Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи. Экономические факторы процесс активизируют процесс распада семьи, большинство детей воспитывается в неполной семье, растёт число детей, рождённых вне брака, родители уклоняются от воспитания детей.

Содержание

Введение
1. Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях
1.1 "Родительские отношения": виды, критерии
1.2 Характеристика гуманных отношений и путей их развития в психолого-педагогической литературе
1.3 Сущность понятия "социально-неблагополучная семья"
1.4 Виды, особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
2. Психолого-педагогические условия гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
2.1 Характеристика МДОУ детского сада № 9 комбинированного вида
2.2 Традиционные виды работы с неблагополучными семьями
2.3 Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье
2.4 Разработка программы по созданию психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
Заключение
Библиография
Приложения

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

 

Место работы:_________________________________________________

 

Должность:___________________________________________________

 

Образование:__________________________________________________

 

Рабочий телефон:______________________________________________

 

Отец:________________________________________________________

 

Место работы:_________________________________________________

 

Должность:___________________________________________________

 

Образование:__________________________________________________

 

Рабочий телефон:______________________________________________

 

С кем проживает ребёнок

 

С родителями:_________________________________________________

 

С матерью:____________________________________________________

 

С отцом:______________________________________________________

 

С другими родственниками: ____________________________________

 

(сведения о них)

 

Сведения о других детях в семье: ________________________________

 

(степень их родства, возраст)

 

Бытовые условия жизни ребёнка ________________________________

 

(общие условия, условия для игры, занятий, отдыха)

 

Посещение ребёнка на домуДата              Результаты посещения (кратко)

             

             

 

 

Круг интересов членов семьи (хобби):

 

Взаимоотношения ребёнка с родителями и другими членами семьи:

 

- атмосфера в семье дружелюбная, теплая;

 

- отношения близкие, доверительные;

 

- отношения отчужденные;

 

- взаимопонимание ребёнка с родителями;

 

- отсутствие взаимопонимания.

 

Особенности семейного воспитания:

 

- строгий контроль за поведением ребёнка;

 

- ограничение самостоятельности;

 

- большая самостоятельность ребёнка;

 

- родители сотрудничают с воспитателями;

 

- вступают в противоречие с воспитателями.

 

Формы участия членов семьи в жизни группы, дошкольного учреждения:

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

 

Психолого-педагогическая характеристика семьи

 

 

 

Краткая характеристика воспитательных возможностей каждого члена семьи

 

1.  Интересы и склонности членов семьи _______________________

 

2.  Любимые занятия: отца ___________________________________

 

матери_____________________________________________________

 

3.  Отношение к работе: отца _________________________________

 

матери _______________________________________________

 

4.  Как в семье отдыхают_____________________________________

 

5.  Семейные праздники и традиции____________________________

 

6.  Помогают ли старшие братья и сестры в воспитании малышей_______

 

7.  Отношение в семье к дедушкам и бабушкам_____________________

 

Педагогическая культура родителей.

 

1.  Родители умеют учитывать возрастные особенности детей (находят верный тон в отношениях с детьми в зависимости от возраста и их индивидуальных различий)

 

2.  Родители умеют выявить и оценить положительные черты характера своих детей

 

3.  Знают недостатки в характере и привычки своих детей, умело организуют воспитание

 

4.  Родители занимаются педагогическим образованием и самообразованием

 

5.  Родители регулярно посещают родительские собрания, консультации, школу для родителей в детском саду

 

6.  Родители интересуются положительным опытом воспитания в других семьях, стараются применять его к своей семье

 

7.  Родители применяют единые требования к детям

 

8.  Имеются семейные традиции, совместные праздники и отдых

 

9.  Родители поощряют детей (за что и как)

 

10.  Родители наказывают детей (за что и как)

 

Социальная ценность семьи.

 

1.  В какой сфере трудятся родители

 

2.  Удовлетворены ли своей работой

 

3.  Делятся ли родители успехами в своей работе в семье, при каких обстоятельствах

 

4.  Какую общественную работу выполняют родители, любят ли её, как о ней отзываются

 

5.  Знают ли об общественной работе родителей их дети

 

6.  Интересуются ли родители взаимоотношениями своего ребёнка в группе, как на них влияют

 

7.  Какую помощь могут оказать родители детскому саду

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

 

 

Перечень критериев определения неблагополучных семей

 

 

 

1.  Родители систематически несвоевременно забирают ребёнка из ДОУ.

 

2.  Родители (либо один из них) приходят в ДОУ в нетрезвом виде.

 

3.  Систематически поручают забирать ребёнка из ДОУ различным родственникам, знакомым, несовершеннолетним детям.

 

4.  При поступлении в ДОУ у ребёнка на теле имеются следы жестокого физического обращения (синяки, ссадины, ушибы и т.п.).

 

5.  Верхняя одежда, бельё, обувь ребёнка не соответствует гигиеническим требованиям.

 

6.  Плохие жилищные условия:

 

·  излишняя скученность, порождающая большую нервозность всех членов семьи;

 

·  отсутствие у ребёнка собственной постели, места для игр и занятий;

 

·  несоблюдение правил гигиены и санитарии;

 

·  отсутствие у ребёнка игрушек, книг, карандашей, красок, альбомов и т.д., что сказывается на реализации права ребёнка на образование и развитие его индивидуальных особенностей.

 

7. В общении со сверстниками и взрослыми ребёнок проявляет агрессивность, нецензурные выражения.

 

8. В сюжетно-ролевых играх отражает негативные стороны семейных отношений.

 

9. Низкие семейные доходы, наличие систематической задолженности оплаты содержания ребёнка в ДОУ.

 

10. Неполные семьи с постоянной сменой "сожителей", проживающих с родителями ребёнка.

 

11. Постоянное проживание ребёнка без родителей (у бабушек, дедушек, тетей и других родственников) без оформления опеки над ним.

 

12. Частые заболевания ребёнка "социальными болезнями" (педикулез, микроспория, чесотка, венерические заболевания).

 

13. Высокий уровень тревожности ребёнка, отрицательные показатели диагностики его эмоционального состояния, семейного статуса.

 

Примечание: По одному критерию семья не может быть отнесена к разряду неблагополучных. Для данного заключения требуется наличие 2 и более признаков.

 

Составитель: Пасынкова И.В.

 

Методист ГМК

 

Т. 3-85-86

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

 

 

Анкета для родителей по выявлению уровня знаний о ребенке.

 

 

 

1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

 

2. Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?

 

3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

 

4. Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?

 

5. Является ли Ваш ребёнок "кумиром семьи"?

 

6. Что в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

 

7. Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные "Почему"?

 

8. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

 

9. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

 

10. Решаете ли вы с ним его проблемы?

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

 

 

Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

 

 

 

Инструкция: "Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ "верно", если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или "не верно", если не совпадает.

 

1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

 

2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.

 

3. Я уважаю своего ребёнка.

 

4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.

 

5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

 

6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.

 

7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.

 

8. Мой ребёнок часто неприятен мне.

 

9. Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.

 

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему

 

большую пользу.

 

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.

 

12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.

 

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.

 

14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

 

15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.

 

16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

 

17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как "губка".

 

18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.

 

19. Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

 

20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

 

21. Я принимаю участие в своём ребёнке.

 

22. К моему ребёнку "липнет" всё дурное.

 

23. Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.

 

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.

 

25. Я жалею своего ребёнка.

 

26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

 

27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время.

 

28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью

 

вспоминаю его маленьким.

 

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

 

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

 

31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.

 

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.

 

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

 

34. Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.

 

35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

 

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

 

37. Я всегда считаюсь с ребёнком.

 

38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

 

39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.

 

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

 

41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

 

42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

 

43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.

 

44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

 

45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.

 

46. Мой ребёнок часто раздражает меня.

 

47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.

 

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

 

49. Я не доверяю своему ребёнку.

 

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

 

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.

 

52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

 

53. Я разделяю интересы своего ребёнка.

 

54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

 

55. Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.

 

56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

 

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

 

58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

 

59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.

 

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.

 

61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Высокий тестовый балл интерпретируется как:

 

- отвержение;

 

- социальная желательность;

 

- симбиоз;

 

- гиперсоциализация;

 

- инфантилизация (инвалидизация).



Информация о работе Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях