Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи. Экономические факторы процесс активизируют процесс распада семьи, большинство детей воспитывается в неполной семье, растёт число детей, рождённых вне брака, родители уклоняются от воспитания детей.

Содержание

Введение
1. Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях
1.1 "Родительские отношения": виды, критерии
1.2 Характеристика гуманных отношений и путей их развития в психолого-педагогической литературе
1.3 Сущность понятия "социально-неблагополучная семья"
1.4 Виды, особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
2. Психолого-педагогические условия гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
2.1 Характеристика МДОУ детского сада № 9 комбинированного вида
2.2 Традиционные виды работы с неблагополучными семьями
2.3 Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье
2.4 Разработка программы по созданию психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
Заключение
Библиография
Приложения

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

 

Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

 

Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

 

Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей.

 

Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду. Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности. На мой взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:

 

- у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

 

- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

 

- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

 

- в семье – неблагоприятная обстановка, чрезмерная опека.

 

Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на их коррекцию.

 

 

 

2.4 Разработка программы по созданию психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях

 

 

 

Цель программы:

 

·  создание психолого-педагогических условий гуманизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях;

 

·  апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.

 

Задачи:

 

1.  Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка пятого года жизни.

 

2.  Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.

 

Программа была направлена на работу с родителями и детьми.

 

Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:

 

- пропедевтический;

 

- вводный;

 

- развивающий;

 

- контрольно-оценочный.

 

На формирующем этапе в исследовании приняло участие 20 родителей и 20 детей.

 

Ход работы:

 

Первый этап, направлен на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начинается со знакомства. Ведущий называет свое имя и рассказывает о себе и предлагает сделать то же самое остальным.

 

На втором этапе родителям зачитывается лекция о психологических особенностях детей пятилетнего возраста. Просмотр фильма. Проведение родительского собрания.

 

На третьем этапе родители принимают участие в дискуссии. Проводиться обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Родителям предлагается составить характеристику своего ребенка. Для выявления детских страхов, для развития умения говорить о своих негативных переживаниях открыто с детьми проводиться упражнение "Расскажи свои страхи". Для того, чтобы дети стали рассказывать о своих страхах, ведущий сам сначала рассказывает о своих страхах в детстве. Затем проводиться рисование своих страхов. Совместное детско-родительское занятие по изготовлению интересных поделок. После изготовления поделок организуется выставка. На четвертом этапе родители делятся впечатлениями о проведенных занятиях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Семья - это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, в которой вырабатывается совокупность норм, поведения, взаимодействия родителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни каждый человек имеет две семьи: в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст или создал сам.

 

Понятие "социально-неблагополучная семья" появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Неблагополучные семьи имеют низкий социальный статус, как правило в нескольких сферах жизнедеятельности не справляются с возложенными на них функциями. Это понятие позволяло выделить категории людей, семей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

 

Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

 

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

 

Детей из неблагополучных семей можно разделить на две группы. К первой мы относит детей, нуждающихся в защите от семьи. Ко второй группе относим детей, нуждающиеся в восстановлении утраченных контактов с семьей. Дети приобретают столь "неприглядный" социальный облик под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. К неблагополучным семьям мы относим: семьи алкоголиков, наркоманов, психически неуравновешенных людей, неполные и малообеспеченные, многодетные и нетрудоспособные семьи, имеющие детей или родителей инвалидов, молодые и безработные семьи, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми, а также семьи, в которых родители заняты индивидуальной трудовой деятельностью, сопряжённой с разъездами.

 

Мы можем выделить ряд общих проблем характерных для всех неблагополучных семей. Это проблемы материально-бытовые (финансовые), жилищные, трудоустройства, психолого-педагогические, медицинские. А также проблемы в социализации, во взаимоотношениях с другими детьми и родителями, проблемы братьев и сестер внутри семьи.

 

Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Одной из основных причин взаимодействия родителей с детьми является нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.

 

Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений.

 

На основе проведенной работы можно сформулировать следующие выводы:

 

1.  Проведенный анализ литературы позволил выявить проблемы развития гуманных детско-родительских отношении в социально-неблагополучных семьях.

 

2.  Для исследования особенностей изучения детско-родительских отношений использовались: рисуночный тест "Кинетический рисунок семьи" (Р. Бернс и С. Коуфман) и методика "Неоконченные предложения". При работе с родителями нами были использованы следующие методы: анкетирование и тестирование "Родительское отношение к детям" (А.Я. Варга, В.В. Столин).

 

3.  Выявлены педагогические условия: создание предметно-развивающей среды, формирование эмпатических чувств, привлечение родителей к сотрудничеству; которые будут положены в основу формирующего эксперимента.

 

4.  разработана коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

 

1.  Абраменкова В. В, "Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре". М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО"МОДЭК", 2000 – 416 с.

 

2.  Арнаутова Е.П. "В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей". М., 2004 – 208 с.

 

3.  Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. – СПб.: Сударыня, 1999.

 

4.  Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., Издательский центр "Академия", 2001.

 

5.  Вестник психосоциальной, коррекционно-реабилитационной работы. 2005 №2, ст. 21-31.

 

6.  Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Издательство "Речь", 2003.

 

7.  Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М., 1997.

 

8.  Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.

 

9.  Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.

 

10.  Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

 

11.  Методика и технологии работы социального педагога:  / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

 

12.  Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ "Сфера",2001.

 

13.  Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/ Сост и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.

 

14.  Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

 

15.  Фесюкова Л.Б. "От трех до семи" М.: "Аист" 2000 – 524 с.

 

16.  "Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и в семье"/ под. ред. Котырло В.К. – М.,1987

 

17.  Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа "Семья".// 2006 №1 ст. 87-99.

 

18.  Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М., 1993. – С.62.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

Мардахаев и Галагузова выделяют следующие группы факторов риска

 

 

 

Медико-биологические, то есть состояние здоровья, наследственные и врождённые свойства, нарушения в психическом развитии, травмы внутриутробного развития;

 

Социально-экономические, то есть материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ родителей, неприспособленный к жизни в обществе;

 

Психологические, неприятие себя, невротические реакции, Эмоциональная неустойчивость, трудности общения;

 

Педагогические, заключаются в несоответствии содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психическому учению, закрытость для положительного опыта.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

Классификация факторов социального риска по Белтчевой С.А.

 

 

 

Социально-экономические – низкий материальный уровень, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;

 

Медико-социальные: экономически неблагоприятные условия, инвалиды либо хронические заболевания родителей, других членов семьи,вредные условия работы родителей и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;

 

Социально-демографические: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;

 

Социально-психологические и психолого-педагогические: семьи с деструктивным эмоционально-конфликтными отношениями супругов, педагогической несостоятельностью родителей и их низким образовательным уровнем; криминалистические: алкоголизм, наркомания, аморальный или паразитический образ жизни, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной структуры.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

Статистические данные по социальному паспорту МДОУ д/с № 9 комбинированного вида на 1 сентября 2010 годаИнформационный раздел              Информационные показатели              Численные показатели

Состав семей по объёму             

Полные семьи

 

Некровные родители

 

Неполные семьи

 

Многодетные семьи

 

Матери-одиночки

 

Всего семей             

161

 

3

 

49

 

8

 

17

 

238

Материальное положение             

Высокий доход (среднедушевой доход выше прожиточного минимума)

 

Средний доход

 

Низкий доход (среднедушевой доход ниже прожиточного минимума)             

нет

 

164

 

62

Социальный статус родителей             

Служащие

 

Рабочие

 

Предприниматели

 

Безработные

 

Домохозяйки

 

Студенты

 

Пенсионеры

 

Инвалиды

 

Всего родителей             

87

 

242

 

7

 

24

 

9

 

15

 

7

 

3

 

242

Образовательный уровень родителей             

Высшее образование

 

Неполное высшее

 

Среднее-специальное

 

Среднее образование

 

Неполное среднее

 

Начальное образование             

53

 

11

 

223

 

75

 

9

 

нет

Особые дети             

Опекаемые дети

 

Дети-инвалиды

 

Дети семей группы риска              6

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

 

Социально-демографический паспорт семьи

 

 

 

Фамилия _____________________________________________________

 

Имя, отчество _________________________________________________

 

Дата рождения ________________________________________________

 

№ ДОУ ______________________________________________________

 

Группа _______________________________________________________

 

Воспитатель __________________________________________________

 

Дата заполнения паспорта_______________________________________

 

Домашний адрес:______________________________________________

 

Телефон:_____________________________________________________

 

Мать:________________________________________________________

Информация о работе Детско-родительские отношения в социально неблагополучных семьях