Детские страхи и фобии. Лечение фобий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его "концепции травматического обусловливания" события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт, предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приемов для снятия тревожности разработано у А.М.Прихожан. Также большую работу в разработке решения проблем преодолела белорусский врач и ученый Хрущ Инесса Анатольевна, которая предложила комплексную терапию фобических расстройств у детей.

Содержание

Введение

1. Фобии. Общее понятие

1.1 Общее понятие фобий

1.2 Виды фобий. Функции фобий

1.3 Причины возникновения фобий. Детские страхи

1.4 Выводы

2. Детские страхи и фобии. Лечение фобий

2.1 Борьба с фобиями

2.2 Воздействие на фобии (страхи) в детстве

2.3 Выводы

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая по фобиям.docx

— 56.39 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

1. Фобии. Общее понятие

 

1.1 Общее понятие фобий

 

1.2 Виды фобий. Функции  фобий

 

1.3 Причины возникновения  фобий. Детские страхи 

 

1.4 Выводы

 

2. Детские страхи и фобии.  Лечение фобий

 

2.1 Борьба с фобиями

 

2.2 Воздействие на фобии  (страхи) в детстве 

 

2.3 Выводы

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Введение

 

 

Фобия - понятие, очень отождествимо с понятие страх. Ведь фобия, это и есть страх. Фобия (от др.-греч. цьвпт, fobos -- «страх») - это какой-то неконтролируемый страх. Страх - древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих.

 

"Большинство ученых  полагают, что чувство страха  присуще всем высшим животным  и в гораздо большей мере  свойственно человеку с его  тонко развитой психикой. Животные  страхи - страх уничтожения и страх  неизвестного - в равной степени  присущи и Homo sapiens. Но если животное может бояться лишь конкретных опасностей, то человек благодаря своему воображению и умению анализировать окружающую действительность, научился бояться загодя.

 

Страхи бывают разные - объяснимые и иррациональные, оправданные и  надуманные, и даже полезные. Но в  большинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бывает избавиться без помощи психотерапевта, например в случаях, когда страх  перерос в фобию - невротическое  расстройство".

 

Подавляющее большинство  страхов в той или иной степени  обусловлены возрастными особенностями  и имеют временный характер.

 

Экономический, политический, идеологический, экологический, космический, инфекционный и т. д. страх стал сегодня  такой же реальностью, как само существование  человека.

 

Чего боятся люди? Разумеется, у каждого человека конкретные причины  испытывать страх могут быть бесконечно разнообразны. Но все их можно свести к немногим типам, характерным для  конкретного общества. В каждом конкретном обществе страхи могут многое сказать  и о самом обществе. Так, в большинстве  исследованных этнографами реликтовых, доклассовых обществ люди больше всего боятся потусторонних сил: гнева могущественных сверхъестественных существ, колдовства. Археологические  данные и дошедшие до нас документы  свидетельствуют, что то же самое  было характерно для большинства  доклассовых обществ в прошлом.

 

Не менее, а то и более, чем страхи перед наглядными опасностями, людей продолжали терзать страхи перед потусторонними силами. Порой страхи приобретали характер эпидемий.

 

Многие технические новшества  возникли, как следствие желания  человека защитить себя от чего-то или от кого-то. Всё развитие человечества связано с защитой, обороной. Все крепости, замки, земляные валы, рвы, стены городов, технические приспособления - всё это совершенствовалось из-за стремления защититься. То есть, мы можем сказать, что страх - это положительная эмоция, так как он развивает человека, мобилизует его на какое-то действие или, наоборот, останавливает. Но когда страх и тревога становятся запредельными, то они начинают играть отрицательную роль, то есть парализуют человека.

 

Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его "концепции травматического обусловливания" события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт, предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приемов для снятия тревожности разработано у А.М.Прихожан. Также большую работу в разработке решения проблем преодолела белорусский врач и ученый Хрущ Инесса Анатольевна, которая предложила комплексную терапию фобических расстройств у детей. Также известны работы по изучению страхов у детей у Зигмунда Фрейда. Также стоит отметить и работу Дж. Нордонэ, который разработал краткосрочную терапию по решению вопросов фобий, страхов и расстройств.

 

Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы: разработка основных методов воздействия  на фобии, особенно у детей. Конкретными  задачами курсового проекта является:

 

1. Изучить само понятие  фобии.

 

2. Понять, в чем заключатся  проблема фобий

 

3. Определить основные  методы воздействия на фобии,  особенно у детей.

 

1. Фобии. Общее понятие

 

 

1.1 Общее понятие фобий

 

 

Фобия (от др.-греч. цьвпт, fobos -- «страх») -- иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также иррациональные отношения неприязни, неприятия и ненависти к чему-либо -- страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме.

 

 Например, при наличии  айхмофобии человек старается всеми силами избегать острых предметов, которыми он боится пораниться или поранить других людей. В случае развития аквафобии он боится плавать, а при клаустрофобии поднимается вверх исключительно по лестнице, так как ему страшно находится в закрытом лифте. Фобический страх относительно легко можно победить в начале его возникновения, но он может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем.

 

Фобии традиционно рассматривались  в рамках навязчивых состояний, относящихся  к расстройствам мышления. Навязчивые состояния - это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают («навязываются») какие-то страхи, сомнения, мысли, влечения, действия. Несмотря на критическое отношение к подобным явлениям, избавиться от них человек  не может. Навязчивые состояния не обязательно  свидетельствуют о психическом  расстройстве, они могут встречаться  и у здоровых людей, например, каждому  из нас знакомо навязчивое повторение каких - либо слов (так называемых «слов - паразитов»), навязчивое напевание  понравившейся мелодии и т. д.

 

Слово «фобия» прошло сложные  трансформации в употреблении, и  в настоящее время зачастую под  «фобиями» понимаются не только патологические страхи, но и иррациональное резко  отрицательное отношение к кому-либо, чему-либо. Некоторые слова из приведённых  ниже, -- неологизмы, по историческим причинам, имеющие словооснову -фоб- и обозначающие не фобии в клиническом смысле, а скорее иррациональное негативное отношение к чему-либо, не имеющее патологического характера. Например, таково происхождение слов ксенофобия, русофобия, юдофобия, гомофобия.

 

Страх это эмоция, возникающая  в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию  индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличи от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфичность переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Разнообразные навязчивые движения - двигательные стереотипы, возникающие при неврозах могут сохраняться в течение длительного времени (года и более) после прекращения травмирующей ситуации и нормализации условно рефлекторной деятельности.

 

Навязчивые движения усиливаются  при всяком эмоциональном возбуждении (при раздаче корма соседним собакам, появлении новых соседей и  т.п.), но прекращаются прицеленаправленных действиях (еда, ориентировочно - исследовательские реакции). Возникающие в этих условиях очаги застойного возбуждения приобретают доминирующее значение и начинают стереотипно функционировать при действии любого раздражения.

 

И.П. Павлов считал фобии следствием патологической подвижности тормозного процесса. При этом он предполагал, что психологически обозначаемое как  страх, трусость, боязливость имеет  своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших  полушарий. Патологическая лабильность  тормозного процесса обусловливает  легкое возникновение и утрированный характер этих тормозных реакций. Обсуждая опыты с фобиями, Павлов подчеркивал  эмоциональную окраску болезненности, мучительности этого состояния.

 

Фобии как условно рефлекторные неадекватные реакции страха, сопряженные  с определенной обстановкой или  определенным раздражителем, вероятно, связаны с функциональными нарушениями  на всех уровнях, но прежде всего на корковом, определяющем - в силу его пластичности, способности хранить информацию и сопоставлять явления, происходящие в данный момент, с прошлым опытом.

 

Признаки Фобий:

 

В пугающих ситуациях должны присутствовать как минимум два  из следующих симптомов тревоги, причём один из них должен входить  в первую четвёрку:

 

1. усиленное или учащенное  сердцебиение;

 

2. потливость;

 

3. тремор или дрожь;

 

4. сухость во рту; 

 

5. затруднения в дыхании; 

 

6. чувство удушья;

 

7. боль или дискомфорт в груди;

 

8. тошнота или неприятные  ощущения в животе;

 

9. чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;

 

10. дереализация (чувство, что предметы нереальны) или деперсонализация (чувство нереальности относительно собственного «Я»);

 

11. страх потери контроля, сумасшествия;

 

12. страх умереть; 

 

13. приливы жара или  ознобы;

 

14. онемение или ощущение  покалывания. 

 

1.2 Виды фобий. Причины  возникновения фобий

 

 

Можно различать несколько  видов фобий:

 

С научной точки зрения в мире существует три вида фобий.

 

1. Простая (еще можно встретить название специфическая) - Человек боится совершенно конкретных вещей

 

· Природной среды - боязнь молний, воды, шторма и т.д.

 

· Опасение животных - страх  перед змеями, грызунами, пауками  и т.д.

 

· Медицинское опасения - связанные с боязнью крови, получения инъекции, посещения врача и т.д.

 

· Ситуативные - боязнь мостов, оставления дома, вождения и т.д.

 

· Особенные (боязнь числа 13 - это тредекафобия.=)

 

2. Социальная фобия - это  страх сделать что-нибудь публично. Социальные фобии -- это когда люди избегают ситуаций, где много народу, например, чтобы себя не скомпрометировать

 

3. Агорафобия. страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами. Некоторые ученые относят ее в ситуативные фобии, но многие выделяют ее как особый тип.

 

А с бытовой точки зрения, все фобии можно разделить  на три части в зависимости  от возраста.

 

1. Детские фобии. Каждый  ребенок испытывает страх к  отрицательным персонажам сказки - Баба-яга, Кощей бессмертный,  бармалей. У многих детей есть распространенный страх - боязнь темноты, барабашек и тому подобное. Конечно же, все эти кошмары и страхи в большинстве случаев проходят.

 

2. Подростковые фобии.  Как известно личность человека  в период полового созревания  только формируется. Практически  у всех тинейджеров неустойчивая нервная система. Но это и неудивительно, ведь в этом возрасте на них выливается большой поток информации, домашние задания, личная жизнь, гормоны. Все это превращает тинейджеров в рассадник страхов. Самая распространенная фобия в подростковый период - танафобия, страх смерти, и интимофобия, страх пред отношениями с противоположным полом. И эти все фобии тоже быстро проходят. Но, если какой-то страх так и остался с детского или подросткового периода, то кинему не надо относится, как к пожизненному диагнозу, очень важно его искоренить.

 

3. Родительские фобии.  Практически все родители подвержены  самым разнообразным страхам,  связанные, так или иначе, с  ребенком - это страх, что ребенок  потеряется, его украдут, побьют. В молодых семьях возникает панический страх перед ответственностью, но в этом нет ничего удивительно, ведь вырастить и воспитать хорошего человека - это не простое дело.

 

Что касается функций страха, то они должны совпадать с основными  функциями эмоций. Андрусенко, ориентируясь на анализ функций эмоций, осуществленный В.К.Вилюнасом, попытался определить основные функции страха.

 

1. Оценочная функция страха. Ее можно рассмотреть в трех аспектах: а) определение самодостаточности качества человека для осуществления активной экспансии этого качества на окружающий социум; б) образное представление силы иного позволяет человеку определить меру своей зависимости от иного; в) страх выступает - будь то неосознанная или осознанная его форма - предварительной оценкой иррациональных модусов внутренней или внешней рефлексии.

 

2. Синтезирующая функция  - особенность страха выступать  синтезирующей основой для целостного  и структурированного отражения  всего комплекса ситуации страха.

 

3. Сигнализирующая функция  - определяет пути аналитической  работы отражательного механизма  по фильтрации отраженных вариантов  ситуации страха в зависимости  от степени их значимости для  человека.

 

4. Суть регулирующей функции  заключается в мобилизации отражательных  ресурсов на наиболее угрожающих  участках, в обеспечении оптимального  состояния психофизиологического  комплекса человека в целом  и его подструктур в частности,  в выборе соответствующих форм  реагирования, предполагающих в  случае недостатка собственных  ресурсов для преодоления ситуации  страха сообщить об этом окружающему  сообществу.

Информация о работе Детские страхи и фобии. Лечение фобий