Детство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:11, реферат

Описание работы

В своем реферате, мне бы хотелось подробнее рассмотреть вопрос о том, как влияет на развитие детей нахождение их в школах – интернатах; о роли семьи в воспитании несовершеннолетних; о психологических проблемах детей – сирот, а самое главное о помощи, которая им так необходима.

Содержание

Введение
1. Семья. Её влияние на воспитание детей
2. Несколько слов о психической депривации
3. Дети из детского дома
4. «Я, каким кажусь себе»?
5. Психологическая помощь детям, лишённым родительского попечительства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 48.17 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.   Семья. Её влияние на воспитание детей

2.   Несколько слов о психической депривации

3.   Дети из детского дома

4.   «Я, каким кажусь себе»?

5.  Психологическая помощь детям, лишённым родительского попечительства

Заключение

Список литературы 

 

 

 

 

Введение 

 

Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная.

Таким образом, в детских  домах и школах – интернатах большинство  составляют дети, имеющие родителей, но или больных и недееспособных, или в основном тех, которых государство  лишило родительских прав.

Вообще, лишение родительских прав в нашей стране возможно только по решению суда и только в тех случаях, когда «родители (или один из них) уклоняются от своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими правами, либо оказывают на детей вредное влияние» (5, стр. 4). Часто причиной лишения родительских прав становится вовлечение ребенка в противоправные поступки в качестве жертвы, или невольного соучастника (изнасилования, хулиганство). По некоторым данным, лишение родительских прав в 88% случаев связано с тяжелым алкоголизмом обоих родителей.

 С точки зрения соматического и психического здоровья, с учетом отягченной наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжелых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях составляют по существу «группу риска».

Результаты комплексной  оценки состояния здоровья воспитанников  школ – интернатов показали, что  среди них практически отсутствуют  здоровые дети и подростки с нормальным развитием и уровнем функционирования организма (1 группа здоровья). Воспитанники, имеющие функциональные отклонения (2 группа здоровья), составляют до 10% в 1 – 3 и до30% в 4 – 8 классах. Наиболее многочисленной (до 70%) является 3 группа, в которую включены учащиеся, имеющие хронические заболевания в компенсированном состоянии. Воспитанники с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации составляют около10% и относятся к 4 группе. Для сравнения – в массовой общеобразовательной школе 4 группа здоровья встречается лишь в единичных случаях.

В школе – интернате  эту группу составляют в основном воспитанники, имеющие тяжелые нарушения  психоневрологической сферы. В 1 классе к 4 группе здоровья отнесено до 1/3 детей. У них имеются существенные отклонения в физическом развитии. Наблюдается  его дисгармоничность, один из показателей  которой – низкий (ниже среднего рост), отмечающийся у 59% воспитанников младших классов интернатов и 36% подростков 10 – 16 лет, и нарушения осанки у 55% детей младших классов. У 43% первоклассников обнаружены остаточные проявления рахита (деформация костей черепа и грудной клетки) и т.п.

Широко распространены (около 90% случаев) расстройства психоневрологической сферы, а также общая соматическая ослабленность организма. У 10% воспитанников младших классов отмечаются нарушения в поведении типа психоподобного синдрома; каждый 3 – 5-й ребенок страдает энурезом или другими проявлениями неврозов; у подростков наблюдается патохарактерологическое формирование личности, а также астеноневротические состояния.

Обсуждаемая проблема –  считать детей, воспитывающихся  вне семьи, здоровыми или больными – чрезвычайно сложная и острая. Однако обе эти крайние позиции  игнорируют принципиально важное обстоятельство – специфику психического, или, точнее,психологического, развития детей в учреждения интернатного типа, специфику, которая не определяется по критерию «норма и патология».

В своем реферате, мне бы хотелось подробнее рассмотреть  вопрос о том, как влияет на развитие детей нахождение их в школах –  интернатах; о роли семьи в воспитании несовершеннолетних; о психологических  проблемах детей – сирот, а  самое главное о помощи, которая  им так необходима. 

 

 

 

 

 

1. Семья. Её  влияние на воспитание детей

Каждая семья отличается индивидуально организованными  внутренними отношениями, бытом, традициями. Психологический микроклимат семьи  играет большую роль в воспитании детей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характер семейных отношений.

Состав семьи и межличностные  отношения ее членов, умение в процессе становления семейного уклада преодолевать трудности, адекватно реагировать  на происходящие события, адаптироваться к возникающим изменениям – все  это отличительные признаки, которые  создают определенный тип семьи.

Психиатрической науке детского и подросткового возраста известна зависимость различных отклонений в поведении и характере детей  от семейных взаимоотношений и родительского  воспитания. Одной из основных причин отклоняющегося от норм поведения подростка  является неправильное воспитание в  семье. «Трудный» подросток, как  правило, живет в «трудной семье», он является свидетелем конфликтов между  родителями, болезненно переживает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда благополучные семьи бросаются  в глаза. К неблагополучным семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения  подростка относятся следующие  их типы: «неполная» семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых воспитанием подростка занимаются прародители (бабушка, дедушка); «конфликтная» семья, в которой существует психологическая напряженность взаимоотношений, семья, в которой мир и согласие держаться на временных компромиссах, в которой в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой; «асоциальная» семья – преобладают антиобщественные тенденции, члены семьи вступают в противоречие с законом; семья с«алкогольным бытом» – основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков; «формальная» семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи, семейные обязанности выполняются формально; семья, в которой имеется душевнобольные родители (в таких случаях вообще не создаются условия полноценного развития личности).

Психологические исследования показали, что именно в неблагополучных  семьях чаще всего встречаются и  неправильные приемы воспитания, которые  приводят к нарушениям формирования характера и проблемам поведения  подростков. Воспитание по типу безнадзорности наблюдается в неполных семьях, а  также в семьях, где родители находятся  в конфликтных отношениях или  злоупотребляют алкоголем, а иногда ведут и аморальный образ жизни. Причиной безнадзорности может явиться  также нежелание родителей уделять  внимание и время воспитанию детей, которые рассматриваются как  помеха достижению личных эгоистических  целей.

У подростков, выросших в  условиях безнадзорности, могут наблюдаться  трудности поведения, склонность к  вредным привычкам (раннее курение, употребление алкогольных напитков и т.д.). Часто отмечается незрелость нравственных установок (чувства долга, ответственность, стремление к добру с неприятием зла и т.п.), что может становиться источником асоциального поведения. У таких подростков, как правило, формируются патологические черты характера в виде повышенной аффектности, возбудимости, несдержанности, в связи с чем, они часто конфликтуют, вступают в драки.

Мне кажется необходимым  обратить особое внимание на семьи, которые  объединены общим понятием – «полные, формально благополучные». Действительно, при первом знакомстве с такой семьей определяется статус полного семейного благополучия. Однако более пристальное их изучение позволяет вскрыть глубоко запрятанные сложные проблемы. В таких семьях не скрываются принципиальные расхождения в подходе к подростку. Родители непоследовательны в своих требованиях и установок, они не понимают и не стараются понять характерологические особенности своих детей. В связи, с чем воспитательные меры вызывают у подростков различные характерологические и патохарактерологическое реакции. Нередко подросток становится арбитром в сложных, напряженных взаимоотношениях между родителями. Поэтому не удивительно, что именно в этих семьях, согласно полученным данным, за внешней благопристойностью скрываются самые разнообразные типы аморального воспитания. Внешнее семейное благополучие, как правило, дезорганизуют окружающих, педагогов, воспитателей, а сами родители понимают всю серьезность положения лишь тогда, когда нарушенные формы поведения детей ставят их перед необходимостью держать ответ перед различными общественными организациями, в том числе и перед правоохранительными организациями.

Таким образом, семья оказывает  влияние на всестороннее развитие детей, прививает им трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, готовность оказать помощь, реализовать свои физические и духовные возможности, вести домашнее хозяйство и т.п. отношение родителей между собой  и их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера в целом – незаменимая  практическая школа отцовства и  материнства для подрастающего  поколения. Исследователи подтвердили уже известное положение о том, что неблагоприятная атмосфера в семье и неправильные приемы воспитания могут приводить к нарушению поведения и искажению характера. Именно эти сведения должны стать предметом широкой пропаганды, быть доведены до сведения каждой семьи, – в чем и стоит одна из важнейших задач психопрофилактики.

 

 

 

 

 

 

2. Несколько слов  о психической депривации… 

 

Депривация – термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе английских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный»; отсюда же и используемое в русском речи слово «приватный».

Таким образом, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в  результате отделения человека от необходимых  источников их удовлетворения, имеющие  пагубное последствие. Существенна  психологическая сторона этих последствий: ограничена ли моторика человека, отлучен  ли он от культуры или от социума, лишен  ли с раннего детства материнской  любви? Это проявление депривации психологически схожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не входящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

В зависимости о того, что именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие (5, стр. 30)

Сенсорная депривация

Может возникнуть в жизни, когда по тем или иным причинам человек испытывает так называемый сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для  описания жизненных условий психологи  обычно пользуются понятием «обеднённая среда». В эту среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда вредна для человека в любом возрасте, для ребенка она особенно губительна. Последствия сенсорного голода сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности.

Двигательная  депривация

С двигательной депривацией возникает в результате резкого ограничения движения. Например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны – необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка.

Социальная депривация

С ней, например, часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда разрываются привычные  круги общения, уходит ощущение своей  нужности обществу и в этом смысле связанности с ним. Подобная форма  депривации встречается и у молодых  людей. Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее  он в своих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким  и толерантным оказывается человек  к возникновению депривационного синдрома.

В этой главе я попыталась рассказать о разных видах психической  депривации. Конечно, в чистом виде каждый из этих видов депривации можно  выделить только в специальных экспериментах. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные  депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, формирование психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация являются следствием материнской депривации.

 

3. Дети из детского  дома

Сегодня в нашей стране в детских домах и школах –  интернатах растут около трети миллиона детей, оставшихся без попечения  родителей. Какие они, эти дети? Как  ни странно, ответить на этот вопрос довольно трудно. Игнорируемая обществом проблема детей, оставшихся без родителей не исчезла, а, напротив, катастрофически разрослась, превратившись в последствие в усиление алкоголизма, потери духовных ценностей и морального разложения, проблему сирот при живых родителях. Я уже писала в введении, что такие дети составляют на сегодняшний день почти 95% воспитанников соответствующих детских учреждений.

В результате в детских  домах и школах – интернатах оказался сосредоточенным специфический  контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной  наследственностью и часто не вполне ясной наследственностью, а  с другой стороны, ярко выраженным депривационным синдромом. Необходимо отметить, что и беспризорники, и подавляющее число сирот военных и послевоенных лет были, как правило, детьми с нормальным ранним семейным опытом, у которых связь с семьей прервалась лишь в силу трагических обстоятельств. Проблемы психической деривации достаточно широко исследуются учеными разных стран, однако прямое заимствование полученных в этих исследованиях результатов в теории и практике отечественной психологии и педагогике малоэффективно по ряду причин.

Информация о работе Детство