Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:26, курсовая работа
Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников:
Возрастные особенности подросткового возраста…………………..3
Девиации поведения…………………………………………………....15
Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения…………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………….....32
Подростковый
возраст занимает важную фазу в общем
процессе становления человека как
личности, когда в процессе построения
нового характера, структуры и состава
деятельности ребенка закладываются
основы сознательного поведения, вырисовывается
общая направленность в формировании
нравственных представлений и социальных
установок.
Занимая
переходную стадию между детством и
юностью, отрочество представляет исключительно
сложный этап психического развития.
Говоря о нем, важно учитывать
различия между младшими и старшими
подростками, понимая, что нет никакого
"среднеподросткового" возраста,
практически приходится ориентироваться
на типичное, характерное для всего
этого периода. С одной стороны,
по уровню и особенностям психического
развития отрочество - это типичная
эпоха детства, с другой - перед
нами растущий человек, стоящий на пороге
взрослой жизни, в усложненной деятельности
которого реально намечается направленность
на новые формы общественных отношений.
В подростковом
возрасте происходит бурный рост, развитие
и перестройка организма
Подростковый
возраст - это возраст жадного
стремления к познанию, возраст кипучей
энергии, бурной активности, инициативности,
жажды деятельности. Заметное развитие
в этот период приобретают волевые
черты характера - настойчивость, упорство
в достижении цели, умение преодолевать
препятствия и трудности. В отличие
от младшего школьника, подросток способен
не только к отдельным волевым
действиям, но и к волевой деятельности.
Он часто уже сам ставит перед
собой цели, сам планирует их осуществление.
Но недостаточность воли сказывается,
в частности, в том, что проявляя
настойчивость в одном виде деятельности,
подросток может не обнаруживать
ее в других видах. Наряду с этим,
подростковый возраст характеризуется
известной импульсивностью. Порой
подростки сначала сделают, а
потом подумают, хотя при этом уже
осознают, что следовало бы поступить
наоборот.
Внимание
подростка характеризуется не только
большим объемом и
Избирательным,
целенаправленным, анализирующим становится
и восприятие. Значительно увеличивается
объем памяти, причем не только за счет
лучшего запоминания материала,
но и его логического осмысления.
Память подростка, как и внимание,
постепенно приобретает характер организованных,
регулируемых и управляемых процессов
[8].
Существенные
сдвиги происходят в интеллектуальной
деятельности подростков. Основной особенностью
ее в 10-15 лет является нарастающая
с каждым годом способность к
абстрактному мышлению, изменение соотношения
между конкретно-образным и абстрактным
мышлением в пользу последнего. Важная
особенность этого возраста - формирование
активного, самостоятельного, творческого
мышления.
Бурно
развиваются и чувства
Возможность
осознать, оценить свои личные качества,
удовлетворить свойственное ему
стремление к самосовершенствованию
подросток получает в системе
взаимодействия с "миром людей".
И сам этот мир воспринимается
им именно через посредство взрослых
людей. Подросток ждет от них понимания,
доверия. Показательны в этом плане
данные опроса большой группы восьмиклассников.
На вопрос, уважают ли они взрослых,
подростки ответили: "Да, но только
тех, кто считается с нами".
Если же взрослые не считаются с
тем, что подросток уже не маленький
ребенок, то с его стороны возникают
обиды и разнообразные формы
протеста - грубость, упрямство, непослушание,
замкнутость, негативизм.
Однако,
непослушание, своеволие, негативизм,
упрямство отнюдь не представляют собой
обязательных черт характера подростка.
Лишь как следствие неправильного
подхода к подростку, когда не
учитываются его
Подросток,
как уже отмечалось, стремится
быть и считаться взрослым. Он всячески
протестует, когда его мелочно
контролируют, наказывают, требуют
послушания, подчинения, не считаясь с
его желаниями, интересами. Ошибочное
представление, будто подросток
еще маленький ребенок, не способный
к проявлению собственной инициативы,
ставит его в зависимое положение,
исключает возможность
Каждый
возраст находится в
Несостоятельными
являются все те теории подросткового
возраста, которые пытаются объяснить
психологию подростка, исходя из каких-либо
внешних по отношению к психическому
развитию факторов. Ведь факторы и биологического,
и социального порядка не определяют развитие
прямо: они являются лишь компонентами
сложной психологической мозаики процесса
развития и становления личности [5].
Кризис
переходного периода протекает
значительно легче, если уже в
этом возрасте у школьника возникают
относительно постоянные личностные интересы
или какие-либо другие устойчивые мотивы
поведения. Личностные интересы в отличие
от эпизодических (ситуативных) характеризуются
своей "ненасыщаемостью": чем больше
они удовлетворяются, тем более устойчивыми
и напряженными становятся. Таковыми являются,
например, познавательные интерес, эстетические
потребности и пр. Удовлетворение таких
интересов связано с активным поиском
(или созиданием) предмета их удовлетворения.
Это толкает подростков к постановке все
новых и новых целей, часто выходящих за
пределы наличной ситуации и даже за пределы
сегодняшнего дня.
Таким
образом, наличие у подростка
устойчивых личностных интересов делает
его целеустремленным, а следовательно,
внутренне более собранным и
организованным. А это, в свою очередь,
способствует формированию волевых
качеств личности.
Переходный
критический период завершается
возникновением особого личностного
новообразования, которое можно
обозначить термином "самоопределение".
С точки зрения самосознания субъекта
оно конкретизируется в новой, общественно
значимой позиции. Самоопределение
формируется во второй фазе подросткового
возраста (16-17 лет), в условиях скорого
окончания школы, связанного с необходимостью,
так или иначе, решить проблему своего
будущего. От мечтаний подростка, связанных
с будущим, самоопределение отличается
тем, что оно основывается на уже
устойчиво сложившихся
Итак, социальная
ситуация развития представляет собой
переход от зависимого детства к
самостоятельной и
Отклоняющимся
поведением называют поведение, в котором
устойчиво проявляются
Для характеристики
отклоняющегося поведения используют
такие специальные термины, как "делинквентность"
и "девиантность". Под делинквентным
поведением понимают цепь проступков,
повинностей, мелких правонарушений, отличающихся
от криминальных, т.е. уголовно наказуемых,
серьезных правонарушений и преступлений.
Под девиантностью
понимается отклонение от принятых в
обществе норм. В объем этого понятия
включаются как делинквентное, так
и другие нарушения поведения (от
ранней алкоголизации до суицидных
попыток). По другой классификации, все
нарушения поведения подростков
делятся на две большие группы:
делинквентное поведение, которое
проявляется при взаимодействии
с обществом в целом и
К социальным
отклонениям корыстной
Социальные
отклонения агрессивной ориентации
проявляются в действиях, направленных
против личности (оскорбления, хулиганство,
побои, изнасилование, убийство). Социальные
отклонения корыстного и агрессивного
типа могут носить как вербальный
(оскорбление словом), так и невербальный
характер (физическое воздействие) и
проявляться на уровне как докриминогенном,
так и посткриминогенном. То есть
в виде проступков и аморального
поведения, вызывающих моральное осуждение,
и в виде преступных уголовно-наказуемых
действий.
Отклонения
социально-пассивного типа выражаются
в стремлении к отказу от активной
жизнедеятельности, уклонении от своих
гражданских обязанностей, долга, нежелании
решать как личностные, так и социальные
проблемы. К такого рода проявлениям
можно отнести уклонения от работы,
учебы, бродяжничество, употребление алкоголя,
наркотиков, токсических средств, погружающих
в мир искусственных иллюзий
и разрушающих психику. Крайнее
проявление социально-пассивной позиции
- самоубийство, суицид.
Особенно
большое распространение как
у нас в стране, так и за рубежом
получила такая форма социально-