Детские страхи и фобии. Лечение фобий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его "концепции травматического обусловливания" события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт, предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приемов для снятия тревожности разработано у А.М.Прихожан. Также большую работу в разработке решения проблем преодолела белорусский врач и ученый Хрущ Инесса Анатольевна, которая предложила комплексную терапию фобических расстройств у детей.

Содержание

Введение

1. Фобии. Общее понятие

1.1 Общее понятие фобий

1.2 Виды фобий. Функции фобий

1.3 Причины возникновения фобий. Детские страхи

1.4 Выводы

2. Детские страхи и фобии. Лечение фобий

2.1 Борьба с фобиями

2.2 Воздействие на фобии (страхи) в детстве

2.3 Выводы

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая по фобиям.docx

— 56.39 Кб (Скачать)

 

Как альтернативный способ лечения  может применяться гипноз.

 

- Арахнофобия (частный случай зоофобии, боязнь членистоногих (преимущественно паукообразных), относится к числу самых распространённых фобий. Причём у некоторых людей гораздо больший страх может вызывать даже не сам паук, а изображение паука)

 

В качестве терапии против отравляющей жизнь арахнофобии хорошо зарекомендовала себя, как и при всех прочих фобиях, поведенческая терапия. На первом месте находятся формы конфронтационной терапии. Лечение заключается в том, что пациент напрямую сталкивается с причиной своего страха -- пауком. Он общается непосредственно с пауком, вплоть до прикосновения к птицеедам или паукам того же размера. Очень важно при этом выдержать, преодолеть страх, чтобы потом сказать себе: это было вовсе не так страшно. Если избегать источника своего страха, то фобия может только усилиться. Многие люди, в прошлом страдающие фобией, после успешно проведенного лечения, держат пауков в качестве домашних питомцев (гиперкомпенсация страха). Следует отметить, что опытные разводчики пауков не советуют впадать в крайности: брать пауков на руки; возможна сильная аллергическая реакция на волоски пауков. Менее эффективный способ лечения арахнофобии -- специальные компьютерные программы в которых пациенту приходилось контактировать с пауками . А так же игры в которых необходимо уничтожать паукообразных существ (психологи проводили эксперименты с игрой «Half-Life»).

 

- Клаустрофобия (психопатологический  симптом, фобия замкнутых или  тесных пространств. Считается, наряду с агорафобией, одним из самых распространенных патологических страхов).

 

Для снятия проявлений клаустрофобии  обычно используются антидепрессанты.

 

Методы психотерапии клаустрофобии  те же, что и для других видов  фобий. В частности в рамках бихевиоризма предлагается следующий метод:

 

Пациент обучается навыкам  релаксации, контроля своего физического  стресса и блокировки негативных мыслей.

 

Поэтапное погружение пациента в пугающую его ситуацию. [3]

 

Клаустрофобия, возникающая  в очень тесных пространствах (например когда человека зажало где-либо, если он застрял в трубе, дымоходе и т.д.), является нормой. Это защитная реакция организма, которая возникает в угрожающих жизни условиях.

 

2.2 Воздействие на фобии  (страхи) в детстве

 

 

На каждом из этапов своего развития дети испытывают различные  страхи, которые различны для разных возрастов:

 

- от рождения до 6 месяцев  малышей способен напугать громкий  и неожиданный шум, любое быстрое  движение со стороны другого  человека, падение и потеря поддержки.

 

- от 7 месяцев до года  малыша пугают уже определенные  громкие звуки (например, шум пылесоса), практически любые незнакомые  люди, раздевание, одевание и смена  обстановки, высота. Для многих малышей  источником страха является отверстие  стока в ванной и душ.

 

 

- дети от 1 до 2 лет могут  бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания  и сна (ночные кошмары).

 

- источником страхов детей  до 3 лет являются отвержение со  стороны родителей, незнакомых  ровесников, смена обстановки, изменение  порядка жизни. Помните об этом, отдавая своих малышей в садик,  ваше категоричное поведение  может привести к тому, что  возрастной страх закрепится. Специалисты  советуют определять детей в  садик либо до 1,5 лет, либо после  3, поскольку период с 2 до 3 лет  является во многом критическим  и трудным для малышей. Кроме  того, детей этого возраста пугают  угрожающие и непонятные объекты  большого размера - краны, машины.

 

- дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этом возрасте родители наконец-то решают, что их ребенок уже не так уж мал чтобы спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело для ребенка, ибо именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало.

 

- в 6-7 лет апогея достигает  страх смерти. Именно в этом  возрасте у ребенка формируется  чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он  понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают  и это касается и его семьи.  Кстати, именно в этом возрасте  дети довольно часто переживают  первую семейную утрату - начинает  уходить из жизни старшее поколение.

 

- 7-8-летние дети боятся  вызвать неодобрение со стороны  родителей, не соответствовать  их пожеланиям и ожиданиям.

 

- дети с 8 лет больше  всего боятся смерти родителей.

 

Хочется повторить, что вышеперечисленные  страхи - возрастные, в идеале они  должны проходить по истечении определенного  времени, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться. Самый бесстрашный возраст - у девочек в 3 года, у мальчиков - в 4 года.

 

Таблица «Детские страхи (норма)».

 

 Можно заметить, с возрастом  количество страхов у детей  увеличивается, при этом у детей  из неполных семей страхов  больше, особенно у мальчиков,  живущих с матерями. Это связано  с тем, что ребенок не имеет  положительного примера родителя  того же пола и чувствует  себя неуверенно, самооценка у  него занижена. То же касается  и детей из неблагополучных  семей, и детей из семей,  живущих замкнуто. Наиболее же  страхам подвержены старшие дошкольники  и девочки. 

 

Обратимся к таблице «Детские страхи (норма)». Здесь приведены  данные исследования М. Кузьминой «Детский невроз страха». Для каждой половозрастной группы количество страхов мною строго регламентировано.

 

Звездочкой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.

 

Психологам следует обратить особое внимание на следующие «кризисные»  возрасты: 3-4 года, когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает, 6-7 лет, 11-12 лет.

 

Сложным «кризисным» периодом, как видно из таблицы, является семилетний возраст. Причем для дошкольников в  этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников -- другие, более взрослые -- социальные: опоздать в школу, смерти родителей.

 

Следует знать, что с 12 лет  количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребенок к 16-18 годам не должен испытывать подобных страхов.

 

Наличие страхов в 16-18 лет  говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает  на наличие невроза или фобии.

 

Воздействие:

 

Реакция родителя на страх  должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и  чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите  его описать чувства и сам  страх. Чем больше ребенок будет  говорить о страхе, тем лучше - это  лучшая терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится.

 

Попробуйте переубедить  ребенка бояться чего-либо, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте  что-либо. Можно придумать сказку и разработать с ребенком комплекс мероприятий по борьбе со страхом. Например, ребенок, боящийся, что-то кто-то ночью  влезет в его окно, придумал целую  историю про то, как он победил  незваного гостя с помощью  игрушечного ружья, которое для  такого случая всегда было наготове. Однако ребенок должен стараться придерживаться разработанных правил. Если страх  выраженный, то бороться с ним надо дробно. Например, если ребенок боится собак, для начала стоит сходить  в гости, где есть маленький щенок  и поиграть с ним, потом, возможно, съездить на птичий рынок и т.д.

Разумеется, старайтесь повысить самооценку ребенка, поддерживайте  успешные для него виды деятельности, всегда умейте тактично оценить успехи ребенка в преодолении страхов. Помните, что прямой вопрос опасен - он может спровоцировать рецидив. Всегда старайтесь готовить ребенка к приближающейся угрожающей ситуации, обеспечьте ему  надежную защиту, но не делайте ее избыточной.

 

В психотерапии существует множество  методик снятия страхов, но мы остановимся  на наиболее эффективных и простых.

 

Рисование страха

 

Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течение двух недель. На повторном  занятии ребенку предлагают подумать и изобразить на обратной стороне  этого же листа, как он не боится данного страха. Таким образом бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается.

 

Бывают случаи, когда дети отказывались рисовать на обратной стороне  листа. При этом они говорят, что  страх очень сильный и они не знают, что нужно сделать, чтобы от него избавиться. В подобных случаях психолог в присутствии ребенка может взять лист с изображением страха и сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх испарится». Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.

 

Сочинение рассказа на тему страха

 

В этом случае задача психолога -- приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора.

 

В моей практике (М.Кузьмина, психолог) была пациентка Кристина восьми лет, которая боялась медведя. По представлению девочки, он мог  ночью влезть в окно второго этажа  и загрызть ее. У Кристины был  нарушен сон, аппетит, возникли школьные проблемы. Вместе с Кристиной мы рисовали медведя на бумаге, а я  попутно рассказывала ей о поведении  этого животного в условиях дикой  природы, тайги. На одно из занятий я  принесла репродукции с картин русских  художников, рисовавших медведей. Кристина с удовольствием слушала, как  я в лицах читала басни Крылова  «Медведь в сетях», «Трудолюбивый  медведь», стихотворение «Топтыгин  и лиса». Кристина отметила, что во всех сказках медведь представлен  в образе неудачника, милого глупца, которого немного жалко.

 

Затем мы вместе сочинили рассказ  о том, как медведь ночью отправился на свидание к медведице и заблудился. Он попробовал влезть в чужое окно, но не смог дотянуться и свалился в  сугроб, набив большую шишку. Кристина громко смеялась, слушая эту историю  еще и еще раз. Теперь ее уже  больше не пугал большой, злой медведь. Проснувшись ночью, она вспоминала эту шутку, улыбалась и спокойно засыпала.

 

Использование игры, небольших  представлений и инсценировок

 

На занятиях в группах  детям предлагают сочинить сказку или  придумать страшную историю. Их можно  начать словами: «Жил-был...» или «Однажды...». Дети с неврозом страха, как правило, придумывают истории с печальным  концом. Задача психолога заключается  в том, чтобы проиграть их сюжеты в группе. Но настаивать на этом не нужно, ребенок сам должен предложить свой рассказ для постановки. Затем  автор распределяет роли и начинается представление.

 

Во время занятий в  группе детей четвертого класса один мальчик написал рассказ о  том, как разбойник залез ночью  в дом и убил всех членов семьи. Во время спектакля другой мальчик, игравший разбойника, отказался играть по предложенному сценарию и неожиданно предложил новый сюжет. Он пробрался  в комнату, где жили родители, и  нечаянно наступил на спящую собаку. Она  залаяла, и все проснулись. Но поскольку  разбойник был один, а домочадцев было много, он с позором бежал, забыв  даже прихватить награбленное. Все  было разыграно очень темпераментно. Даже сам автор, не принимавший участия  в представлении, довольно улыбался.

 

В группах детей более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны быть небольшими и в форме диалога. Один герой отрицательный, а другой -- положительный. При этом дети могут просто импровизировать на предложенную психологом тему: «Вас остановил милиционер», «Вы ждете на улице приятеля, а его долго нет, и вот наконец он появляется», «Ссора с другом» и т.д.

 

Использование фильмов ужасов

 

Несмотря на спорность  этого метода, он вполне применяем. Обязательное условие -- фильм должен быть точно по теме страха (например, страх перед ураганом или наводнением) и с положительным концом.

 

«Открытая война» со страхом

 

Случай из практики. Дима, 12 лет, пострадавший от взрыва дома в  Москве (осень 1999 г.). По описанию родственников, это -- тихий, уравновешенный мальчик, любимый друзьями и учителями. После случившейся трагедии он боялся оставаться дома один, ездить в лифте, боялся узких, замкнутых помещений.

 

Успешность лечения в  подобных случаях зависит от внутренней готовности ребенка к преодолению  своих проблем, к ведению с  ними «открытой войны». Во время  занятий Дима ложился на пол и  накрывал себя сверху одеялом. Постепенно увеличивалось время его пребывания в искусственной изоляции от нескольких секунд до 15-20 минут. Так, постепенно, ребенок  научился бороться со своим страхом, переживать его. Затем на занятия  пришла бабушка, и все, взяв одеяло и  посадив внутрь Диму, раскачивали  его. Дима громко кричал: «Я ничего не боюсь! Я сильный! У меня все получится!»

 

На групповой терапии  была придумана незатейливая игра. Дима стоял в центре круга из 10 человек. Его задачей было бороться со всеми и вырваться за пределы  круга. Применение данного психологического приема работы со страхами стимулируют  в ребенке смелость, уверенность  в себе и своих возможностях. Кроме  этого, Дима понял, что он не одинок и все его друзья готовы оказать  ему помощь и поддержку.

 

Фантазирование

 

Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда  у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность  эмоций. В таких случаях невротичного ребенка можно попросить закрыть  глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку  предлагают побыть этим страхом и  рассказать от его имени о своих  ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени  страха расскажет самому себе, кто  он, как от него избавиться. Во время  диалогов надо следить за сменой интонации  ребенка, ведь именно здесь могут  промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с  которыми в дальнейшем необходимо работать.

Информация о работе Детские страхи и фобии. Лечение фобий