Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников:

Содержание

Возрастные особенности подросткового возраста…………………..3

Девиации поведения…………………………………………………....15

Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения…………………………………………………………………23

Список литературы………………………………………………….....32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 52.68 Кб (Скачать)

Подростковый  возраст занимает важную фазу в общем  процессе становления человека как  личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава  деятельности ребенка закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. 

Занимая переходную стадию между детством и  юностью, отрочество представляет исключительно  сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать  различия между младшими и старшими подростками, понимая, что нет никакого "среднеподросткового" возраста, практически приходится ориентироваться  на типичное, характерное для всего  этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество - это типичная эпоха детства, с другой - перед  нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений. 

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка, неравномерность физического развития, когда преимущественно происходит рост костей туловища и конечностей  в длину, приводит к угловатости, неуклюжести, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию  движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой и нарочитой  грубостью отвлечь внимание от своей  наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или  походки вызывают часто бурную реакцию, ибо подростка угнетает мысль, что  он смешон и нелеп в глазах окружающих. 

Подростковый  возраст - это возраст жадного  стремления к познанию, возраст кипучей  энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые  черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие  от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым  действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед  собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется  известной импульсивностью. Порой  подростки сначала сделают, а  потом подумают, хотя при этом уже  осознают, что следовало бы поступить  наоборот. 

Внимание  подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период уже может быть произвольное внимание. 

Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Значительно увеличивается  объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов [8]. 

Существенные  сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая  с каждым годом способность к  абстрактному мышлению, изменение соотношения  между конкретно-образным и абстрактным  мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого  мышления.  

Бурно развиваются и чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают  большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к окружающей действительности. При значительной склонности к романтическому у подростков более реалистичным и критичным становится воображение. Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе также черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. 

Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему  стремление к самосовершенствованию  подросток получает в системе  взаимодействия с "миром людей". И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия. Показательны в этом плане  данные опроса большой группы восьмиклассников. На вопрос, уважают ли они взрослых, подростки ответили: "Да, но только тех, кто считается с нами". Если же взрослые не считаются с  тем, что подросток уже не маленький  ребенок, то с его стороны возникают  обиды и разнообразные формы  протеста - грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм. 

Однако, непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой  обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного  подхода к подростку, когда не учитываются его психологические  особенности, порой возникают конфликты  и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание  или игнорирование взрослыми  истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат  его деятельности или, что еще  хуже, приписывание подростку не соответствующих  действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению  воспитательным воздействиям. Он не принимает  требований взрослых, потому что эти  требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл. 

Подросток, как уже отмечалось, стремится  быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно  контролируют, наказывают, требуют  послушания, подчинения, не считаясь с  его желаниями, интересами. Ошибочное  представление, будто подросток  еще маленький ребенок, не способный  к проявлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Например, в некоторых семьях самостоятельность подростков, - понятие  весьма относительное. Матери и отцы, сознавая необходимость изменения  отношений с растущими детьми, стараются шире вовлекать их в  семейные дела, в разнообразный труд, дают им те или иные поручения. Но и  при этом подростки сами не выбирают дела, не участвуют в его планировании, все строго регламентируется взрослыми. Отсутствует принцип добровольности, дети не привлекаются к обсуждению совершаемых дел, что глушит инициативу, творчество ребят. Ошибка в данном случае заключается в том, что взрослые не учитывают психологических особенностей детей разных возрастов, плохо используют их возможности, в том числе активность, энергию подростков, их стремление к самостоятельности. Предоставить детям самостоятельность, свободу  в выборе действия мешает мысль "как  бы чего не вышло". Родители создают  всевозможные ограничения, надзор. Между  тем, позиция настоящего воспитателя  по отношению к воспитанникам - это, прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это  ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и  подростков, при которой они живут  разными интересами, одни - командуют - другие выполняют команды.  

Каждый  возраст находится в непосредственном отношении с действительностью, каждый возраст важен сам по себе в жизни конкретного человека, независимо от связи с последующими возрастными периодами. 

Несостоятельными  являются все те теории подросткового  возраста, которые пытаются объяснить  психологию подростка, исходя из каких-либо внешних по отношению к психическому развитию факторов. Ведь факторы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо: они являются лишь компонентами сложной психологической мозаики процесса развития и становления личности [5]. 

Кризис  переходного периода протекает  значительно легче, если уже в  этом возрасте у школьника возникают  относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей "ненасыщаемостью": чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интерес, эстетические потребности и пр. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы сегодняшнего дня. 

Таким образом, наличие у подростка  устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и  организованным. А это, в свою очередь, способствует формированию волевых  качеств личности.  

Переходный  критический период завершается  возникновением особого личностного  новообразования, которое можно  обозначить термином "самоопределение". С точки зрения самосознания субъекта оно конкретизируется в новой, общественно  значимой позиции. Самоопределение  формируется во второй фазе подросткового  возраста (16-17 лет), в условиях скорого  окончания школы, связанного с необходимостью, так или иначе, решить проблему своего будущего. От мечтаний подростка, связанных  с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже  устойчиво сложившихся интересах  и стремлениях субъекта; тем, что  оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается  на формирующееся мировоззрение  подростка и связано с выбором профессии [4]. 

Итак, социальная ситуация развития представляет собой  переход от зависимого детства к  самостоятельной и ответственной  взрослости. Подросток занимает промежуточное  положение между детством и взрослостью. Ведущим видом деятельности является общение, переориентация общения с  родителями и учителями на общение  со сверстниками. Острота кризиса  переходного возраста во многом обусловлена  отношением взрослых к подростку: чем  больше они считают его равным себе, т.е. самостоятельным и ответственным  как и они; тем менее заметным проходит переходный период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Девиации  поведения
 

Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором  устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают  отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. 

Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным  поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. 

Под девиантностью  понимается отклонение от принятых в  обществе норм. В объем этого понятия  включаются как делинквентное, так  и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных  попыток). По другой классификации, все  нарушения поведения подростков делятся на две большие группы: делинквентное поведение, которое  проявляется при взаимодействии с обществом в целом и агрессивное  поведение. [1] 

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.). 

Социальные  отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и  проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде проступков и аморального  поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий. 

Отклонения  социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих  гражданских обязанностей, долга, нежелании  решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям  можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих  в мир искусственных иллюзий  и разрушающих психику. Крайнее  проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид. 

Особенно  большое распространение как  у нас в стране, так и за рубежом  получила такая форма социально-пассивных  отклонений, как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет  к быстрому и необратимому разрушению психики и организма. Такое поведение  получило на Западе название - саморазрушающего поведения. 

Информация о работе Девиантное поведение подростков