Детско-родительские отношения к детям с конфликтным и неконфликтным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Цель. Выявить особенности родительского отношения к детям с конфликтным и неконфликтным поведением.

Объект исследования. Родительские отношения.

Предмет исследования. Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с высоким уровнем конфликтного поведения.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Особенности детско-родительских отношений.

1.1. Понятие «Родительские отношения». Воспитание в семье 4

1.2. Типы семейного воспитания 7

1.3. Стили семейного воспитания 9

1.4. Принципы отношений взрослых и детей 11

1.5. Наследственность и развитие 11

1.6. Развитие и воспитание 13

Вывод 16

Глава 2. Методические рекомендации в работе с семьями.

2.1. Понятие «конфликт». Профилактика и разрешение конфликтов 17

2.2. Работа с семьей 19

2.3. Ошибки семейного воспитания 24

2.4. Совместность ребенка и взрослого в событии: инициирование взросления………………………………………………………………………..30

Вывод 31

Заключение 32

Анализ и интерпретация результатов исследования 33

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Введение 3.docx

— 32.99 Кб (Скачать)

Введение 3

Глава 1. Особенности  детско-родительских отношений.

1.1. Понятие «Родительские  отношения». Воспитание в семье  4

1.2. Типы семейного  воспитания 7

1.3. Стили семейного  воспитания 9

1.4. Принципы  отношений взрослых и детей  11

1.5. Наследственность  и развитие 11

1.6. Развитие  и воспитание 13

Вывод 16

Глава 2. Методические рекомендации в работе с семьями.

2.1. Понятие «конфликт». Профилактика и разрешение конфликтов 17

2.2. Работа с  семьей 19

2.3. Ошибки семейного  воспитания 24

2.4. Совместность  ребенка и взрослого в событии:  инициирование взросления………………………………………………………………………..30

Вывод 31

Заключение 32

Анализ и интерпретация  результатов исследования 33

Библиографический список

Введение.

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических  и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как  самая чувствительная часть социума  подвержена разнообразным отрицательным  воздействиям.

Для ребёнка  семья - это целый мир, в котором  он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

В современном  обществе взаимоотношения взрослого  и ребенка и особенно отношения  родителей и детей приобретает  важное значение. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что родители разучились общаться со своими детьми. Современный ритм жизни все чаще сводит общение к минимуму, к общению «на ходу». И поэтому очень часто дети остаются один на один со своими проблемами, с тем миром, в котором они вынуждены жить.

Цель. Выявить  особенности родительского отношения  к детям с конфликтным и  неконфликтным поведением.

Объект исследования. Родительские отношения.

Предмет исследования. Особенности родительского отношения  к детям младшего школьного возраста с высоким уровнем конфликтного поведения.

Гипотеза. Родительские отношения определяют уровень конфликтного поведения детей.

Методы исследования. Для проверки гипотезы был применён комплекс методов, включающий теоретический  анализ социально - психологической  и психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, экспертная оценка, психодиагностические методы, анализ результатов исследования

Для изучения опыта  родителей в воспитании детей, выявлении  ошибок в родительском воспитании был  использован опросник «Анализ семейного  воспитания» (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер и  В.Юстицкис). Для изучения отношения  родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) - опросник «Измерение родительских установок и реакций» (Е.С.Шеффер, Р.К.Белл).

Глава 1: Особенности детско-родительских отношений.

1.1. Понятие «Родительские  отношения». Воспитание  в семье.

Прежде чем  понять сущность влияния родительских отношений на ребёнка, рассмотрим ее значение в его жизни.

Семья как определённая социальная общность волновала умы  философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но и по сегодняшний день в современной  науке так и нет единого  определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались  великими мыслителями ещё много  веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

В психологическом  словаре для родителей можно  встретить следующее определение  семьи:

«Семья - основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения  обусловлены различием полов  и половой потребностью, проявляются  в форме нравственно-психологических  отношений».

В социологии семья  рассматривается как:

-первичная социальная  группа, в которой начинается  и протекает социальная жизнь  человека;

-основной фактор  в социализации;

-социальный  институт, регулирующий различные  стороны жизни на основе принципов  и правил, принятых в обществе;

-социальная  система, все члены которой  имеют определённые статус и  роли;

-общность, для  которой характерна особая система  межличностных отношений.

Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье)- общее название для процессов  воздействия на детей со стороны  родителей и других членов семьи  с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена  ее влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в  ней человека. Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние  семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает  другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь  опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, друзей. Эти исследования позволили педагогам вывести  зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какова семья, таков и выросший в ней человек.[8]

Данная зависимость  используется на практике. Достаточно пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Так же пообщавшись с родителями можно понять, какие в их семье  вырастают дети. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.

В современном  обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что  семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины кризиса лишь отчасти  связаны с экономической ситуацией  в стране - у них более общий  характер. Многие специалисты пришли к такому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно  ведущую к разрушению устоев, ухудшению  нравов и человеческих отношений  и в конечном итоге к гибели общества. Легкомысленное отношение  к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая  распущенность, высокий процент  разводов самым пагубным образом  отражаются на воспитание детей.

В большинстве  нынешних семей основные силы и время  родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических  исследований, работающая женщина в  сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни - 30 минут.[8] Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия для большинства  семей непозволительная роскошь. Общение  родителей с детьми сводится в  основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - к выяснению того, какие оценки получены.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного  воспитания детей в семье можно  отметить:

· невысокий  экономический уровень большинства  трудовых семей, когда основное время  родителей тратиться на добывания  средств к существованию;

· низкая культура общественной жизни, двойная мораль, социальная напряженность, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей  в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;

· двойная нагрузка на женщину в семье - в плане  работы и семейных отношений. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки  в простых семьях с детьми составляет 77ч в неделю, в том числе  дома - 36ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11ч;

· высокий процент  разводов как следствие многих социально-бытовых  и моральных причин. Развод - это  всегда проблема воспитания детей;

· бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу  за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;

· обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Сообщения об убийствах на бытовой  почве не исчезают с газетных страниц.[8]

Впервые за многие десятки лет наше общество столкнулось  с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей вообще лишена семейного уюта. Заботу о  них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно- воспитательных учреждений, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров.

Родители, бессознательно проявляя повышенную заботу о своих  детях, могут излишне часто предостерегать ребенка, чтобы он чего-то опасался, никуда не ходил, оберегают его от «нехороших» сверстников и старших  людей. Ряд таких преувеличенных опасений касается здоровья: чтобы  ребенок не поранился, не получил  заражения крови, столбняка, инфекции, не простудился, не утонул в реке. Такое  отношение может приводить к  формированию сверхтревожной личности, склонной к фиксации на своих страхах.

Взрослые, общаясь  с детьми, зачастую не осознают важных различий между психикой взрослого  человека и психикой ребенка, который  еще не научился в полной мере противостоять  угрожающим явлениям окружающего мира и различать действительно опасные  и нейтральные раздражители. Фриц Риман в своей книге «Основные  формы страха» писал по этому  поводу: «В обычных (нормальных) условиях взрослые, в отличие от детей, имеют гораздо более богатый выбор вариантов ответов и сил для противостояния страху: они могут продумать ситуацию, познать и изучить факторы, вызывающие страх, могут понять, откуда исходит источник страха, и благодаря такому пониманию получить соответствующую помощь, и, наконец, они могут правильно оценить возможность угрозы. Всеми этими свойствами не располагает ребенок. Он слишком мал, чтобы распознать и различить объект своего страха, он внутренне беспомощен, он не знает, как долго это может продлиться и что случилось».

Мальчики и  девочки более боязливы, если считают  главной в семье мать, а не отца. Особую предрасположенность к страхам  старшие дошкольники обнаруживают при наличии конфликтов между  родителями.

Следует отметить, что до определенного возраста дети в семье живут как бы в «тепличных условиях», а взрослые сознательно  или инстинктивно стараются защитить их от реалий суровой действительности. От детей принято многое скрывать, и это, с одной стороны, охраняет психику ребенка от резких воздействий, но, с другой стороны, создает у  него упрощенную и даже неправильную картину мира. Понятно, что рано или  поздно эта неадекватная модель действительности сталкивается с суровой реальностью, и это столкновение может иметь  характер тяжелейшей психической травмы.

Подытоживая эти в общем-то хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к следующим выводам:

· Влияние семьи  на ребенка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно  ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.

· В семье  формируются те качества, которые  нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.

· Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным  выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья - таково общество.

· Семья обеспечивает преемственность традиций.

· Важнейшей  социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена  общества.

· Существенное влияние оказывает семья на выбор  профессии.

1.2. Типы семейного  воспитания.

Сколько семей, столько особенностей воспитания, и, тем не менее, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми  и детьми в семьях. В основу анализа  положено видоизменение отношений  как одной из фундаментальных  характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени  напряженности и последствиям негативного  влияния на воспитание детей.

Семьи, уважающие  детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи - порядочность, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

Информация о работе Детско-родительские отношения к детям с конфликтным и неконфликтным поведением