Детство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:11, реферат

Описание работы

В своем реферате, мне бы хотелось подробнее рассмотреть вопрос о том, как влияет на развитие детей нахождение их в школах – интернатах; о роли семьи в воспитании несовершеннолетних; о психологических проблемах детей – сирот, а самое главное о помощи, которая им так необходима.

Содержание

Введение
1. Семья. Её влияние на воспитание детей
2. Несколько слов о психической депривации
3. Дети из детского дома
4. «Я, каким кажусь себе»?
5. Психологическая помощь детям, лишённым родительского попечительства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 48.17 Кб (Скачать)

Во-первых, сравнительный  анализ проведенных исследований убеждает в том, что их результаты во многом определяются конкретными социокультурными условиями: традициями воспитания в  той или иной стране, типом детского учреждения, величиной и особенностями контингента учреждений и т.д. Во-вторых, большинство исследований, посвященных проблеме психической деривации, проведены с детьми раннего и дошкольного возраста. Все это делает актуальным изучение особенностей психического развития детей в учреждениях интернатного типа. В данной главе, мне хотелось бы представить результаты экспериментальных исследований, проведенных авторами. Обследуя детей младшего школьного и подросткового возраста, они стремились разносторонне изучить специфику их интеллектуального, личностного развития, особенностей поведения, общения с окружающими и т.п.

Ø   Коэффициент интеллекта

Для того чтобы выявить  уровень и наиболее общие характеристики интеллектуального развития воспитанников  школы – интерната воспользуемся  вариантом теста Векслера. Результаты теста дают возможность определить общий коэффициент интеллекта (IQ), представляющий собой процентное отношение уровня умственного развития (умственного возраста) к хронологическому возрасту индивида. При их совпадении уровень развития интеллекта индивида считается соответствующим возрасту. Испытуемые могут быть разделены на семь групп – от очень высокого уровня интеллекта до умственной отсталости. В данной выборке максимальное количество испытуемых (68, 4%) попали в группу со «средним интеллектом» (IQ – 90 до 109); 10,5% – в группу с интеллектом «выше среднего» (IQ – 110 до 120); ни одного испытуемого – в группу с «высоким интеллектом»; 5,3% – в группу с «очень высоким интеллектом» (IQ – выше 130); 10, 5% испытуемых оказались в группе с «тяжелым интеллектом» (IQ – от 80 до 89); ни один не попал в зону«граница умственной отсталости», и у 5, 3% испытуемых общий показатель интеллекта свидетельствовал об умственной отсталости (IQ – ниже 70).

Ø   Школьные успехи детей

Как соотносится уровень  развития интеллекта, психологически определяемый с помощью коэффициента интеллекта, со школьными успехами детей? Низкая школьная успеваемость –  следствие низкого интеллекта. Однако Й. Лангмейер и З. Матейчек на основании специальных исследований пришли к выводу: данная предпосылка полностью подтверждается у группы детей из «хороших семей», уже менее – у группы детей из «плохих семей» и еще менее – у детей, воспитывающихся в детских учреждениях (5, стр. 97)

Ø   Желания детей

Мотивационные предпочтения детей, свидетельствуют о том, что  для воспитанников школы –  интерната характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно  связанных и их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения. В то же время их сверстников из обычной школы  наряду с повседневными заботами волнуют и многие проблемы, выходящие  за рамки их личного опыта. Если школьники выражают свои пожелания в изъявительном наклонении, то воспитанники интерната – чаще всего в сослагательном. И это неслучайно. Воспитанники школы – интерната как бы не уверены в своем праве на желание, частицей «бы» они как бы отстраняют себя от своего желания, не чувствуя себя хозяевами своих желаний.

Ø   Я хочу… Я мечтаю…

В отличие от младших воспитанников, у подростков из интерната достаточно много высказываний, в которых  отражаются переживания, связанные  с их семейным неблагополучием, их желанием жить в нормальной семье и посещать обычную школу: «Я бы хотел, чтобы у меня были родители»; «Я мечтаю, что мама начнет новую жизнь»; «Я хочу помочь маме разобраться в жизни». С такими ответами в обычной школе не встречаются. Особенно обращает на себя внимание незначительное число, бедность и однообразие у подростков из интерната действий, в которых отражаются мотивы, связанные с собственной личностью, с ее развитием: «Я хочу стать сильным и честным», «Я мечтаю избавиться от своих недостатков». Таких высказываний в интернате значительно меньше, чем в обычной школе.

Таким образом, можно сделать  вывод, что физическое развитие (рост, размер головы, вес) в основном тем  лучше, чем длительнее период времени, прожитый ребенком в учреждении. Но уровень интеллекта оказался в очевидном  противоречии с физическим развитием: чем раньше дети поступали в учреждение, тем заметнее было запаздывание развития их интеллекта. Следствием этого является низкая школьная успеваемость, нарушения  мотивационной сферы, а также  заниженная самооценка. Вот почему данные, полученные в интернате, вызывают тревогу. 

 

4. «Я, каким кажусь  себе»?

В психологии существует метод  парного сравнения. Суть его в  том, что сопоставляются результаты выполнения некоторого задания, теста  попарно у людей, которые похожи между собой во всем, кроме того, что интересует исследователя. В  каждой паре подростки отличаются друг от друга тем, что один растет в  семье и учится в обычной школе, а другой воспитывается и обучается  в школе – интернате (5, стр. 164)

þ   1 пара.

Самоописание мальчика из интерната. На самоподготовке я не всегда делаю уроки. По утрам редко смотрюсь в зеркало. Я всегда встаю после пяти минут. Я ухожу за территорию интерната без разрешения всегда, как только удается. Я думаю только о себе, а ни о ком другом думать не хочу, и если это кому-то надо, все равно не хочу. Я неаккуратный. После школы я пойду в ПТУ, в какое пошлют. Но потом все равно займусь тем, чем хочу. А чем – не скажу. Из уроков мне нравится физкультура и география. У меня часто в голове не бывает никаких мыслей, только песни. В людях мне нравится гордость и смелость. Я считаю себя человеком так себе. Мне нравится в себе неумение ладить с людьми и воспитателями. Но с ребятами я умею ладить. Я люблю играть в карты.

Самоописание мальчика из массовой школы. Мне уже 14 лет. Я многое умею – умею копать, строгать, делать любую физическую работу. Я очень люблю работать топором, рубанком, но люблю еще чинить часы. Я умею водить автомобиль, ездить на мотоцикле. Я занимаюсь в секции «хоккей – футбол», но больше люблю футбол. В людях мне нравится честность и смелость. Мой характер мне очень нравится. Он у меня всякий, но чаще средний. Что мне в себе нравится – это то, что я умею дружить. Я дружу со многими (но не со всеми). Еще я очень люблю петь. Я думаю, что я смогу выполнить все свои мечты, если смогу пересилить себя.

þ   2 пара.

Самоописание мальчика из интерната. Я, Л.А., ученик 7 класса. Я высокий, нравлюсь девочкам, у меня хорошая спортивная фигура. Я считаю себя не совсем хорошим человеком, но все-таки не так уж, чтобы и совсем плохим. Раньше мне казалось, что я многое могу и умею, а теперь нет. Мой воспитатель говорит, что я врун, грубый, недобрый, полный эгоист. Но я могу прийти другому на помощь, сделать другому что-нибудь хорошее. Я люблю физкультуру и спорт. Я смелый, хотя в это и не верят. Я считаю, что я вполне умный. Я хотел бы стать шефом дальних перевозок, но, наверное, пойду в ПТУ – 36. Я не выполняю правил внутреннего распорядка, но делаю все так, чтобы меня ругали пореже. Я не коллективист, но люблю сборы и обсуждения.

Самоописание мальчика из массовой школы. Я мальчик, мне 14 лет. Я увлекаюсь плаванием (в бассейне), настольным теннисом, футболом. Я учусь в музыкальной школе. Я очень хочу иметь настоящего друга. Но у меня это плохо получается. Я думаю, что если люди дружат, то они должны дружить всю жизнь и помогать друг другу. Мне нравятся люди смелые, сильные. Когда я закончу школу, я пойду в военное училище. Я люблю заниматься спортом, играть и ходить в школу. У меня много недостатков: главный мой недостаток, у меня нет силы воли и очень плохой, драчливый характер. Но я воспитываю свой характер, стараюсь сделать сначала все дела, а потом идти гулять. Я хочу стать человеком, которого уважают. Мне хочется быть полезным.

Анализ содержания самоописания дает возможность составить представление об образе Я, имеющемся у подростков. Содержание образа Я выражает то, что человек считает в себе наиболее значимым, что, по его мнению, может отличить его от других. Поэтому с психологической точки зрения образ Я имеет ценностно-различительный характер. Из приведенных протоколов видно, что в школе, и в интернате встречаются различные самоописания подростков. И выбраны они были не случайно, так как отражают некоторые типичные для сравниваемых групп тенденции.

 

 

   Образ Я

Сравнивая содержание Я у воспитанников интерната и учащихся массовой школы, обнаружилось, что только в той части, которая касается взаимоотношений подростка с другими людьми, оно сходно. Это, по-видимому, отражает сензитивность подросткового возраста к данной проблематике, так как для подростков общение со сверстниками, равна как и перестройка взаимоотношений со взрослыми. При детальном анализе здесь нашлись различия. Школьники, как правило, акцентируют внимание на тех своих качествах, которые помогают или мешают им стать хорошим другом, на своих умениях, я точнее неумениях, трудностях в понимании других людей. У воспитанников интерната такие темы совершенно непопулярны. Сравнение образа Я в данном аспекте создает впечатление, будто воспитанники детского дома более социализированы, лучше умеют подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях. На деле это не так. Они значительно более инфальтильны, зависимы в поведении, в самооценке от окружающих. В образе Я это, в частности, ярко проявляется в том, что если школьники открыто выражают свое стремление к самостоятельности, протест против опеки и контроля, то и интернате в качестве ценности выделяется прямопротивоположное – признание необходимого контроля над собой. При сравнении самооценок подросток обращает внимание на себя то, что у воспитанников интерната они в большинстве случаев негативны и относятся к личности в целом. Основой для такой самооценки служат отрицательные нравственные качества («злой», «грубый», «врун», «непослушный», «ленивый», «полный эгоист»). У школьников, как правило, отношение к себе положительное, а самооценка обычно носит весьма сложный характер, включая общее принятие – неприятие себя по типу «Я себя люблю – я себя не люблю»,оценки своих отдельных умений, достижений, недостатков, а также оценки своего характера как чего-то относительно автономного от Я, с чем подросток ведет борьбу, воспитательную работу и т.п. Типичным высказыванием может служить: «Я хороший, умный и добрый человек, но у меня просто невыносимый характер; больше всего в моем характере мне не нравится его вспыльчивость и вредность, поэтому я воспитываю свой характер».   

Любовь к себе

Психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе – одна из важнейших, базовых потребностей человека. На психологическом языке  вместо «любви к себе» чаще используются другие слова: принятие себя, Я –  концепция, высокая самооценка и  т.д. Психологи отмечают, что воспитанники детских учреждений в большинстве  в своем имеют негативную Я  – концепцию, не уверены в себе. Как показывают исследования, при  наличии устойчивой негативной Я  – концепции у человека возникает  так называемый дискомфорт успеха, когда ему бывает неуютно и  даже неприятно, что его хвалят. Дискомфорт успеха объясняются тем, что человеку важнее сохранить привычное отношение  к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное. В психологии есть такое понятие – идентичность, или самоидентичность. Имеется при этом в виду чувство тождества самому себе, чувство постоянства своего Я. Самоидентичность, чувство Я, формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем у воспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у «семейных» детей.   

Самоидентичность

Центральный кризис идентичности – кризис подросткового возраста. Главным его симптомом считается обостренность, аффективная значимость чувства Я. Как показали данные, у воспитанников интерната это чувство Я практически не выражено. Если разделить высказывания о себе, даваемые подростками в самоописаниях на три категории:1) типичные для детей дошкольного и младшего школьного возраста; 2) типичные для подростков; 3) типичные для взрослых. И в группе подростков из массовой школы, и в группе воспитанников интерната встречались высказывания всех трех категорий, но если в первой из этих групп высказывания из категории 1) были единичны, а основное их число относилось к категории 2), то у воспитанников интерната все три категории высказываний по численности оказались примерно равными    

Мультипликация  материнской заботы

Основную причину развития негативной Я – концепции является то, что ребенок из учреждений с  раннего детства имеет дело не с одним любящим и заботливым взрослым, каковым для ребенка  обычно является мать, а с множеством постоянно меняющихся взрослых, очень  разных и по особенностям своего поведения, и по характеру эмоционального отношения  к ребенку. Распределение материнской  функции между несколькими воспитателями  многие ученые считают не только источником неправильного формирующейся самоидентичности, или Я – концепции, но и вообще фактором, определяющим практически все дефекты психического развития ребенка из детского учреждения. Наиболее однозначны в такой оценке представители психоаналитического направления, полагающие, что мать ничем не заменима для маленького ребенка.   

Общение со взрослыми

Внешний рисунок этого  общения у воспитанников школ – интернатов значительно отличается то наблюдаемого в обычной школе, в семье. Необходимо отметить два  момента в общении воспитанников  детского дома со взрослыми: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой – примитивность и неразвитость форм общения. Д. Боулби и У. Голдфарб зафиксировали подобные факты трудностей в общении со взрослыми и объясняли их тем, что ребенок в детском учреждении с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях (5, стр. 122)   

Реакция на фрустрацию

«Фрустрация» – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния. Она нередко является причиной неврозов. В связи с этим особое значение имеет проблема толерантности (устойчивости) личности к фрустрации. Ситуация фрустрации возникает в жизни каждого человека, но реагируют на нее люди по-разному. Сопоставление данных по группам интерната и массовой школы выявляет следующие различия между ними: реакции на фрустрацию потребности у детей из массовой школы более разнообразны. В интернате доминируют ответы, содержащие враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим. Специальный анализ реакций воспитанников в ситуациях конфликтов со взрослыми выявил, что у них доминируют экстрапунитивные реакции, в то время как в массовой школе в аналогичных ситуациях преобладают интропунитивные реакции. Этот факт выглядит как минимум странно на фоне отмечавшейся выше потребности в общении со взрослыми, характерной для детей, воспитывающихся вне семьи.   

Общение с другими  детьми

Учитывая особенности  жизни в детском учреждении, где  дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов. Это действительно характеризует общение в школе – интернате. Но воспитанники интернатов менее успешны в решении конфликтов в общении и со взрослыми, и со сверстниками, чем учащиеся обычных школ. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е., по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях соответственно неспособность конструктивно решить конфликт. Чтобы понять причины, по которым возникают описанные особенности поведения лишь у воспитанников школы – интерната, недостаточно лишь указать на узость, ограниченность их контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокую интенсивность контактов со сверстниками, с другой. Необходим качественный анализ специфики общения детей со взрослыми и сверстниками в условиях детского учреждения. Наблюдения за воспитанниками, у которых не было опыта общения со старшими братьями и сестрами, показали, что дети не имеют к ним родственной привязанности, а в процессе общения их отношения находятся на очень низком уровне (им нечем заняться друг с другом, они не проявляют ни доброжелательности, ни заботы, ни заинтересованности). Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение, нуждаясь в любви и внимания, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Информация о работе Детство