Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи. Экономические факторы процесс активизируют процесс распада семьи, большинство детей воспитывается в неполной семье, растёт число детей, рождённых вне брака, родители уклоняются от воспитания детей.

Содержание

Введение
1. Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях
1.1 "Родительские отношения": виды, критерии
1.2 Характеристика гуманных отношений и путей их развития в психолого-педагогической литературе
1.3 Сущность понятия "социально-неблагополучная семья"
1.4 Виды, особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
2. Психолого-педагогические условия гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
2.1 Характеристика МДОУ детского сада № 9 комбинированного вида
2.2 Традиционные виды работы с неблагополучными семьями
2.3 Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье
2.4 Разработка программы по созданию психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
Заключение
Библиография
Приложения

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

 

Цель исследования: проанализировать состояние семьи ребёнка как системы социального развития.

 

В ходе исследования решались следующие информационно-исследовательские задачи:

 

·  выяснялось эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к семье;

 

·  рассматривались отношения членов семьи между собой, их отношения к ребёнку.

 

Эмоциональное отношение к семье выяснялось на ряде тестов, такие как автопортрет, дом-дерево-человек, несуществующее животное, моя семья. Приведем данные этих тестов.

 

Автопортрет. 33% детей нарисовали себя с большими глазами, которые на рисунке обычно обозначают подозрительность, озабоченность и гиперчувствительность к общественному мнению. Рот как у клоуна, изображенный на рисунках 15% воспитанников,- вынужденная приветливость. Кроме того, у 21% рот "украшен" зубами, что говорит о неприкрытой агрессии. Руки символизируют контакт личности с миром. Соединенные руки означают скованность, замкнутость. Рука как боксёрская перчатка,- у 27% говорит о вытесненной агрессии. Пальцев на руке больше пяти – могут указывать на агрессию и амбициозность.

 

Дом – дерево – человек. Дерево символизирует жизненную энергию, стремление к жизни определяется толщиной ствола и веток. Если дерево занимает на рисунке значительное место, это говорит об огромной энергии и позитивном подходе к жизни – 37% рисунков детей в группе испытуемых. Ветки направлены вниз: 11% рисунков, что считается показателем депрессии и замкнутости, нерешенных проблем. Дом, в котором есть дверь (68%), говорит об откровенности, общительности ребёнка, зависимости его от других. Маленькие двери – не желание впускать в свое "я" - 12% рисунков детей. Отсутствие двери – психологическая недоступность, замкнутость – 20%. Дом нарисован вдали – отверженности – 14%. Тонкая струйка дыма из трубы может быть признаком недостатка эмоциональной теплоты в доме – 23%. Наличие окон – 53%, что означает стремление к хорошим контактам с людьми, у 10% рисунков детей окна очень большие, что может являться признаком развязности.

 

Несуществующее животное. Если рисунок расположен в нижней части листа, значит, ребёнок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, подавленность, он нерешителен – 14%. Наличие таких дополнительных деталей на голове, как рога, перья, а также когти на лапах, щетина, иглы, - говорят об агрессивности (спонтанной или защитной) – 56%. Хвосты, направленные вверх – 27%, - ребёнок положительно оценивает свои действия. Панцирь, щит – линия защиты – 9%. Сильный нажим линий – 13% - тревога.

 

Моя семья. Доминирующий (по высоте расположения на листе) отец – 34%, мать – 29%, равное расположение – 23%, доминирует ребёнок – 14%. На 57% рисунков детей просматриваются четкие гендерные тенденции (мать выполняет работу по дому, отец на работе, с машиной, с газетой). В зависимости от выбора цвета (яркости, насыщенности) можно судить об отношениях родителей с ребёнком. Мать изображена в более светлых, ярких тонах – 32%, лучше строятся отношения с отцом – 51%, гармоничные отношения – 17%.

2.3 Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье

 

 

 

Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

 

Задачи:

 

1.  Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.

 

2.  Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

 

3.  Выяснить родительское отношение к ребёнку.

 

Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.

 

При работе с детьми мы использовали следующие методы:

 

·  рисуночный тест "Кинетический рисунок семьи" (Р. Бернс и С. Коуфман);

 

·  методика "Неоконченные предложения".

 

Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

 

При работе с родителями нами были использованы следующие методы:

 

- анкетирование;

 

- тестирование: "Родительское отношение к детям" (А.Я. Варга, В.В. Столин).

 

Было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

 

Свою работу я начала с обследования детей. Для этого использовала тест Р.

 

Бернса и С. Коуфмана "Кинетический рисунок семьи".

 

Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка);

 

- выявление отношений в семье.

 

Методика проведения: ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштриховка, размеры.

 

Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

 

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

 

1. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

 

2. Эмоциональное напряжение и дистанция.

 

3. Дискомфорт.

 

4. Наличие враждебности по отношению к взрослым.

 

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.

 

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

 

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от

 

родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

 

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

 

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

 

Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30%).

 

В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.

 

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50%). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

 

К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20%). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

 

После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:

 

-физическое наказание;

 

-отсутствие общения с родителями;

 

-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);

 

-общение с ребёнком на повышенных тонах.

 

По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

 

Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.

 

В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.

 

Методика "Неоконченные предложения".

 

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.

 

Методика проведения: детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову.

 

Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30%).

 

Так, Света В. ответила: "Мой папа очень весёлый", "Моя мама и я любим стряпать"; Серёжа А.: "Моя мама добрая", "Мой папа и я играем в конструктор"; Стас В.: "Моя мама целует меня".

 

Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %). Так, Вадим К. ответил: "Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь Р.: "Моя мама ругается"; Артём А.: "Я чувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает".

 

Так, Аня С. пояснила: "Мой папа и я никогда не играем", "Мы с мамой любим гулять".

 

Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.

 

Так, Денис П. сказал: "Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю"; Катя П.:

 

"Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят".

 

В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них. Руслан М.: "Когда я шумно играю, папа кричит на меня"; Аня К.: "Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком"; Игорь Р.: "Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один".

 

По результатам нашего исследования нами были выявлены причины, вызывающие тревожность у ребёнка:

 

-боязнь физического наказания;

 

-страх остаться дома одному;

 

-отсутствие родительской ласки;

 

-крики родителей за проступки.

 

Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70%). Из них у 15 (50%) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 6 детей (20%) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.

 

По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними нет взаимопонимания.

 

Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов.

 

Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка пятилетнего возраста.

 

Методика проведения: родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30 родителей только 4 (13%) имеют достаточно полные знания о воспитании детей пятого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение. 20 человек (67%) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании. У 3 родителей (10%) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А 3 родителей (10%) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.

 

Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.

 

Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

 

Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.

 

Методика проведения: родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ. Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

 

Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу "симбиоз" и "маленький неудачник". Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и "авторитарная гиперсоциализация".

 

Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

 

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям: оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33%); к нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47%); родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20%).

 

По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей. Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности. Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в неблагополучных семьях. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились: детские отношения к родителям; знания родителей о воспитании ребенка; родительские отношения к детям.

Информация о работе Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях