению асоциального противоправного поведения // Классный руководитель .- 2002 .- N3. - С.141- 143.
  4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
  5. Зелинский С.М. Половая идентичность у подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии: Сб. науч. тр. / Ленингр. педиатр, ин-т; Под ред. Д.Н. Исаева. Л., 2006. С. 26-29.
  6. Комаров К. Э. «Отклоняющееся поведение несовершеннолетних»

Информация о работе Девиантное поведение подростков