Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников:

Содержание

Возрастные особенности подросткового возраста…………………..3

Девиации поведения…………………………………………………....15

Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения…………………………………………………………………23

Список литературы………………………………………………….....32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 52.68 Кб (Скачать)

Отклоняющееся поведение является результатом  неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже  в достаточно раннем возрасте. Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальных ролей, учебных  программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих  функции институтов социализации. 

В зависимости  от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную  и социальную дезадаптацию, которые  могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании. 

Патогенная  дезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной  системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине  своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психоз, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в  основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной  системы. Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-психических расстройств и отклонений, в частности так называемую психогенную дезадаптацию, (фобии, тики, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. В общей сложности по данным Санкт-Петербургского детского психотерапевта А.И. Захарова до 42% детей дошкольного возраста страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи психоневрологов и психотерапевтов. Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения. Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. 

По своей  природе и характеру различные  формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы. Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических  особенностей, как акцентуации характера, как неадекватная самооценка, нарушение  эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной  сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость  и т.д.). К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и прежде всего кризис подросткового возраста. Как известно, в подростковом возрасте переживается глобальный психофизиологический и  психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным  развитием к мышечной и сердечно-сосудистой системы, "эндокринной бypeй", сопровождающей половое созревание, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению, вызванным процессом активного формирования самооценки и самосознания, автономизацией от взрослых, конфликтностью со взрослыми, повышенным интересом к вопросам пола и т.д. 

Все это  делает подростковый возраст весьма трудным как для окружающих, так  и для самого подростка и ведет  к различным, и, как правило, временным  проявлениям дезадаптации. Временные  формы психосоциальной дезадаптации могут также быть вызваны различными конфликтными ситуациями в школе, со сверстниками, переживаниями первой влюбленности и т.д. Преодоление  психосоциальной дезадаптации подростка, прежде всего, требует большого педагогического  такта взрослых, учителей и родителей, также в отдельных случаях  применение специальных психосоциальных  психотерапевтических техник по коррекции  самооценки, формированию коммуникативных  навыков, нейтрализации отрицательных  установок, развитию эмоционально-волевой  сферы и т.д. 

Социальная  дезадаптация проявляется в нарушении  норм морали и права, в асоциальных  формах поведения и деформации системы  внутренней регуляции, референтных  и ценностных ориентаций, социальных установок. В зависимости от степени  и глубины деформации процесс  социализации можно выделить две  стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность. При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных  представлений. Для них высокой  остается ценность труда, они ориентированы  на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них  небезразлично общественное мнение окружающих. При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система  ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение  к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой жизни" за счет сомнительных и незаконных средств к существованию. Их референтные  связи и ориентации также характеризуются  глубоким отчуждением от всех лиц  и социальных институтов с позитивной социальной направленностью. Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений  особенно трудоемкий и редкоприводящий  к успеху процесс. Однако, как среди  несовершеннолетних, так и среди  взрослых преступников, число лиц  с четко сформированной антиобщественной системой ценностей и негативными  ценностно-нормативными представлениями  достаточно незначительное. И большая  часть людей с отклоняющимся  поведением сохраняет представления  об общечеловеческих ценностях и  нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении, либо оправдывая и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями. Большое распространение получают также так называемые "безмотивные" преступления и девиации.[7] 

Заметную  роль в мотивации девиантных подростков играют чувства и эмоции негативного  характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение подростков, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в  изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества. 

Перечислим  основные факторы, ведущие к девиантному  поведению подростков: 

1. Биосоциальный:  физическое влечение к противоположному  полу (либидо), стремление удовлетворить  половую потребность, раннее начало  полового созревания и пробуждение  сексуальных устремлений. 

2. Средовой: влияние друзей, знакомых наличие  ориентации на негативную компанию; нарушение эмоционального контакта  с родителями, натянутые взаимоотношения,  невозможность откровенных бесед;  стимуляция отклоняющегося поведения  окружающей средой: получение негативной  информации через книги, кино  и видеофильмы, от друзей, знакомых  и т.д.; раннее начало курения,  приема наркотиков, употребление  алкоголя и т.д.  

3. Социально-психологический:  потребность в эмоциональной  близости и способы ее удовлетворения, употребление спиртных напитков  в кругу компании. 

4. Социальной  дезадаптации: нарушение социальной  адаптации, натянутые отношения  с родителями (конфликты, наказания). Последствия нарушенной социальной адаптации, сужение круга знакомств до асоциальной компании, праздное времяпрепровождение, отказ от учебы и трудовой деятельности.  

5. Нравственно-этический:  диссоциация нравственных установок;  интериоризированные (усвоенные)  общественные нормы.  

6. Реакция  эмансипации: стремление стать  взрослее, завоевать уважение друзей, подруг.  

7. Неблагополучная  семья: воспитание в условиях  деформированной и неполной семьи. 

Средовой  фактор отражает действие на подростка  различных компонентов микросоциальной  среды. Наибольшую нагрузку несет здесь  второй компонент – влияние негативной компании. Попадая под ее влияние, подросток быстро усваивает присущие ей способы проведения свободного времени. 

Не меньшая  нагрузка в этом факторе возложена  на такой компонент, как нарушение  эмоционального контакта с родителями. Отчуждение в отношениях с отцом  и матерью заставляет подростков удовлетворять потребность в  эмоциональном контакте в среде  сверстников либо лиц старшего возраста. Между родителями в семьях трудных  подростков, как правило, по тем либо другим причинам наблюдаются разногласия, натянутые отношения, неискренность, а порой открытая вражда, что тонко  чувствуют дети. Такая ситуация служит первичным источником отчуждения ребенка  от семьи, которая со временем быстро усугубляется. 

Нарушение доверительных взаимоотношений  с родителями сильно затрудняет воспитание детей и делает почти невозможным  решение такого деликатного и  сложного вопроса, как половое воспитание и просвещение. 

Одним из средств, облегчающих достижение эмоционального контакта со сверстниками, является употребление подростком спиртных напитков. Характерно также то, что  раннее начало половой жизни коррелирует  с отсутствием авторитета родителей, судимостью кого-либо из членов семьи. Четвертый и пятый факторы, получившие название факторов социальной дезадаптации, концентрируют в себе характеристики поведения подростков, которые говорят  о нарушении процесса социализации личности. Пятый фактор включает признаки, показывающие легко выраженную степень  нарушения социализации подростков, и говорит об усилении их конфронтации с окружающими. 

Многие  из них бросают учебу, не работают, часто вступают в конфликт с органами охраны и правопорядка. Большинство  их друзей, старше по возрасту, характеризуются  негативно. Поэтому, попав в такую  компанию, подростки поневоле воспринимают порочный характер общения.  

Нравственно-этические  факторы дополняют друг друга, объясняют  действие первых четырех. Они говорят  о диссоциации нравственных идеалов  у большинства трудных подростков.  

Фактор  реакции эмансипации в определенных случаях является способом приобретения независимости, статуса взрослого  человека, позволяет приобрести уважение среди друзей и сверстников. Зачастую она мотивируется необходимостью приобретения сексуального опыта для вступления в брак. В неполных, а также  деформированных, то есть в неблагополучных  семьях создаются дополнительные трудности  в воспитании ребенка: гиперопека, относительный  дефицит эмоционального общения, затруднение  идентификации половых ролей  и др. В связи с этим девушки  из неполных семей значительно быстрее  поддаются социальным влияниям. Общение  со старшими партнерами компенсирует им дефицит эмоциональной близости, удовлетворяет стремление к самостоятельности, самоутверждению. 

Компоненты  перечисленных выше факторов не имеют  жесткой зависимости друг от друга, но их одновременное действие, несомненно, ведет к девиантному поведению  подростков. В общей структуре  факторов, ведущих к девиантному  поведению подростков, наибольшей силой  влияния обладают биосоциальный, социальной дезадаптации, средовой и нравственно-этические  факторы. Обязательно следует учитывать, что ряд компонентов действует  не только на трудных, но и на обычных  подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии  изменения
 

Отклоняющееся поведение — устойчиво повторяющееся  нарушение социальных норм и вытекающее из этого противоправное поведение. Отклоняющееся поведение может  носить как асоциальный, так и  криминогенный характер. 

К асоциальному типу отклоняющегося поведения относятся, например: 

— бродяжничество, как следствие детской безнадзорности и беспризорности;

 —  явления алкоголизма, наркомании, токсикомании;

 —  аутоагрессивное поведение, то  есть причинение вреда собственному  здоровью вплоть до суицида;

 —  агрессивное поведение по отношению  к окружающим, не переходящее  рамки закона. 

К криминогенному типу отклоняющегося поведения можно  отнести любое поведение, нарушающее административное либо уголовное законодательство. 

Предпосылками формирования отклоняющегося поведения  могут являться следующие факторы: 

1. Индивидуальные 

- психобиологические  — нервно-психические патологии  и заболевания, акцентуации характера,  задержки физического и психического  развития; 

- личностные  — особенности характера, дефекты  семейного и школьного воспитания. 

2. Социально-психологические  — неблагоприятные особенности  взаимодействия несовершеннолетних  с ближайшим окружением (семьей, улицей, детским коллективом). 

3. Макросоциальные  — социокультурные и социально-экономические  условия существования общества. 

Обычно  дети, демонстрирующие отклоняющееся  поведение, относятся к категории  «трудных». Оценка ребенка как «трудного» отражает преимущественно мнение о  нем родителей и педагогов, а  не его конкретные психофизиологические характеристики. Часто забывается о  том, что дети с отклоняющимся  поведением трудны, в первую очередь, для самих себя. 

Итак, «трудные»  дети — категория детей, демонстрирующих  явные отклонения в личностном развитии. Обычно ребенка относят в эту  категорию по внешним проявлениям  его индивидуально-психологических  особенностей, служащих препятствием для нормальной учебы в школе. Психологи и педагоги предложили несколько систем типологизации  «трудных» детей. Почти все они  относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребенок  становится асоциальным подростком, что часто создает путаницу в  понимании сути явления и формирует  стереотип «трудного» ребенка как  неуправляемого подростка. Одна из наиболее полных разработанных систем принадлежит  А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы «трудных» детей (до 6—8 летнего возраста): 

Информация о работе Девиантное поведение подростков