Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:41, курсовая работа
Цель. Выявить особенности родительского отношения к детям с конфликтным и неконфликтным поведением.
Объект исследования. Родительские отношения.
Предмет исследования. Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с высоким уровнем конфликтного поведения.
Введение 3
Глава 1. Особенности детско-родительских отношений.
1.1. Понятие «Родительские отношения». Воспитание в семье 4
1.2. Типы семейного воспитания 7
1.3. Стили семейного воспитания 9
1.4. Принципы отношений взрослых и детей 11
1.5. Наследственность и развитие 11
1.6. Развитие и воспитание 13
Вывод 16
Глава 2. Методические рекомендации в работе с семьями.
2.1. Понятие «конфликт». Профилактика и разрешение конфликтов 17
2.2. Работа с семьей 19
2.3. Ошибки семейного воспитания 24
2.4. Совместность ребенка и взрослого в событии: инициирование взросления………………………………………………………………………..30
Вывод 31
Заключение 32
Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Библиографический список
Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.
Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматично, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью - чтобы поступить в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.
Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.
Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - с аморальными поступками.
Важно, чтобы
родители в таких ситуациях стремились
разобраться в мотивах
недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия, различие характеров, противоборствующих желаний, отрицательные эмоции.
Антисоциальные
семьи. Это скорее не семьи, а временные
пристанища для детей, которых здесь
не ждали, не любят, не приемлют. Родители,
как правило, ведут аморальный образ
жизни: конфликтуют, угрожают друг другу
и детям, пьянствуют, воруют, дерутся.
Влияние таких семей крайне негативное,
в 30%случаев ведет к
Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг с другом и с детьми. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке.
Острые конфликты могут возникать из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие таких переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.
На фоне новых
возможностей самореализации личности
в условиях демократических свобод
современные подростки и
1.3. Стили семейного воспитания.
В современно практике
семейного воспитания довольно определенно
выделяются три стиля (вида) отношений:
авторитарное, демократическое и
попустительское отношение
Авторитарный
стиль родителей в отношениях
с детьми характеризуется строгостью,
требовательностью, безапелляционностью.
Угрозы, понукания, принуждение - главные
средства этого стиля. У детей
он вызывает чувство страха, незащищенности.
Психологи утверждают, что это
ведет к внутреннему
В авторитарном
типе отношений родителей к ребенку
А.С. Макаренко выделял две
Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения
А.С. Макаренко
называет «авторитетом любви». Суть его
заключается в потакании
Демократический
стиль характеризуется
1.4. Принципы отношений взрослых и детей.
1.Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.
2.Принцип диалогичности.
Мир детства представляет
3.Принцип сосуществования.
Мир детства и мир взрослых
должны поддерживать обоюдный
суверенитет, исходить из идеи
невмешательства, не
4.Принцип свободы.
Предоставление миру детства
полной свободы в выборе
5.Принцип соразвития.
Процесс развития мира детей
идет параллельно развитию
6.Принцип единства.
Мир детства и мир взрослых
не образуют двух
7.Принцип принятия.
Особенности любого человека
должны приниматься другими
1.5. Наследственность и развитие.
Процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов - наследственности, среды и воспитания. Базу развития образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным, либо, при переоценке одного или другого внешнего слагаемого, негармоничным.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
Кроме биологической
наследственности существенное влияние
на развитие человека оказывает социальная
наследственность, благодаря которой
новорожденный человек активно
усваивает социально-
Особенно важен
вопрос о наследовании моральных
задатков. Ведущим положение
Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья.
Ребенок - обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.
Американский психолог Вулвилл предложил четыре модели влияния внешней среды и опыта на развитие поведения: первая модель - «больничная койка» - ребенок в первые месяцы жизни находится под влиянием среды как беспомощный пациент; вторая модель - «луна-парк» - ребенок выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но он не может изменить их последующее влияние на себя; третья модель - «соревнования пловцов» - человек осуществляет свой путь по определенной «плавательной» дорожке фактически независимо от внешних стимулов (среда выступает как поддерживающий контекст для поведения человека); четвертая модель - «теннисный матч» - осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и человеком, подобно тому, как теннисист должен приспосабливаться к действиям своего противника и в то же время он влияет на поведение другого игрока способом отражения.[11]
1.6. Развитие и воспитание.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Оно - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту - от самой незначительной до максимально возможной.
Воспитание подчиняет
развитие человека намеченной цели. Целенаправленное
и систематическое влияние
Информация о работе Детско-родительские отношения к детям с конфликтным и неконфликтным поведением