Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:41, курсовая работа
Цель. Выявить особенности родительского отношения к детям с конфликтным и неконфликтным поведением.
Объект исследования. Родительские отношения.
Предмет исследования. Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с высоким уровнем конфликтного поведения.
Введение 3
Глава 1. Особенности детско-родительских отношений.
1.1. Понятие «Родительские отношения». Воспитание в семье 4
1.2. Типы семейного воспитания 7
1.3. Стили семейного воспитания 9
1.4. Принципы отношений взрослых и детей 11
1.5. Наследственность и развитие 11
1.6. Развитие и воспитание 13
Вывод 16
Глава 2. Методические рекомендации в работе с семьями.
2.1. Понятие «конфликт». Профилактика и разрешение конфликтов 17
2.2. Работа с семьей 19
2.3. Ошибки семейного воспитания 24
2.4. Совместность ребенка и взрослого в событии: инициирование взросления………………………………………………………………………..30
Вывод 31
Заключение 32
Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Библиографический список
Введение 3
Глава 1. Особенности детско-родительских отношений.
1.1. Понятие «Родительские отношения». Воспитание в семье 4
1.2. Типы семейного воспитания 7
1.3. Стили семейного воспитания 9
1.4. Принципы отношений взрослых и детей 11
1.5. Наследственность и развитие 11
1.6. Развитие и воспитание 13
Вывод 16
Глава 2. Методические рекомендации в работе с семьями.
2.1. Понятие «конфликт».
Профилактика и разрешение
2.2. Работа с семьей 19
2.3. Ошибки семейного воспитания 24
2.4. Совместность
ребенка и взрослого в событии:
Вывод 31
Заключение 32
Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Библиографический список
Введение.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержена разнообразным отрицательным воздействиям.
Для ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я.
Варга, В.В. Столина, родительские отношения
- это система разнообразных
В современном обществе взаимоотношения взрослого и ребенка и особенно отношения родителей и детей приобретает важное значение. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что родители разучились общаться со своими детьми. Современный ритм жизни все чаще сводит общение к минимуму, к общению «на ходу». И поэтому очень часто дети остаются один на один со своими проблемами, с тем миром, в котором они вынуждены жить.
Цель. Выявить
особенности родительского
Объект исследования. Родительские отношения.
Предмет исследования.
Особенности родительского
Гипотеза. Родительские отношения определяют уровень конфликтного поведения детей.
Методы исследования. Для проверки гипотезы был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально - психологической и психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, экспертная оценка, психодиагностические методы, анализ результатов исследования
Для изучения опыта родителей в воспитании детей, выявлении ошибок в родительском воспитании был использован опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис). Для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) - опросник «Измерение родительских установок и реакций» (Е.С.Шеффер, Р.К.Белл).
Глава
1: Особенности детско-
1.1. Понятие «Родительские отношения». Воспитание в семье.
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребёнка, рассмотрим ее значение в его жизни.
Семья как определённая
социальная общность волновала умы
философов, историков, социологов, педагогов,
психологов во все времена. Но и по
сегодняшний день в современной
науке так и нет единого
определения понятия «семья», хотя
попытки сделать это
В психологическом
словаре для родителей можно
встретить следующее
«Семья - основанная
на браке или кровном родстве
малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью.
В браке и семье отношения
обусловлены различием полов
и половой потребностью, проявляются
в форме нравственно-
В социологии семья рассматривается как:
-первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;
-основной фактор в социализации;
-социальный
институт, регулирующий различные
стороны жизни на основе
-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;
-общность, для
которой характерна особая
Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье)- общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, друзей. Эти исследования позволили педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какова семья, таков и выросший в ней человек.[8]
Данная зависимость используется на практике. Достаточно пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Так же пообщавшись с родителями можно понять, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.
В современном
обществе все заметнее становится кризис
семьи, пути выхода из которого пока не
ясны. Кризис выражается в том, что
семья все хуже реализует свою
главную функцию - воспитание детей.
Причины кризиса лишь отчасти
связаны с экономической
В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни - 30 минут.[8] Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия для большинства семей непозволительная роскошь. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - к выяснению того, какие оценки получены.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье можно отметить:
· невысокий
экономический уровень
· низкая культура
общественной жизни, двойная мораль,
социальная напряженность, боязнь заболеть
и другие причины, приводящие людей
в состояние повышенного
· двойная нагрузка на женщину в семье - в плане работы и семейных отношений. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77ч в неделю, в том числе дома - 36ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11ч;
· высокий процент разводов как следствие многих социально-бытовых и моральных причин. Развод - это всегда проблема воспитания детей;
· бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;
· обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Сообщения об убийствах на бытовой почве не исчезают с газетных страниц.[8]
Впервые за многие
десятки лет наше общество столкнулось
с проблемой детской
Родители, бессознательно
проявляя повышенную заботу о своих
детях, могут излишне часто
Взрослые, общаясь
с детьми, зачастую не осознают важных
различий между психикой взрослого
человека и психикой ребенка, который
еще не научился в полной мере противостоять
угрожающим явлениям окружающего мира
и различать действительно
Мальчики и
девочки более боязливы, если считают
главной в семье мать, а не отца.
Особую предрасположенность к страхам
старшие дошкольники
Следует отметить, что до определенного возраста дети в семье живут как бы в «тепличных условиях», а взрослые сознательно или инстинктивно стараются защитить их от реалий суровой действительности. От детей принято многое скрывать, и это, с одной стороны, охраняет психику ребенка от резких воздействий, но, с другой стороны, создает у него упрощенную и даже неправильную картину мира. Понятно, что рано или поздно эта неадекватная модель действительности сталкивается с суровой реальностью, и это столкновение может иметь характер тяжелейшей психической травмы.
Подытоживая эти в общем-то хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к следующим выводам:
· Влияние семьи на ребенка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
· В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.
· Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья - таково общество.
· Семья обеспечивает преемственность традиций.
· Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
· Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
1.2. Типы семейного воспитания.
Сколько семей,
столько особенностей воспитания, и,
тем не менее, можно выделить типичные
модели отношений между взрослыми
и детьми в семьях. В основу анализа
положено видоизменение отношений
как одной из фундаментальных
характеристик межличностных
Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи - порядочность, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.
Информация о работе Детско-родительские отношения к детям с конфликтным и неконфликтным поведением