Детско-родительские отношения к детям с конфликтным и неконфликтным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Цель. Выявить особенности родительского отношения к детям с конфликтным и неконфликтным поведением.

Объект исследования. Родительские отношения.

Предмет исследования. Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с высоким уровнем конфликтного поведения.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Особенности детско-родительских отношений.

1.1. Понятие «Родительские отношения». Воспитание в семье 4

1.2. Типы семейного воспитания 7

1.3. Стили семейного воспитания 9

1.4. Принципы отношений взрослых и детей 11

1.5. Наследственность и развитие 11

1.6. Развитие и воспитание 13

Вывод 16

Глава 2. Методические рекомендации в работе с семьями.

2.1. Понятие «конфликт». Профилактика и разрешение конфликтов 17

2.2. Работа с семьей 19

2.3. Ошибки семейного воспитания 24

2.4. Совместность ребенка и взрослого в событии: инициирование взросления………………………………………………………………………..30

Вывод 31

Заключение 32

Анализ и интерпретация результатов исследования 33

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Введение 3.docx

— 32.99 Кб (Скачать)

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и  детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают  свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно  детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.

Материально-ориентированные  семьи. Главное внимание уделяется  материальному благополучию. Детей  в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматично, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью - чтобы поступить в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться  непредсказуемо.

Родители стараются  вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего  не принимают. Суть в том, что высокие  помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь  предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить будущее, родители фактически обрекают своих  питомцев на неправомерные ограничения  и даже страдания.

Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить  из семьи. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными  особенностями детей, когда они  еще не могут оценить опыта  родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей  вызывают односторонние увлечения  детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - с аморальными  поступками.

Важно, чтобы  родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения  детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические  барьеры общения:

недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия, различие характеров, противоборствующих желаний, отрицательные эмоции.

Антисоциальные  семьи. Это скорее не семьи, а временные  пристанища для детей, которых здесь  не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ  жизни: конфликтуют, угрожают друг другу  и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30%случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Родители, как  правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые  не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих  отношениях друг с другом и с детьми. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному  мнению. Особенно болезненно реагируют  дети на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке.

Острые конфликты  могут возникать из-за эмоциональной  глухоты родителей. Дети всех возрастов  особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных  переживаний, душевного подъема, возвышенных  устремлений, непонятных взрослым. Непонимание  и непринятие таких переживаний  взрослыми ведет к обоюдному  отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

На фоне новых  возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники  пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, особенно отцов. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Исследования Г.А. Филатовой  показали, что в среднем 80% из них  лояльно относятся к матери и  только 20% - к отцам: «отец пьет много», «не заботится о семье», «не  хочет помогать материально».[8]

1.3. Стили семейного  воспитания.

В современно практике семейного воспитания довольно определенно  выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и  попустительское отношение родителей  к своим детям.

Авторитарный  стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные  средства этого стиля. У детей  он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это  ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку  А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл «авторитетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства». Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных, мстительных.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный стиль  предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения

А.С. Макаренко  называет «авторитетом любви». Суть его  заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться»  к людям. Это, можно сказать, социально  опасный способ отношений с детьми.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают  самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

1.4. Принципы отношений  взрослых и детей.

1.Принцип равенства.  Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.

2.Принцип диалогичности.  Мир детства представляет собой  особую ценность для взрослых: диалог двух миров (детей и  взрослых) составляет учебно-воспитательный  процесс, в котором обучение  есть движение содержание мира  взрослости в мир детства, а  воспитание - движение содержания  мира детства в мир взрослости.

3.Принцип сосуществования.  Мир детства и мир взрослых  должны поддерживать обоюдный  суверенитет, исходить из идеи  невмешательства, не навязывания  друг другу своих ценностей  и законов. Любая акция взрослых  или детей не должна наносить  ущерб ни одной стороне.

4.Принцип свободы.  Предоставление миру детства  полной свободы в выборе собственного  пути. Взрослые обязаны сохранять  жизнь и здоровье детей.

5.Принцип соразвития. Процесс развития мира детей  идет параллельно развитию мира  взрослых.

6.Принцип единства. Мир детства и мир взрослых  не образуют двух разграниченных  миров, но составляют единый  мир людей.

7.Принцип принятия. Особенности любого человека  должны приниматься другими людьми  такими, каковы они есть. Отношения  должны складываться только на  основе безоговорочной любви.  Ненависть может проявляться  только в отношении поступка, а не человека, т.к. человек  больше, чем его негативный поступок. Человека нельзя переиначить  мгновенно, вдруг, просто объявив  порочным тот образ жизни, который  он ведет, запретив жить так,  как он живет. 

1.5. Наследственность  и развитие.

Процесс и результаты человеческого развития детерминируются  совместным воздействием трех генеральных  факторов - наследственности, среды  и воспитания. Базу развития образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии  главных внешних влияний - среды  и воспитания. Взаимодействие названных  факторов может быть либо оптимальным, либо, при переоценке одного или  другого внешнего слагаемого, негармоничным.

Наследственные  программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что  делает человека человеком, так и  то особенное, что делает людей столь  непохожими друг на друга.

Кроме биологической  наследственности существенное влияние  на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой  новорожденный человек активно  усваивает социально-психологический  опыт родителей и всех, кто его  окружает. Понятие социального наследования ввел в научный оборот российский генетик М.П.Дубинин.

Особенно важен  вопрос о наследовании моральных  задатков. Ведущим положение отечественной  педагогики долгое время было утверждение, что эти качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем  более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожденного, говорили древние,- «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания.[8]

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими  людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое  развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой  происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности  контактов выделяется ближняя и  дальняя среда. Когда педагоги говорят  о влиянии среды, они имеют  в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья.

Ребенок - обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его  интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том  числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и  социальные качества личности также  закладываются в семье.

Американский  психолог Вулвилл предложил четыре модели влияния внешней среды  и опыта на развитие поведения: первая модель - «больничная койка» - ребенок  в первые месяцы жизни находится  под влиянием среды как беспомощный  пациент; вторая модель - «луна-парк» - ребенок выбирает те развлечения, которые  он хочет испытать, но он не может  изменить их последующее влияние  на себя; третья модель - «соревнования пловцов» - человек осуществляет свой путь по определенной «плавательной» дорожке фактически независимо от внешних стимулов (среда выступает как поддерживающий контекст для поведения человека); четвертая модель - «теннисный матч» - осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и человеком, подобно тому, как теннисист должен приспосабливаться к действиям своего противника и в то же время он влияет на поведение другого игрока способом отражения.[11]

1.6. Развитие и воспитание.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Оно - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Воспитанием  можно добиться многого, но полностью  изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную  лепту - от самой незначительной до максимально возможной.

Воспитание подчиняет  развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых, заранее  запроектированных условно рефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развития в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Информация о работе Детско-родительские отношения к детям с конфликтным и неконфликтным поведением