Отклоняющееся
поведение является результатом
неблагоприятного психосоциального развития
и нарушений процесса социализации,
что выражается в различных формах
детско-подростковой дезадаптации уже
в достаточно раннем возрасте. Детско-подростковая
дезадаптация проявляется в затруднениях
усвоения социальных ролей, учебных
программ, норм и требований социальных
институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих
функции институтов социализации.
В зависимости
от природы и характера дезадаптации
выделяют патогенную, психосоциальную
и социальную дезадаптацию, которые
могут быть представлены как отдельно,
так и в сложном сочетании.
Патогенная
дезадаптация вызвана отклонениями
и патологиями психического развития
и нервно-психическими заболеваниями,
в основе которых лежат функционально-органические
поражения центральной нервной
системы. В свою очередь патогенная
дезадаптация по степени и глубине
своего проявления может носить устойчивый,
хронический характер (психоз, эпилепсия,
шизофрения, олигофрения и т.д.), в
основе которых серьезные органические
повреждения центральной нервной
системы. Выделяют также более легкие,
пограничные формы нервно-психических
расстройств и отклонений, в частности
так называемую психогенную дезадаптацию,
(фобии, тики, навязчивые дурные привычки,
энурез и т.д.), что может быть вызвано неблагоприятной
социальной, школьной, семейной ситуацией.
В общей сложности по данным Санкт-Петербургского
детского психотерапевта А.И. Захарова
до 42% детей дошкольного возраста страдают
теми или иными психосоматическими проблемами
и нуждаются в помощи психоневрологов
и психотерапевтов. Отсутствие своевременной
помощи приводит к более глубоким и серьезным
формам социальной дезадаптации и отклоняющегося
поведения. Психосоциальная дезадаптация
связана с половозрастными и индивидуально-психологическими
особенностями ребенка, подростка, которые
обуславливают их определенную нестандартность,
трудновоспитуемость, требующих индивидуального
педагогического подхода, а в отдельных
случаях - специальных коррекционных психологических
программ.
По своей
природе и характеру различные
формы психосоциальной дезадаптации
также могут делиться на устойчивые
и временные, неустойчивые формы. Устойчивые
формы психосоциальной дезадаптации
могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических
особенностей, как акцентуации характера,
как неадекватная самооценка, нарушение
эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной
сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность,
либо патологическая застенчивость
и т.д.). К временным неустойчивым
формам психосоциальной дезадаптации
можно, прежде всего, отнести психофизиологические
особенности кризисных периодов
развития, и прежде всего кризис
подросткового возраста. Как известно,
в подростковом возрасте переживается
глобальный психофизиологический и
психосоциальный возрастной кризис,
связанный с ускоренным и неравномерным
развитием к мышечной и сердечно-сосудистой
системы, "эндокринной бypeй", сопровождающей
половое созревание, стремлением к общению
со сверстниками и самоутверждению, вызванным
процессом активного формирования самооценки
и самосознания, автономизацией от взрослых,
конфликтностью со взрослыми, повышенным
интересом к вопросам пола и т.д.
Все это
делает подростковый возраст весьма
трудным как для окружающих, так
и для самого подростка и ведет
к различным, и, как правило, временным
проявлениям дезадаптации. Временные
формы психосоциальной дезадаптации
могут также быть вызваны различными
конфликтными ситуациями в школе, со
сверстниками, переживаниями первой
влюбленности и т.д. Преодоление
психосоциальной дезадаптации подростка,
прежде всего, требует большого педагогического
такта взрослых, учителей и родителей,
также в отдельных случаях
применение специальных психосоциальных
психотерапевтических техник по коррекции
самооценки, формированию коммуникативных
навыков, нейтрализации отрицательных
установок, развитию эмоционально-волевой
сферы и т.д.
Социальная
дезадаптация проявляется в нарушении
норм морали и права, в асоциальных
формах поведения и деформации системы
внутренней регуляции, референтных
и ценностных ориентаций, социальных
установок. В зависимости от степени
и глубины деформации процесс
социализации можно выделить две
стадии социальной дезадаптации подростков:
педагогическая и социальная запущенность.
При педагогической запущенности, несмотря
на отставания в учебе, пропуски уроков,
конфликты с учителями и одноклассниками,
у подростков не наблюдается резкой
деформации ценностно-нормативных
представлений. Для них высокой
остается ценность труда, они ориентированы
на выбор и получение профессии
(как правило, рабочей), для них
небезразлично общественное мнение
окружающих. При социальной запущенности
наряду с асоциальным поведением
резко деформируется система
ценностно-нормативных представлений,
ценностных ориентации, социальных установок,
формируется негативное отношение
к труду, установка и стремление
к нетрудовым доходам и "красивой
жизни" за счет сомнительных и незаконных
средств к существованию. Их референтные
связи и ориентации также характеризуются
глубоким отчуждением от всех лиц
и социальных институтов с позитивной
социальной направленностью. Социальная
реабилитация и коррекция социально-запущенных
подростков с деформированной системой
ценностно-нормативных представлений
особенно трудоемкий и редкоприводящий
к успеху процесс. Однако, как среди
несовершеннолетних, так и среди
взрослых преступников, число лиц
с четко сформированной антиобщественной
системой ценностей и негативными
ценностно-нормативными представлениями
достаточно незначительное. И большая
часть людей с отклоняющимся
поведением сохраняет представления
об общечеловеческих ценностях и
нормах морали, однако по разным причинам
не может руководствоваться этими нормами
в своем поведении, либо оправдывая и свои
социальные отклонения различными защитными
мотивациями. Большое распространение
получают также так называемые "безмотивные"
преступления и девиации.[7]
Заметную
роль в мотивации девиантных подростков
играют чувства и эмоции негативного
характера: гнев, страх, месть, враждебность
и т.п. Агрессивное поведение подростков,
связанное с этими эмоциями, выражается
в драках, побоях, оскорблениях, телесных
повреждениях, убийствах, отчасти в
изнасиловании, в повреждении либо
уничтожении имущества.
Перечислим
основные факторы, ведущие к девиантному
поведению подростков:
1. Биосоциальный:
физическое влечение к противоположному
полу (либидо), стремление удовлетворить
половую потребность, раннее начало
полового созревания и пробуждение
сексуальных устремлений.
2. Средовой:
влияние друзей, знакомых наличие
ориентации на негативную компанию;
нарушение эмоционального контакта
с родителями, натянутые взаимоотношения,
невозможность откровенных бесед;
стимуляция отклоняющегося поведения
окружающей средой: получение негативной
информации через книги, кино
и видеофильмы, от друзей, знакомых
и т.д.; раннее начало курения,
приема наркотиков, употребление
алкоголя и т.д.
3. Социально-психологический:
потребность в эмоциональной
близости и способы ее удовлетворения,
употребление спиртных напитков
в кругу компании.
4. Социальной
дезадаптации: нарушение социальной
адаптации, натянутые отношения
с родителями (конфликты, наказания).
Последствия нарушенной социальной
адаптации, сужение круга знакомств до
асоциальной компании, праздное времяпрепровождение,
отказ от учебы и трудовой деятельности.
5. Нравственно-этический:
диссоциация нравственных установок;
интериоризированные (усвоенные)
общественные нормы.
6. Реакция
эмансипации: стремление стать
взрослее, завоевать уважение друзей,
подруг.
7. Неблагополучная
семья: воспитание в условиях
деформированной и неполной семьи.
Средовой
фактор отражает действие на подростка
различных компонентов микросоциальной
среды. Наибольшую нагрузку несет здесь
второй компонент – влияние негативной
компании. Попадая под ее влияние,
подросток быстро усваивает присущие
ей способы проведения свободного времени.
Не меньшая
нагрузка в этом факторе возложена
на такой компонент, как нарушение
эмоционального контакта с родителями.
Отчуждение в отношениях с отцом
и матерью заставляет подростков
удовлетворять потребность в
эмоциональном контакте в среде
сверстников либо лиц старшего возраста.
Между родителями в семьях трудных
подростков, как правило, по тем либо
другим причинам наблюдаются разногласия,
натянутые отношения, неискренность,
а порой открытая вражда, что тонко
чувствуют дети. Такая ситуация служит
первичным источником отчуждения ребенка
от семьи, которая со временем быстро
усугубляется.
Нарушение
доверительных взаимоотношений
с родителями сильно затрудняет воспитание
детей и делает почти невозможным
решение такого деликатного и
сложного вопроса, как половое воспитание
и просвещение.
Одним
из средств, облегчающих достижение
эмоционального контакта со сверстниками,
является употребление подростком спиртных
напитков. Характерно также то, что
раннее начало половой жизни коррелирует
с отсутствием авторитета родителей,
судимостью кого-либо из членов семьи.
Четвертый и пятый факторы, получившие
название факторов социальной дезадаптации,
концентрируют в себе характеристики
поведения подростков, которые говорят
о нарушении процесса социализации
личности. Пятый фактор включает признаки,
показывающие легко выраженную степень
нарушения социализации подростков,
и говорит об усилении их конфронтации
с окружающими.
Многие
из них бросают учебу, не работают,
часто вступают в конфликт с органами
охраны и правопорядка. Большинство
их друзей, старше по возрасту, характеризуются
негативно. Поэтому, попав в такую
компанию, подростки поневоле воспринимают
порочный характер общения.
Нравственно-этические
факторы дополняют друг друга, объясняют
действие первых четырех. Они говорят
о диссоциации нравственных идеалов
у большинства трудных подростков.
Фактор
реакции эмансипации в определенных
случаях является способом приобретения
независимости, статуса взрослого
человека, позволяет приобрести уважение
среди друзей и сверстников. Зачастую
она мотивируется необходимостью приобретения
сексуального опыта для вступления
в брак. В неполных, а также
деформированных, то есть в неблагополучных
семьях создаются дополнительные трудности
в воспитании ребенка: гиперопека, относительный
дефицит эмоционального общения, затруднение
идентификации половых ролей
и др. В связи с этим девушки
из неполных семей значительно быстрее
поддаются социальным влияниям. Общение
со старшими партнерами компенсирует
им дефицит эмоциональной близости,
удовлетворяет стремление к самостоятельности,
самоутверждению.
Компоненты
перечисленных выше факторов не имеют
жесткой зависимости друг от друга,
но их одновременное действие, несомненно,
ведет к девиантному поведению
подростков. В общей структуре
факторов, ведущих к девиантному
поведению подростков, наибольшей силой
влияния обладают биосоциальный, социальной
дезадаптации, средовой и нравственно-этические
факторы. Обязательно следует учитывать,
что ряд компонентов действует
не только на трудных, но и на обычных
подростков.
- Отклоняющееся
поведение: основные
его формы, причины,
этапы формирования,
возможные стратегии
изменения
Отклоняющееся
поведение — устойчиво повторяющееся
нарушение социальных норм и вытекающее
из этого противоправное поведение.
Отклоняющееся поведение может
носить как асоциальный, так и
криминогенный характер.
К асоциальному
типу отклоняющегося поведения относятся,
например:
— бродяжничество,
как следствие детской безнадзорности
и беспризорности;
—
явления алкоголизма, наркомании,
токсикомании;
—
аутоагрессивное поведение, то
есть причинение вреда собственному
здоровью вплоть до суицида;
—
агрессивное поведение по отношению
к окружающим, не переходящее
рамки закона.
К криминогенному
типу отклоняющегося поведения можно
отнести любое поведение, нарушающее
административное либо уголовное законодательство.
Предпосылками
формирования отклоняющегося поведения
могут являться следующие факторы:
1. Индивидуальные
- психобиологические
— нервно-психические патологии
и заболевания, акцентуации характера,
задержки физического и психического
развития;
- личностные
— особенности характера, дефекты
семейного и школьного воспитания.
2. Социально-психологические
— неблагоприятные особенности
взаимодействия несовершеннолетних
с ближайшим окружением (семьей,
улицей, детским коллективом).
3. Макросоциальные
— социокультурные и социально-экономические
условия существования общества.
Обычно
дети, демонстрирующие отклоняющееся
поведение, относятся к категории
«трудных». Оценка ребенка как «трудного»
отражает преимущественно мнение о
нем родителей и педагогов, а
не его конкретные психофизиологические
характеристики. Часто забывается о
том, что дети с отклоняющимся
поведением трудны, в первую очередь,
для самих себя.
Итак, «трудные»
дети — категория детей, демонстрирующих
явные отклонения в личностном развитии.
Обычно ребенка относят в эту
категорию по внешним проявлениям
его индивидуально-психологических
особенностей, служащих препятствием
для нормальной учебы в школе.
Психологи и педагоги предложили
несколько систем типологизации
«трудных» детей. Почти все они
относятся к детям более позднего
возраста, когда трудный ребенок
становится асоциальным подростком,
что часто создает путаницу в
понимании сути явления и формирует
стереотип «трудного» ребенка как
неуправляемого подростка. Одна из наиболее
полных разработанных систем принадлежит
А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы
«трудных» детей (до 6—8 летнего возраста):