Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи. Экономические факторы процесс активизируют процесс распада семьи, большинство детей воспитывается в неполной семье, растёт число детей, рождённых вне брака, родители уклоняются от воспитания детей.

Содержание

Введение
1. Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях
1.1 "Родительские отношения": виды, критерии
1.2 Характеристика гуманных отношений и путей их развития в психолого-педагогической литературе
1.3 Сущность понятия "социально-неблагополучная семья"
1.4 Виды, особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
2. Психолого-педагогические условия гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
2.1 Характеристика МДОУ детского сада № 9 комбинированного вида
2.2 Традиционные виды работы с неблагополучными семьями
2.3 Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье
2.4 Разработка программы по созданию психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
Заключение
Библиография
Приложения

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

 

4.  "Авторитарная гиперсоциализация" – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

 

5.  "Маленький неудачник" – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 

Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.

 

Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).

 

Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.

 

Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

 

Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

 

 

 

1.2 Характеристика гуманных отношений и путей их развития в психолого-педагогической литературе

 

 

 

Сегодня, когда мы забываем слова "доброта, милосердие, сострадание, сорадование", а все чаще видим, слышим о подростковой преступности и детской жестокости, злобе, зависти в детской среде, мы невольно ужасаемся, пытаясь понять суть происходящего. Тогда мы оглядываемся в поисках средств обретения гармонии отношений человека к миру, другим людям и себе самому, т.е. гуманных отношений. Каковы же условия возникновения подобных отношений ребенка, при которых предметный мир - окружающая среда – социальный мир – взрослые и сверстники – оказываются для него безусловными личностными ценностями и порождают стремление к защите, содействию, помощи?

 

Постановка проблемы происхождения гуманных отношений в детстве содержит направленность на раскрытие природы ребенка как социально - генетического существа. Психологическое наполнение этой характеристики - выявление становления в сознании и поведении ребенка, прежде всего ценности окружающего мира и другого человека как человека, присваиваемой ребенком в той или иной конкретной социальной ситуации развития. [1,ст.75]

 

Так же, в гуманных отношениях воплощено развитие и проявление важнейшей личностной субстанции – категории совести, т.е. внутреннего различения субъектом добра и зла, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка (своего и чужого), с точки зрения нравственной цензуры. Если проявляется отношение к человеку как к ценности, другой человек приобретает личностный смысл, это и есть гуманные отношения, которые выступают как идеальная норма, обеспечивающая ребенку нормальное равновесие и развитие. Э. Эриксон об этом пишет: "Только постепенное нарастание чувства идентичности, основанное на личном опыте социального здоровья и культурной солидарности, в конце главного кризиса детства сулит тот периодический баланс в человеческой жизни, который… - способствует чувству гуманности". [8, ст.28]

 

Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности – в актах содействия, соучастия и помощи. [13,ст.36].

 

Гуманность представляет собой совокупность нравственно – психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии – умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности – терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

 

Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательную, эмоциональную и поведенческую компоненту, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением, так называемого, поведения помогающего и пр. Оно снимает противопоставление альтруизма и эгоизма, предполагающее либо уничтожающую жертвенность, либо корыстное себялюбие.

 

В своей развитой форме гуманность субъекта выступает в группах высокого уровня развития, где является способом существования отношений межличностных, при которых каждый член коллектива относится к другому как к самому себе, и к себе, как к другому, исходя из целей и задач совместной деятельности. Эмпирическое воплощение гуманности – идентификация коллективная [14,ст.62].

 

Формирование гуманности в онтогенезе связанно с развитием самосознание ребенка, выделением себя из социального окружения. Показано, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит деятельности совместной, предполагающей его реальное сотрудничество сначала со взрослым, а затем со сверстником. Деятельность совместная создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в игре и общении формирует гуманное отношение к другим значимым; от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (сострадание неблагополучию и сорадование успехам) он переходит к опосредованным моральными нормами актам соучастия в деятельности совместной. Изучение закономерностей становления и развития гуманности, как характеристики личности, а также механизмов ее функционирования – важная задача нравственного воспитания человека, формирования всесторонней личности [14,ст.64].

 

Гуманные отношения – это отношения к другому как к себе самому, и к себе как к другому.

 

Гуманное отношение к сверстнику может проявляться в двух формах сопереживания: сострадания ему в ситуации его наказания, и сорадование в ситуации награды. В современном мире, когда милосердие, сострадание перестает быть нормой поведения, необходимо воспитание способности к сорадованию, которое является средством преодоления личностного эгоцентризма [2,ст.44].

 

Опосредованные совместной деятельностью гуманные отношения в детских группах имеют уровневую организацию, их становление в онтогенезе подчинено общепсихологической закономерности развития высших форм поведения.

 

Гуманные отношения, как частный случай межличностных отношений, могут быть представлены в двух ипостасях: как непосредственные, прямые, а также как опосредованные содержанием совместной деятельности индивидов. Первый уровень развития гуманных отношений, по сути дела, интенсивно исследовался в руслах различных теорий и в нашей стране, и за рубежом, исследования второго уровня осуществляется сравнительно недавно.

 

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте – эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. А.В.Запорожец называл умение понять другого "новым видом внутренней психической активности ребенка" [12,ст.322].

 

Одним из путей формирования гуманных отношений является целенаправленное развитие наиболее важных сторон и качеств личности, общекультурное развитие ребенка

 

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в педагогике и психологии довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятие, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Т.В. Черник и др.

 

Что же исследования дали практике? Уточнилось содержание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям и природе. Определилась методика формирования таких взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста. В основе методики лежит механизм нравственного воспитания, но последовательность компонентов механизма меняется в зависимости от возраста детей [1,ст.58].

 

1.3  Сущность понятия "социально-неблагополучная семья".

 

 

 

В социальной работе произошёл резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является [10,ст.345]. Овчарова Р.В. в "Справочной книге социального педагога" говорит о том, что человек в своей жизни имеет две семьи "здесь и теперь", членом которой он является и семью, из которой он произошёл [10,ст.345]. Поэтому в жизни каждого человека семья занимает важное место. В семье ребёнок усваивает нормы человеческих отношений, а став взрослым строит свои семейные отношения в соответствии с тем, какие отношения были у его родителей между собой, и как они относились к нему. От состояния семьи, на которую влияют все изменения, происходящие в обществе, зависит состояние государства. Во все века человечество понимало важность семьи. Блонский П.П. говорил о семье как органе воспитания "семья есть самое возвышенное, что только можно придумать для воспитания нашего рода (Песталоцци); из тихого святилища семьи приходит к нам счастье человека, и только одна семейная жизнь даёт для всей человеческой жизни самое важное – развитие и образование доброго сердца". По мнению Эллен Кей, лишь "в тихой и сердечной атмосфере семейного воспитания может естественно и нормально развиваться нежная индивидуальность ребёнка" [11,ст.62].

 

Понятие "социально-неблагополучная семья" появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Неблагополучные семьи имеют низкий социальный статус, как правило в нескольких сферах жизнедеятельности не справляются с возложенными на них функциями. Это понятие позволяло выделить категории людей, семей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

 

Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

 

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

 

Проблемы неблагополучной семьи могут быть поняты и решены в их социокультурном контексте, так как сама семья есть порождение и отражение конкретной исторической и социокультурной ситуации.

 

Поколениям 90-х годов ХХ столетия довелось жить в особое время. Переход страны на иной путь развития экономики сильно отразился на российской семье, что в последние десятилетия повлекло значительные ее изменения. Уменьшилась роль государства в области социальных гарантий и поддержки, это привело к ослаблению общественной ценности семьи и снизило ее социальный статус. В результате стремительного расслоения российского населения по экономическому показателю в лексиконе появились новые, ранее не употребляемые термины: "грань выживания", "новые русские".

 

Ученые и практики стали выделять особую категорию семей "социального риска". Смысл данного определения связан с понятием социального здоровья семьи, антипод которого выделяется социальное напряжение[2,ст.135].

 

Вряд ли сегодня можно "лечить" семейную дезорганизацию только педагогическими "лекарствами". Чтобы члены семьи пошли на контакт и сами могли поведать о своей семейной "болезни", важно занять искреннюю позицию сочувствия боли и страдания. Дети и родители в дезорганизованных семьях связаны любовью и заботой друг о друге так же, как страданием, горем печалью. Выбросы гнева друг на друга придают отношениям мрачный, мучительный оттенок. На примере близкого взрослого ребенок узнает, что кто-то в этой жизни предстает "жертвой", а кто-то становится "палачом", усваивает роли "насильника" и "жертвы", причем порой одновременно[2,ст.139].

 

Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.

 

Хорошо, если в детском саду в этот момент рядом с ребенком окажется чуткий педагог или психолог, который познакомит его со всем спектром чувств, тогда истинное "Я" ребенка может быть сохранено. В противном случае ребенок будет вынужден расти и взрослеть, играя чужие роли. В литературе описаны роли, которые играют дети в семьях, где кто-то болеет алкоголизмом или наркоманией. Например, "семейный герой" - ребенок, на которого "вся надежда", как правило, послушный и исполнительный, с пяти лет бегает в булочную, мать им гордится; в этой ситуации дети прячут за "героизмом" эмоциональную и душевную боль, чтобы не чувствовать ущербность, они вырастают с привычкой "быть героями". Или роль "шута" - дети играют эту роль, чтобы сглаживать в семье напряжение, переводить его в шутку, за маской веселости прячется все та же душевная боль. "Козел отпущения" - на ребенка сыплются все невзгоды семьи, что "папа снова напился", "что денег не хватает", "что сломался холодильник, а на ремонт нет денег", разбилась посуда и т.д. Но сам ребенок не имеет в семье права ответить, он выражает свой протест иначе, нередко, следуя образу хулигана со всеми вытекающими последствиями. "Потерянный ребенок" - живет в своем мире. Никто не знает и не интересуется, что у него происходит внутри, он даже по квартире ходит тихо и незаметно. Можно с грустью констатировать, что у всех детей, играющих подобные роли в семьях, попросту потеряно детство[2,ст.139-140].

Информация о работе Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях